Представьте себе, что вам предлагают выкупить долю в недавно созданном предприятии. Допустим, 10%. И вы, особо не раздумывая, соглашаетесь. Что это значит? А то, что вас принимают за наивного дурачка. За доброго Буратино, который легко расстается со своими денежками. В принципе, так и есть. Вот я – тот самый наивный дурачок. И даже хуже, чем Буратино: в отличие от своего деревянного брата я относил свои денежки на «Поле чудес» не один раз…
В принципе, я сейчас ничего нового не скажу. Но, может быть, найдется еще пара-тройка таких же, как я, и это поможет им избежать серьезных, а точнее, просто роковых ошибок. Итак, был я одним из учредителей в успешном предприятии. Дивиденды капали постоянно. Запросы у меня были небольшие, так что основная часть денежек оседала в сейфе. И хотелось эти денежки куда-то пристроить. И вот тут знакомые ребята, этакие шустрые молодцы, знатоки рекламных технологий и передовики медиа-бизнеса, предложили вложиться. А что? Дело-то новое, интересное, надо попробовать. Открыл я сейф, достал денежки и радостно отнес новым компаньонам. Ура!
Проходит месяца два, и один из учредителей предлагает мне выкупить долю – 19,5% уже в другом предприятии. Что бы сделал на моем месте нормальный предприниматель? Да хотя бы посмотрел баланс, а не поверил бы ясным глазам и доброй улыбке. Как говорится, прикинул все к носу или к какой-то другой части тела… Так нет же – с радостью принимаю предложение. И так же радостно несу денежки. А потом как-то между делом выясняется, что…
До того как я ввязался в это дело, на предприятии было три учредителя. У всех были примерно равные доли. А деньги были только у одного. Один учредитель денежкой не вложился – считалось, что он послужит фирме своими мозгами и деловыми связями. Другой обещал вскорости рассчитаться: мол, скоро вернут долги, и тогда… Но долги ему не отдавали, да, впрочем, я подозреваю, что никто этому товарищу и не был должен. На что эти ребята надеялись? Они рассчитывали, что дело пойдет прямо со старта – идея-то бизнеса, казалось, была классная! Но со старта не получилось. Требовались инвестиции. Денежки пришлось вкладывать и дальше. Мало того, сдуру согласился стать поручителем кредита. А тут еще кризис как-то не вовремя подкатил. Народ завыл: «Кушать нечего! Кредиты на шее висят, хоть топись!» Доставал денежку из домашнего сейфа, нес народу…
Короче, эта контора тихо сдулась. А вот второе предприятие, как говорят, еще работает. Но работает оно в Златоусте, а зарегистрировано – в Трехгорном. Как там на самом деле идут дела, я не знаю. Учредитель с милой такой улыбкой заверяет: «Прибыли нет!» И так уже десять лет. Что делать? Адвокат сказал, что с моими процентами дергаться бесполезно, например, аудит я назначить не могу. Да и попасть в Трехгорный, как сами понимаете, весьма проблемно. Ездить, судиться, как говорится, себе дороже. Жду, пока в компаньоне проснется совесть. Но, похоже, жду безнадежно.
Радует только одно – примерно в те же времена мне предлагали выкупить один процент в новой солидной фирме с иностранным капиталом за $70 тысяч. А вот эта сумма меня уже напрягла. Я выяснил, что на прибыль предприятие выйдет этак лет через семь-восемь. Да и дивиденды там «маленьким» компаньонам платить не собирались. А кто потом у меня этот процент за реальную сумму купит?
Думал, что бизнес будет кормить меня на пенсии. Вот сяду на даче и буду заниматься каким-то приятным делом. Например, кроликов разводить, книжки писать. Кроликов развожу, а вот на книжки времени нет – на работе так упишешься, что тут уж не до художественной литературы. Сижу вот и пишу, как попал в число дураков, учу других. Но будет ли толк? Сомневаюсь. Перечитать сказку про «Буратино», что ли?
Сергей Смирнов – журналист, писатель, поэт, автор нескольких книг. Вице-чемпион России по греко-римской борьбе среди мастеров. С великим удовольствием трудится на даче. О работе не думает только на охоте. Охота, по его мнению, это и есть счастье. Даже если возвращаешься домой без трофеев.
Фото: Фото автора