Ежегодно в Челябинской области происходит свыше тысячи наездов на пешеходов. Несмотря на то, что статистика постепенно снижается, люди продолжают гибнуть и получать ранения под колесами автомобилей. Причем нередко по своей же вине. Для водителя подобная ситуация оборачивается крайне неприятными последствиями – гложущее чувство вины, суды, материальная ответственность...Проблемы по всем фронтам ждут автомобилиста даже в случаях, когда он строго соблюдал правила, а пострадавший пешеход, напротив, грубо пренебрегал ими. Почему так – в материале 74.ru.
За пешего нарушителя ответит водитель
По данным областной Госавтоинспекции, за десять месяцев этого года на Южном Урале по вине пешеходов произошло 453 ДТП, в которых 74 человека погибли и еще 392 были ранены. Что вполне очевидно, самыми частыми нарушениями здесь были переход проезжей части на красный или в неположенном месте, а также неожиданный выход на дорогу.
Почему же люди, при своей очевидной уязвимости по сравнению с автомобилем, продолжают так неоправданно рисковать своим здоровьем и жизнью – загадка. Регулярно в сводках ГИБДД сообщается о подобным происшествиях. Так, на прошлой неделе в Челябинске пожилая женщина, попытавшись перейти дорогу в неположенном месте, угодила под колеса Peugeot. Итог – травма головы и перелом малой берцовой кости.
В 2016 г. в Челябинске к административной ответственности привлекли 37 106 пешеходов-нарушителей и 32 606 водителей, которые не пропустили пешеходов.
Правозащитники утверждают – даже в случаях, когда доказана вина пешехода в аварии, за кошельком придется лезть все-таки автомобилисту:
«В случаях, когда установлена вина пешего участника дорожного движения в ДТП, по ОСАГО он всегда получит выплату за ущерб, нанесенный здоровью. Кроме того, через суд он вполне может добиться от водителя автомобиля возмещения морального вреда, – говорит автоюрист Лев Воропаев. – Правда, в этом случае у самого водителя есть вполне реальный шанс взыскать с пешехода стоимость восстановительного ремонта после ДТП».
Автоюрист также добавил, что если машина была застрахована по каско, владельцу вообще не придется беспокоиться о выплате: страховая компания возместит ущерб, а затем спросит затраченную сумму по суброгации с пешехода-нарушителя.
Виновен водитель – спросят по полной
Что ни говори, но автомобилист для пешехода представляет гораздо большую опасность, чем пешеход для автомобилиста. За текущий год в Челябинской области произошло 1173 наезда на бесколесных участников дорожного движения. Водители игнорируют правила проезда пешеходных переходов, подвергая тем самым прохожих опасности. В ГИБДД города заявляют, что с января по октябрь только в Челябинске к административной ответственности привлекли 32 606 водителей, не пропустивших пешеходов.
В ситуации, когда ДТП происходит по вине автомобилиста, вся ответственность ложится исключительно на его плечи: вред, нанесенный здоровью, выплачивает страховая компания, моральный и материальный ущерб возмещает водитель.
«В этом случае сумма, которую пешеход может получить с автомобилиста в качестве возмещения морального вреда, может быть на порядок больше, чем если бы виновником аварии выступал сам пешеход, – подчеркнул Лев Воропаев. – Причем даже в случаях, когда человек в результате ДТП получил легкие ранения. Если в результате был причинен ущерб еще и имуществу пешехода, то и за это он может спросить с автомобилиста».
На возмещение стоимости ремонта машины при таком сценарии аварии водителю не стоит даже и надеяться.
Обоюдная вина: на ком большая часть расходов?
Итак, получить что-то за поврежденную в столкновении с пешеходом машину водитель сможет только в случае полного признания вины за последним. Однако, как утверждают эксперты, даже если бесколесный участник дорожного движения шел по дороге на красный, не факт, что его признают единственным и безоговорочным виновником произошедшего.
«Например, в случае, если экспертом-техником будет установлено, что водитель имел возможность не наехать на пешехода, виновность будет разделена – административная и материальная ответственность ляжет на обоих участников, – объясняет автоюрист. – Страховая водителя платит за возмещение вреда здоровью пешехода, водитель – за моральный и материальный ущерб. Также в этом случае часть от стоимости восстановительного ремонта после ДТП автомобилист может взыскать с пешехода. Однако судебная практика в данном вопросе довольно неустойчива – все будет зависеть от каждого конкретного случая».
В общем и целом, вне зависимости от того, чье именно нарушение стало причиной ДТП, принципиальное отличие в конечном итоге будет заключаться лишь в суммах. Если говорить о моральном вреде пешехода, то его можно возместить в любом случае, просто при вине самого бесколесника сумма будет меньше, чем при вине автомобилиста.
«Если говорить о легком вреде, то если пешеход нарвался на него сам – получит, условно говоря, пять тысяч рублей. А если тот же легкий вред был причинен из-за водителя, сумма может вырасти до 60 000 рублей и даже больше», – заключил Лев Воропаев.
Фото: Фото Олега Каргаполова