Свыше 7500 молодых людей со всей области прошли обучение по федеральной программе «Ты – предприниматель». Более 400 малых предприятий, открытых ее выпускниками, продолжают успешно работать. Об этом заявили региональные кураторы проекта на конгрессе молодых предпринимателей и Всероссийской конференции по поддержке малого и среднего предпринимательства в Челябинске.
В двух крупных мероприятиях участвовали как действующие бизнесмены, так и те, кто только задумывается о том, чтобы начать свое дело.
– Программа «Ты – предприниматель» действует в 25 муниципалитетах области – от Карталов и Магнитогорска до Троицка и Кыштыма, – рассказала директор молодежной школы предпринимательства Анна Малышева. – Узнать о новых тенденциях развития современного российского рынка, найти новых партнеров и вместе с ними строить планы на будущее приехали 300 человек из разных уголков региона.
Они послушали откровения состоявшихся бизнесменов, узнали, как продвигать товары и от каких институтов сегодня можно получить поддержку и помощь.
Молодежь, рвущаяся в бизнес, получила шанс «допросить» сразу двух москвичей – руководителя федеральной программы «Ты – предприниматель» Михаила Колтунова и гендиректора НП «Институты развития малого и среднего бизнеса» Андрея Лебедева. Как ни странно, они, не сговариваясь, заявили о том, что выступают против… льгот молодым предпринимателям.
– Я против деления бизнеса на «молодежный» и обычный, так как многие понимают это как преференции для молодых людей, – заявил генеральный директор НП «Институты развития малого и среднего бизнеса» Андрей Лебедев. – Мой опыт говорит о том, что им не нужны соски и памперсы – от взрослых они хотят узнать правила взрослой игры и иметь точки входа на взрослые рынки.
Руководитель федеральной программы «Ты – предприниматель» Михаил Колтунов до недавнего времени сам был предпринимателем, свой первый бизнес, причем производственный, начал в 21 год. Но и он скептически относится к льготам молодым бизнесменам.
– Гораздо важнее создать нужную бизнес-атмосферу, в которой родятся новые возможности для развития предпринимателей в каждом регионе страны, – считает Михаил Колтунов. – Господдержка помогает нивелировать проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. А позже, встав на ноги, они уже самостоятельно принимают решение о том, стоит ли им сотрудничать с государством и в какой форме.
Кстати, предпринимательство в молодежной среде сегодня не так уж модно и популярно. По словам Колтунова, в начале 2000-х годов, по опросам общественного мнения, предпринимательство как выбор жизненной стратегии было на третьем-пятом местах, а сейчас самый лучший показатель в регионах – девятая строчка.
– На первом, наверное, госслужба? – не удержалась я от уточнения.
– Однозначно. Госслужба и все, что с этим связано. И в итоге мы приходим к тому, что сегодня процентов 30 предпринимателей – это те люди, которые не смогли устроиться на бюджетную кормушку, у которых нет пап и мам со связями, или специальность, которую они получили, попав в не самый лучший вуз или на не самый популярный факультет, не позволяет им трудоустроиться туда, куда хочется.
– Молодежь часто обвиняют в том, что она хочет всего и сразу.
– Я не считаю, что это плохо. Вопрос в том, как к этому идти. Предпринимательство – один из возможных путей к деньгам или к успеху. Кто такой молодой человек сегодня? Тот, кто должен решить кучу вопросов за короткое время. Получить образование, сходить в армию, найти работу, социализироваться. Лично для меня предпринимательство всегда было и останется формой самореализации, возможностью заниматься любимым делом и способом зарабатывания денег.
– А что считается критерием успеха федеральной программы «Ты – предприниматель»?
– У нас есть очень четкий KPI, который выражается в количестве бизнесов, созданных молодыми людьми. В этом году программа реализуется в 55 регионах, в том числе в Челябинске. На выходе мы должны обеспечить создание 3000 новых стартапов (в прошлом году было 2200). Предвосхищаю ваш вопрос: сколько из них выживет? Действительно, важный показатель, поэтому сейчас вводим дополнительный KPI, связанный с выживаемостью. Ставим планку на уровне 70%. Защищая программу стоимостью 230 млн рублей перед минфином, мы говорим: государству молодежь нужнее, чем молодежи государство. Выживет хотя бы половина стартапов – и потраченные деньги вернутся в бюджет и внебюджетные фонды в виде налогов и обязательных платежей.
Второй важный момент – нужно создавать в регионах сообщества молодых предпринимателей. Если не будет интеграции, то зачем все это?
– Сейчас и так много бизнес-объединений. Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия», различные ассоциации...
– Да не идет сегодня молодежь в эти традиционные форматы общественных объединений. И не потому, что они плохие. Просто молодой человек приходит в общеизвестные организации, а там такие мастодонты сидят. Догадываетесь, как он будет себя чувствовать со своим маленьким сайтом или ларечком? А когда молодые люди начинают клубиться друг с другом и туда подтягиваются старшие товарищи, прокачиваются темы наставничества, субконтрактации – совсем другое дело. И я убеждён, что молодые предприниматели пойдут только за себе подобным – лидером из понятной среды. За таким же, как они сами.
– Насколько я поняла, ваша задача – выявить тех, кому интересно свое дело. А дальше? Льготы, говорите, не нужны. Тогда что дадите?
– Иногда нужен просто волшебный пинок. (Улыбается). Знаете, сколько из 1000 студентов интересуются предпринимательством? 20. Из них лишь один-два доходят до открытия ИП, создания компании или предприятия. Мы начинаем с информирования: что делать, в принципе, и как это делать на конкретной территории. Рассказываем, зачем идти в бизнес-инкубатор, чего ждать от фондов поддержки предпринимательства, где найти обучающие, акселерационные программы и так далее.
Также мы планируем завязать программы создания новых бизнесов на региональном и даже муниципальном уровнях с социально-экономическим генпланом развития территории. Предприниматели должны видеть потребность. В такой-то местности будет строиться такой-то микрорайон, в нем нужны разные объекты – от детского садика и химчистки до парикмахерской и кулинарии.
В США есть портал по поддержке малого предпринимательства. Заходишь, выбираешь конкретное место, где собираешься открыть бизнес. И тебе тут же высвечивается, сколько рядом парикмахерских, кафе и прочих объектов. Причем даются сведения о среднемесячной выручке, официальной доходности и так далее. Мы еще просто не дошли до такого уровня информированности.
Когда нам удастся повернуть работу с регионами не просто на создание количества субъектов предпринимательской деятельности, а на тесное взаимодействие, это и будет главный успех.
Фото: Фото Олега Каргаполова