Человек написал книгу. Это уже не новость. Писать может каждый. Заплатите 100 рублей, и ваш роман, повесть или другую «нетленку» разместят на одном из литературных ресурсов Интернета. С этого момента можно гордо заявить: «Я – писатель!» Предприниматель, кандидат экономических наук Евгений Ходоровский выпустил свою книгу в бумажном варианте. Ее можно положить на лицо, чтобы защититься от солнца, когда лежишь на пляже. Или использовать в качестве подставки под кружку пива. Или с ее помощью лишить жизни надоедливую муху... А можно и почитать. Или прочитать.
Книжка Евгения Ходоровского «Раднесь» («радость» – ст.-слав. – Прим. авт. ) имеет свою уникальную историю, не менее интересную, чем ее сюжет. Об этом мы и поговрили с автором.
В основу книги Ходоровского легли мистчиеские мемуары его дедушки Игоря Ивановича Казанцева
«Раднесь» – это и мистика, и фантастика, и любовная лирика, и философские рассуждения о телесном человеке и бессмертном духе. В этой книге рассказывается о молодом человеке, получившем странный амулет из рук умирающего деда. Попытки выяснить тайну амулета ведут парня к необычайным приключениям в прошлом и настоящем. Обладатель амулета должен следить за равновесием миров, что даёт ему огромную силу и власть над ними, но и налагает невыносимую ответственность за поддержание тонкой грани равновесия. Мы поинтересовались у автору, откуда возник столь странный и фантастический сюжет – ответ оказался неожиданным.
– Евгений, я слышал, что заняться литературным трудом вас заставила какая-то невероятная мистическая история. Что ж, вполне обычный прием для раскрутки. Так, а теперь скажите честно: было дело, или вы это сами для рекламы придумали?
– Хорошо, скажу честно. Да, если бы я написал коммерческую книжку, на которой рассчитывал заработать, можно было бы придумать «какую-то невероятную мистическую историю». Все было проще. Хотя мистика, конечно, была. И связана она, как ни странно, с моим дедом Игорем Ивановичем Казанцевым. Дед был известным в Челябинске инженером-строителем, профессором ЧПИ, участником Великой Отечественной войны и убежденным коммунистом. Так что этого от него никто не ожидал...
– Так-так, интрига уже началась...
– Когда дед был смертельно болен, он начал писать мемуары. Он много видел, много пережил. Но это не были мемуары в привычном для нас формате. Это была художественная рукопись с элементами фантастики и мистики, в которой было много загадок. Загадки заставляли задуматься, ставили определенные вопросы и наводили на какие-то размышления. Дед перед уходом передал мне стопку исписанных от руки листов. Из рукописи я узнал о нашем роде, об истории фамилии Казанцевых и истории нашей семьи, которая, не побоюсь этого слова, вписана в историю Урала. Воспоминания деда, бережно мною обработанные, вошли фрагментами в мою книгу.
– В книге описаны мистические предметы – два магических амулета древних вогулов (манси), символизирующих темные и светлые силы. Они притягиваются друг к другу, как магниты. Сохранились ли они в вашей семье?
– Нет, конечно, нет. Возможно, что дед услышал эту историю от своих предков. Что касается манси, то в процессе написания книги я заинтересовался историей этого народа, его мифологией. Долгое время манси жили обособленно, им никто не мешал. Северные охотники и рыболовы имели возможность спокойно лицезреть природу и поклоняться своим духам. Наверное, все они были философами.
С этого человека все и началось - мемуары деда Ходоровского вдохновили Евгения на написание книги
– Ваш герой – это...
– Скажем так, он в чем-то похож на меня. Но в отличие от Евгения Ходоровского обладает сверхспособностями и может перемещаться в пространстве и времени. Да, за основу я взял мемуары деда, но все остальное придумал. Честно говорю, что во многих местах, которые описаны в книге, я никогда не был. Это и староверский скит 19-го века, и Ирбит, и пелымская тайга, и перуанские Анды, и остров в Атлантике, и бесконечное хлебное поле в Казахстане…
– Мальчишки моего поколения зачитывались книгами магнитогорского писателя Константина Нефедьева – «Тайна алмаза» (роман отметил культовый писатель-фантаст Иван Ефремов) и «Могила Таме-Тунга». Нефедьев всю жизнь работал на металлургическом комбинате и за границей не был. «Могилу таме-Тунга» он писал, глядя на географическую карту.
– Да, вот и Жюль Верн поступал примерно так же, так что за это я не переживаю.
– Евгений, твой герой Артем однажды пьет пиво после лекций. Это тоже с натуры?
– Артем значительно моложе меня, так почему бы и нет? Когда я писал книжку, то иногда впадал в состояние некой эйфории. А это не хуже алкоголя.
– Сколько времени ушло на написание книжки?
– Дед передал мне рукопись в 1997 году. Я, конечно, начал писать не сразу. Так... ну, наверное, лет 15 на это ушло. Правда, всю основную работу я проделал за последний год.
– Жаль, что уже после потери близких людей мы начинаем понимать, как много потеряли. Я, например, почти не помню рассказов отца и матери, которые прошли всю войну и встретили победу в Берлине...
– Я ведь и сам, если честно, поговорил с дедом только мысленно, когда начал работать над книгой, и изучал его воспоминания. А ведь общение с людьми старшего возраста безумно обогащает, позволяет взглянуть на жизнь под другим углом...
– На вашу книжку, Евгений, появилась первая критика. И первый критик пишет о том, что: «При прочтении не раз ловишь себя на мысли, что перед тобой – неплохой сценарий для очередного бекмамбетовского кинохита в стиле фэнтези или добротной, возможно, в потенциале даже культовой японской анимешки. Чем чёрт не шутит – может, со временем культовым станет и реально существующий в Челябинске адрес на Цвиллинга, 51 – мрачный и скрытый за кованной оградой особняк, где разворачиваются некоторые важные сцены повествования». Вот так!
– Это слишком большой аванс. И в этом случае я воздержусь от комментария. За исключением лишь одного момента: в книге ни разу не упоминается Челябинск. Внимательнее читайте книги, товарищи!
– Где можно купить вашу книжку?
– Зачем купить? 7 декабря я буду выступать в челябинском магазине «Библио-Глобус». Книжку получит в подарок от меня каждый желающий. Все, что нужно – желание прийти.
Фото: Фото предоставлено Евгением Ходоровским