На берегах Миасса вырастут высотные административно-деловые центры, конгресс-холл, гостиницы, оранжерея. Проект планировки территории одобрили на публичных слушаниях 8 декабря. Следующий этап – переговоры с федеральным центром о сужении русла реки. Готовятся ли архитекторы к паводку, что считает кощунством главный архитектор Челябинска, чем городу помог конкурс Archchel-2020 – в материале 74.ru.
– В проекте два вестибюля метро – на пересечении улиц Красной и Труда, а также Каслинской и Набережной. Кроме входа в метро на углу Красной и Труда появятся экспозиционная галерея с оранжереей, – сообщила проектировщик Татьяна Баль. – Запланирована реконструкция зданий на улице 8 Марта – они будут возвышены максимум до 12 этажей. Будет построен бытовой пристрой к цирку (до трех этажей), появится досугово-бытовое здание с парковкой на 15 этажей.
По словам архитектора, доминантой станет административно-деловой центр (до 50 этажей) с досуговым центром, гостиницей и парковкой на 1500 машино-мест – тот самый конгресс-центр, лучший проект которого недавно представило жюри архитектурного конкурса Archchel-2020. Кроме конгресс-холла, окрест Миасса разместятся административно-деловой центр высотой до 25 этажей и еще один – до 17 этажей. Промзону бывшего завода оргстекла реконструируют под торгово-выставочную площадку, здания на ней будут максимум четырехэтажными. Появятся 25-этажный бизнес-центр с парковкой на 360 машино-мест, 11-этажное административно-деловое здание. На месте снесенного объекта культурного наследия на углу улиц Труда и Цвиллинга (ул. Труда, 97) вырастет семиэтажный гостиничный комплекс. Изменится не только облик центра, но и береговая линия реки – здесь выделят 20-метровое пространство под общественные зоны (пешеходная набережная и велодорожки).
Накануне объявления итогов конкурса Archchel-2020 члены жюри изучили набережную Миасса, центр Челябинска и несколько других районов. Эксперты сделали выводы и в беседе с корреспондентом 74.ru отметили, что и как стоит изменить в Челябинске.
– Проектировщики почему-то не думают о том, что города строятся на сотни лет. Должна быть концепция! – заявила одна из участниц слушаний. – Прежде чем строить пять деловых центров, надо понять, не будут ли они пустовать. И за чей счет эти здания будут отапливаться? Нам нужно спросить челябинцев, что им нужно! У нас не средиземноморский климат, никто не будет гулять по набережной, у нас и спорт, и отдых проходят в помещениях. Большие прогулочные набережные не для нас, и небоскребы тоже – это вам не Манхэттен. Что же нам нужно? Челябинск – город, где много студентов и детей. Поэтому не деловые центры нужно строить, а образовательно-досуговые центры, там же сделать интернаты для посещения города на одну-две недели детьми из области. Мы же большой субъект федерации, почему они обделены? Опять, не спрося челябинцев, тратят огромные деньги, и в этом видна коррупционная составляющая. Нужно построить так, чтобы эти здания использовались 24 часа, а не пустовали постоянно.
Напомним, 10 ноября на публичных слушания внесли изменения в правила землепользования и застройки.
– Теперь все объекты к саммиту ШОС и БРИКС, которые мы отметили на проекте планировки, будут размещены на законном основании, к ним не будет вопросов, проект планировки утвердится, объекты будут спроектированы и начнется строительство, – отметила тогда Татьяна Баль.
В проекте планировки на тех слушаниях презентовали еще один мост – улица Цвиллинга будет «пробита» до реки, через которую до цирка проложат мост. В результате получится движение с выходом на улицу Братьев Кашириных. Все мосты на Миассе соединят пешеходной набережной и велодорожками, которые в проекте вынесены на разные уровни.
Сегодня судьба реки стала одной из самых обсуждаемых тем в проекте. Вице-спикер гордумы Илья Мительман заявил, что крайне важно быстро сузить русло Миасса.
– Что такое сужение русла реки – это очищение Миасса через большой проток, – подчеркнул Илья Мительман. – Мы сейчас набережную проектируем, а кто захочет по ней гулять, созерцая болото? Давайте сразу целостный проект сделаем и под федеральную программу деньги получим.
Депутату ответили, что река находится в федеральной собственности и весь следующий год будет посвящен переговорам с представителями различных министерств и ведомств о проведении работ с руслом и набережной Миасса. После этого замглавы Центрального района Андрей Виноградов поинтересовался у Татьяны Баль, выдержат ли новые мосты (транспортно-пешеходный на Цвиллинга и пешеходный от бывшего острова-сада к конгресс-холлу) возможный паводок. Выяснилось, что мосты пока не проектировались, но опасения чиновника наверняка учтут.
Вопросы вызвало и наличие в проекте подземных переходов на улице Кирова. Было высказано мнение, что они неудобны для пожилых людей, инвалидов и молодых родителей.
– Это когда они не оборудованы лифтами, которые есть в проекте. А надземные переходы – на мой взгляд, кощунство, тогда как подземный переход не нарушит существующий ансамбль, – подчеркнул главный архитектор Челябинска Николай Ющенко. – Что касается конгресс-центра, то я сам участвовал в составлении техзадания, был членом жюри. Эти ребята из Москвы просто разместили здание над рекой, разделив его на две части, сделали дом-мост. Такого решения мы не ожидали, были приятно ошарашены. Они сделали еще лучше, чем мы придумали!
По словам Николая Ющенко, здание конгресс-центра будет легко трансформироваться в концертный или киноконцертный зал на 3500 зрителей.
– Максимум здания в верхней точке имеет отметку 150 метров, создавая доминанту городской застройки, обращен на юг. В главном объеме расположены многофункциональный концертный зал, офисный центр с гостиничным комплексом, отделенные друг от друга по вертикали техническими этажами. В малом объеме расположены помещения медиацентра, – говорится в описании проекта-победителя. – Расположение комплекса освобождает площади для организации общественного пространства с возможностью проведения открытых мероприятий как на восточном, так и на западном берегу, одновременно обеспечивает продолжение набережной с пешеходным транзитом через реку. Благоустройство территории выполнено на основе параметрической сетки параллелограммов, включает озеленение, посадку деревьев, мощение, водные поверхности, малые архитектурные формы.
В итоге проект планировки территории в границах улиц Труда, Российской, Братьев Кашириных, Каслинской, Красной, транспортных развязок на пересечении автодороги «Меридиан» с улицами Труда и Бажова утвердили. Но так как публичные слушания носят рекомендательный характер, итоговое решение примет глава Челябинска Евгений Тефтелев.
Каким видят будущее Челябинска президент Союза архитекторов России Николай Шумаков и чешский архитектор Oлег Гаман, читайте в рубрике «Гость редакции» на сайте 74.ru.
Фото: Фото Олега Каргополова, предоставлены Агентством международного сотрудничества Челябинской области