Город История в искусстве: спустя 80 лет челябинцы увидели картины о стройках первых пятилеток

История в искусстве: спустя 80 лет челябинцы увидели картины о стройках первых пятилеток

В Челябинском музее изобразительных искусств открылась выставка произведений советских художников времен первых пятилеток. Это малая часть экспозиции 1936 года «Урало-Кузбасс в живописи».

На открытии выставки говорилось об энтузиазме строителей и романтизме в работах художников. Историки считают, что период начала индустриализации в СССР нельзя оценивать однозначно – для страны это был гигантский прорыв, но в судьбах людей было много трагического.

– Эта экспозиция, на мой взгляд, тонко и точно передает дух того времени, сказал на церемонии открытия выставки директор музея Станислав Ткаченко. – Это еще начало 30-х, еще не создан Союз художников, были разные художественные объединения и потому мы видим здесь еще не героический и не пафосный социалистический реализм, а романтический.

Однако не таким романтичным было само время индустриализации, в нем было много трагического, если говорить о судьбах людей – подневольный и очень тяжелый труд, голод 30-х годов в стране, карточная система распределения, жизнь в сырых землянках и холодных бараках, многие гибли на стройках от холода и болезней.

– Если говорить об этом периоде в истории нашей страны, то нельзя забывать об одном очень важном факте – индустриализация в разных капиталистических странах проходила по-разному, но им понадобилось на это от 100 до 300 лет, у нас это было сделано за 10 (!) лет, – рассказал профессор кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского госуниверситета Георгий Гончаров. – Отсюда все проблемы. В годы первой пятилетки, когда строились промышленные гиганты, использовалась неквалифицированная рабочая сила. Это был оргнабор в деревнях, людей набирали по плану, без их желания и без умения. Нужны были малоквалифированные рабочие, которые должны были копать. И они копали. ГУЛАГ уже потом присоединился к этим стройкам. У нас, например, заключенные работали на объектах Челябметаллургстроя уже во время войны. Сначала это был Бакалстрой (Бакаллаг), а потом называли Челяблаг и Челябметаллургстрой.

В каких условиях жили строители первых металлургических гигантов? Очень часто в землянках и бараках. Люди не доедали, с 1928 года в стране была введена карточная система распределения продовольствия, в 30-х годах был голод, от которого по официальной статистике погибло от трех до пяти миллионов человек.

– Потому что в эти годы большая часть сельскохозяйственной продукции шла на продажу за границу, именно на эти деньги закупалось оборудование для построенных гигантов индустрии, 85% оборудования было закуплено за границей, – продолжает Георгий Гончаров. – И только со второй пятилетки мы начали продавать не только продукты сельского хозяйства, но и нефтепродукты, лес. А на внутреннем рынке в это время было увеличение производства и продажи водки, чтобы казна пополнялась. Сложное было время, тяжелое. Но не надо забывать о том, что многие люди к этому времени относились с энтузиазмом. Поэтому художниками ничего не придумано, энтузиазм был. Когда людям говорят, что все построенное, созданное их руками будет принадлежать им, что завтра они будут жить лучше, а если не они, то их дети – точно, они все будут для этого делать.

Конечно же, работы художников того времени были частью государственной пропаганды, это надо понимать. Тем не менее они передают тот энтузиазм, о котором говорит историк, и, конечно же, ту реактивную скорость, с которой индустриализация происходила на Урале.

Выставка «Урало-Кузбасс в живописи» состоялась 80 лет назад в новеньком еще здании клуба ЧТЗ (сегодня дворец культуры ЧТЗ). Это была первая в истории Челябинска выставка всесоюзного масштаба, в которой участвовало более 100 художников, авторов более 400 произведений. Живописные полотна создавались на конкретном материале – на строительных площадках Челябинского тракторного завода, Станкомаша, Магнитогорского металлургического комбината, Саткинского «Магнезита», шахт и рудников. Художников вдохновляли индустриальные пейзажи и энтузиазм рабочих. И они создавали живописную хронику эпохи индустриализации.

Сегодня в фонде Челябинского музея изобразительных искусств хранится уникальная коллекция живописи ленинградских, московских художников, работавших на Урале (в Челябинской, Свердловской областях, Башкирии) в годы первых пятилеток и строительства индустриальных гигантов. В юбилейную экспозицию, которую можно будет увидеть до конца марта 2017 года, попали всего 47 произведений живописи 18 авторов, среди них известные московские и ленинградские художники: .Модоров, Рянгина, Яковлев, Соколов-Скаля, Карев, Костяницын, Корыгин, Львов, Чахров и другие.

Некоторые работы не экспонировались с 1936 года, другие после реставрации были показаны в экспозиции «Коллекция советского искусства с 1917 по 1983 год» и на других выставках. К этой выставке, как рассказали специалисты музея, также было отреставрировано часть работ при поддержке партнеров музея.

Но есть полотна, которых не коснулась кисть реставраторов, и в этом есть особенная прелесть подлинности. К примеру, полотно ленинградского художника Якова Чахрова «Молочная ферма» 1935 года. Само полотно в нескольких местах надорвано, кое-где краски осыпались, но картина наполнена светом уходящего солнца, ее настроение непередаваемо прекрасно.

Выставка в Челябинском музее изобразительных искусств (картинная галерея на ул. Труда, 92а) продлится до конца марта. В ее рамках запланировано множество мероприятий.

Фото: Фото Олега Каргаполова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления