В преддверии саммита ШОС для Челябинска планируют закупить 10 новых трамваев стоимостью 25 млн рублей каждый. Тем временем львиная доля имеющегося рельсового транспорта города морально устарела и нуждается в капитально-восстановительном ремонте. Причем ремонт старого вагона можно провести своими силами – cобственную технологию капитально-восстановительного ремонта вагонов разработали в челябинском трамвайном депо №1. Журналисты 74.ru познакомились с тонкостями технологического процесса и узнали, что мешает оздоровлению городского транспорта.
В 2013-2015 годах в депо обновили 21 вагон на собственные средства МУП «Челябинский городской электротранспорт». Иногда поступают заказы из других городов. Так, на днях был завершен ремонт партии трамваев из Орска, есть предварительные договоренности о сотрудничестве с Магнитогорском.
Вагон буквально воссоздается заново. Из него убирается все оборудование, сиденья, обшивка, тележки – остается только рама (или, как говорят рабочие, «скелет»). Далее конструкцию очищают и обрабатывают от ржавчины. Тележки вагона остаются родные, но у них также заменяются различные детали.
Все остальное абсолютно новое. Красивые сиденья, тонированные окна, защищающие от яркого солнца, пол с нескользящим покрытием – первое, что бросается в глаза. Вместо подогрева сидений ставятся тепловые пушки, чтобы в салоне был теплый воздух и не замерзали стекла. Вагон обшивается гладкими листами, а не рифлеными – это упрощает восстановление в случае ДТП.
Вся техническая начинка обновленного трамвая ставится такая же, как и в новых моделях №71-623 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
– Старые вагоны управляются механическим контролером, отчего в течение рабочего дня рука устает. В новых стоит джойстик. В кабине вместо печи под сиденьем теплый воздух идет по бокам и на стекла. Утром водитель приходит, включает обогрев: и ногам тепло, и окна оттаивают, – рассказал начальник производства службы ремонтно-подвижного состава Константин Островский. – Трамвай программируется как современный автомобиль. Например, двери работают через привод с умным двигателем на микропроцессорном управлении. Они закрывается сначала на большой скорости, потом замедляется – привод сам считает длину пути и доводки.
Еще одно важное отличие обновленного трамвая – экономия энергии.
– Когда трамвай трогается с места, ему нужно максимальное количество энергии, во время движения – меньше. Старые вагоны с релейно-контактной схемой использовали максимум электричества во всех режимах. Это как если бы вы, придя домой, включили все лампочки и не выключали. Новый вагон имеет микропроцессорную систему управления с тяговым электроприводом на силовых транзисторах, что позволяет использовать столько энергии, сколько необходимо в данный момент для движения, – рассказал директор МУП ЧелябГЭТ Александр Портье. – Поэтому только на тягу экономия электричества составляет порядка 30%.
– Единственное, чем трамвай старой модели уступает новым, – высокий пол. Это не позволяет сделать его доступным для инвалидов-колясочников. Но у нас есть мысль попробовать сделать один вагон с частично низким полом, изменив конструкцию. Опустим раму, поставим портальные широкие двери, – добавил Александр Портье.
Возможностей депо №1 хватит на то, чтобы обновлять по пять вагонов в месяц. Это при условии, что нет задержек с подписанием бумаг, оплатой или поставками запчастей.
Сегодня в таком оздоровлении нуждается 270 вагонов, средний возраст которых составляет около 28 лет. На это потребуется от 4,5 лет и 1 млрд 350 млн рублей. Но в настоящий момент у муниципального предприятия нет средств на восстановление даже одного вагона.
Как прокомментировали в городском управлении транспорта, такая мера, как капитально-восстановительный ремонт, будет использоваться по мере накопления средств. В настоящее время МУП ЧелябГЭТ выводит на маршруты дополнительные единицы транспорта, что позволит привлечь больше пассажиров, а значит и денег.
Между тем и покупка новых, и ремонт старых трамваев будет необходимой мерой в случае создания новой маршрутной сети города, в которой планируется сделать ставку, в том числе на новые трамваи.
– Мы продолжаем работать по формированию новой, я говорю новой, потому что она будет новая, будем вносить изменения в старую сеть, – сообщал в середине ноября глава города Евгений Тефтелев. – Сегодня мы не скрываем, что приоритет – это трамвай, троллейбус, наиболее экологические виды транспорта, и они исконно были, изначально и традиционно челябинские. И сегодня основной упор, который мы делаем при формировании новой маршрутной сети – это обеспечить приоритет развитию трамвайно-троллейбусного парка. Есть федеральные программы, рабочая группа продолжает работу по проведению в Челябинске ШОСа и БРИКСа, у нас есть задумки о вступлении в федеральные программы, о взаимоотношении с теми предприятиями, которые обновляют трамвай и делают его энергосберегающим. В связи с этой проводимой работой цель какая: обеспечить доступность трамвая – раз, с одной стороны, рентабельность данного предприятия – два, чтобы оно работало нормально.
Фото: Фото Ирины Созыковой