Неожиданный поворот получила история с задержанием челябинца, который угрожал взорвать гранату на ЧТЗ. Служебная собака Грейс, которую привезли на обыск нехорошей квартиры, попала к ветеринару, а вечером того же дня отравился её «коллега» – бельгийская овчарка Тайфун, который «работал» по адресу, где мужчина с подругой хранили наркотики. На Южном Урале это первый подобный случай за 10 лет. Обеих собак, к счастью, спасли. Где и как воспитывают четвероногих помощников полицейских – в репортаже 74.ru.
Кинологический центр ГУ МВД области – это настоящий «собачий город», к слову, крупнейший на Урале. Здесь тщательно следят за чистотой породы и здоровьем питомцев. Специалисты центра сами разводят животных, дрессируют их, содержат на протяжении всей служебной карьеры, обычно это восемь лет, а по ее окончании стараются устроить «ветеранам» достойную пенсию, определяя сторожить дома и дачи, к друзьям и родным, хотя по приказу животных нужно усыплять.
– В 2008 году у нас здесь прошёл ремонт, сейчас наполняемость 90 собак. Вот есть даже собачий роддом, где появляются на свет питомцы наших животных, для них созданы специальные условия: тепло, специальный корм, комнаты кварцуются, работает кинолог-ветеринар, – рассказывает начальник центра Владимир Октысюк. – Мы сами разводим собак, грамотно подбираем, с кем свести ту или иную самку, чтобы сохранить чистоту породы, тем более что сейчас существует тенденция к вырождению собак. Каждому щенку в возрасте 45 дней ветслужба присваивает клички и вживляет под холку чип со всеми данными. Знаете, они иногда такие клички придумывают...
В роддоме корреспондентов 74.ru встречают шесть месячных щенят немецкой овчарки. Пока они совсем крохи, на улицу их не пускают, а мать приводят для кормления. Малышей у собаки не отбирают, пока у неё не закончится молоко – так будущие помощники полицейских растут более крепкими и здоровыми. На улице рядом с роддомом уже гуляет выводок чуть постарше – щенки от другой мамы, но того же отца, что и малыши. Это настоящие бесята, которым пока не нужно ничего, кроме как играть с сотрудниками и гостями.
– Мы приветствуем, когда к нам приходят посторонние люди, школьники с экскурсиями, к примеру. Собаки социализируются, им это полезно, – отмечает Владимир Октысюк. – А вообще уже через две недели после рождения специалисты группы разведения проводят первое тестирование щенков, определяя их склонности и способности. В месяц проводится второе тестирование, а в четыре месяца мы уже знаем, на каком направлении будет работать собака, и даём её на выучку конкретному кинологу. К полутора годам обычно мы имеем уже полноценную служебную собаку. У нас есть специалисты всех направлений: по поиску оружия, взрывчатки, людей, наркотиков. Есть несколько собак редкого направления: они могут искать человеческие останки.
Многие псы кинологического центра бывали в горячих точках и боевых операциях.
– Я помню, приехал со своими собаками в Ханкалу в 2013 году, собираемся на операцию, так опера в наш адрес: «собачники», «собачники», «толку от вас», – говорит Владимир Октысюк. – Но я настоял, чтобы собака с кинологом шла впереди всей группы, обследовавшей местность. Идём. Вдруг мой пёс остановился как вкопанный около одного места. Стали смотреть – а там взрывчатка заложена. После этого нас поблагодарили и зауважали.
Грейс – шестилетняя овчарка, как здесь говорят, «рабочая девица». На ура ищет наркотики даже в самых сложных тайниках, поэтому очень востребована. Кинолог Татьяна сегодня отдыхает после дежурства, но её коллеги рассказывают, что когда Грейс отравилась, ее хозяйка очень испугалась, но молниеносно сориентировалась и отвезла собаку к ветеринару. Овчарке поставили несколько капельниц, и уже через час она встала на ноги. Сегодня Грейс фактически здорова и готова к работе.
Ее напарник Тайфун тоже уже не выглядит больным – о недавнем происшествии говорит только выбритая для установки капельницы передняя лапа.
– Тай более крепкий, ему стало плохо через час работы, хотя на второй квартире, мы работали уже ночью, была более высокая концентрация наркотиков, да и объем нашли очень внушительный, – рассказывает хозяйка Тая, начальник отделения кинологического центра капитан Ирина Герасимова. – Конечно, тоже испугались, но уже по аналогии с Грейс понимали, что случилось и что надо делать. А вообще, конечно, как люди от этой дури не умирают, если собака лишь надышалась воздухом в небольшой полуторке, забитой наркотиками.
– Случай очень редкий, у нас в области такого не было, а вот в Тюмени собака погибла в 2015 году, – отмечает Владимир Октысюк. – По данному происшествию мы сразу же доложили информацию в Москву, чтобы всех предупредить.
К слову, Тай с Ириной – неоднократные победители всероссийских кинологических соревнований. Ирина работает с псом с того момента, как нашла информацию о продаже щенков редкой породы – бельгийской овчарки – и привезла малыша из Севастополя.
Ирина Герасимова – потомственный полицейский. С собаками работает с 14 лет и совершенно справедливо считает их и верными друзьями, и защитниками, и умнейшими животными.
Владимир Октысюк, провожая нас, отмечает, что огромное заблуждение считать, что собаку при обучении подсаживают на наркотики. Ни в коем случае собаки не едят запрещенные вещества, их обучают при помощи специальных имитаторов, натаскивают прежде всего на запах, потому что пока человечество не придумало ничего чувствительнее, чем собачий нос. Поэтому и оружие, и наркотики, и бомбы первыми всегда идут искать кинологи со своими верными напарниками.
Фото: Фото Олега Каргаполова