Судьба почтовых открыток советских времен заканчивалась не всегда радужно – их могли попросту порвать и выбросить в мусорку. До 50-х годов открытки издавались редко и малыми тиражами, но в коллекции директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислава Ткаченко есть карточка «С Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота», датируемая 1955 годом. В День защитника Отечества мы решили изучить коллекцию Станислава и найти в ней открытки посвященные Дню защитника Отечества.
Станислав Ткаченко зашел на советскую территорию
Увлечение филокартией (коллекционированием открыток) у Станислава Ткаченко началось с дореволюционных открыток, посылом был интерес к русским художникам-графикам начала ХХ века. Затем коллекционера заинтересовали иллюстрированные открытки, связанные с Первой мировой войной.
– У меня много открыток дореволюционных – выпущенных до 1917 года. Среди них как подписанные, так и не прошедшие через почту, то есть их покупали как красивые картинки и складывали в шкатулки, коробочки. Но лет семь назад я «зашел» на советскую территорию, – улыбается коллекционер. – Сначала стал собирать открытки 20–30-х годов, потом захотелось собрать открытки времен Великой Отечественной войны, потому что их выходило не очень много. А потом понял, что послевоенные годы тоже очень интересны. И еще больше вырос интерес к советским открыткам, когда мы стали утрачивать традиции этого малого жанра графики. Жизнь открытки, как способа поздравления, переписки большого числа людей, завершилась в 1992–1993 годах, когда стали выходить открытки другого формата. С этого момента советская открытка стала важной частью истории отечественной графики, отечественного плакатного искусства.
Каждую открытку можно смело увеличить до большого плаката
Есть в коллекции Станислава Ткаченко раздел, посвященный Советской Армии. Это открытки 50–80-х годов прошлого века. И среди них несколько штук современных – так называемого европейского формата. Но они совершенно другие и по выразительности, и по художественному уровню.
– Советская поздравительная открытка – это всегда маленький плакат, особенно, если она связана с государственными праздниками, – говорит Станислав Ткаченко. – Сюжет весьма прост и при этом наполнен символами и знаками. К примеру, открытки, посвященные 23 Февраля, – это всегда звезда, это знамена родов войск, виды военной техники... Но как это сделано! В каждой открытке можно найти проявление монументального советского искусства. И каждую можно смело увеличить до размеров большого плаката. Я стараюсь собирать открытки, в которых есть четкие приметы времени, которые точно отражают определенный отрезок истории.
Воинская иконография
Тематика 23 Февраля у Станислава Ткаченко классифицирована по сюжетному принципу. Есть здесь раздел «образ солдата». Это монументальные, брутальные, красивые лица мужчин, так называемый канонический образ советского воина.
Еще один раздел – набор определенных символов знаков, в том числе открытки «серпастые и молоткастые». На одной из них поздравительная надпись сделана не на обороте, а прямо на лицевой стороне почтовой карточки. Это гравировка золотом.
– Раньше в доме, где магазин «Уральские сувениры», сидел гравер, и можно было сделать гравировку не только на каслинском литье, на часах, но и на открытке, – вспоминает Станислав Ткаченко. – Открытка с гравировкой выпущена в 1984 году.
Большими тиражами советская открытка стала выходить с 1953–1954 годов
Одна из наиболее старых открыток в коллекции датирована 1955 годом.
– Первые поздравительные открытки с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота стали появляться в годы войны и единичные в послевоенные годы, – отметил коллекционер. – У меня есть открытки 50-х «Слава Советской Армии». А серьезными тиражами советская открытка стала выходить с 1953–54 годов. К этому времени были восстановлены полиграфические предприятия и появилась возможность выпускать открытки большими тиражами.
На обороте можно найти не только имя художника, но и консультанта-цензора
– К примеру, эта открытка 1955 года «Слава советскому флоту» художника Николая Кузнецова. На обороте стоит не только имя художника, но и имя редактора (читай цензора), так было на всех открытках сталинского и постсталинского времени. Здесь указана редактор Акимова. Вероятно, она что-то поправила в работе художника, может быть, в наградах на груди офицера, может быть, в сюжете. Тираж этой открытки 500 тысяч экземпляров.
Военная техника – предмет гордости
Помимо звезд, знамен и других символов, на открытках со временем появляются изображения военной техники, которая была особым предметом гордости.
Эта открытка выпущена спустя два года после создания ракетных войск
– На этой открытке, которая посвящена 50-летию вооруженных сил СССР, мы видим ракетные установки, – показывает Станислав Ткаченко. – Потому что открытка издана через два года после появления ракетных частей. То есть по открыткам можно прочитывать время, его приметы, символы. Но меня интересуют в любой тематике работы определенных художников. Правда, авторский подход в малой графике особенно доминировал в новогодних открытках, потому что политические праздники были канонизированы и приведены к определенному набору художественных символов и знаков, они, как я уже сказал, цензурировались. А вот Новый год предполагал некоторую авторскую свободу и художники любили «рисовать» этот праздник.
Когда открытку пересылали в конверте, можно было занять текстом и адресное поле
Большие тиражи открыток способствовали их популярности. Миллионы праздничных открыток рассылались по всей стране. Места для поздравления на обратной стороне художественной почтовой карточки было немного, и тексты можно назвать лаконичными. Но если открытку отправляли в конверте, то можно было воспользоваться и адресной стороной, тогда текст получался более содержательным.
Телеграмму можно было послать на художественном бланке
Помимо открыток существовали художественные бланки для телеграмм. Такой уникальный бланк хранится в коллекции Станислава Ткаченко.
– Он чудом попал в мою коллекцию, – улыбается его обладатель. – На свое счастье я увидел человека с мешком открыток возле мусорного бака и попросил отдать их мне. Эта телеграмма была адресована бывшему замполиту нашего ЧВВАКУШа, которого поздравляют с Днем авиации. На бланке мы видим маленькие красные самолеты, но все-таки художник посвятил эту свою работу военно-морскому флоту, потому что внутри бланка есть еще одна картинка, на которой изображено море.
Со временем в продаже стали появляться наборы открыток, посвященные праздникам, артистам, историческим датам. К примеру, вот такая серия фотографий с парада на Красной площади 1967 года.
Из набора фотооткрыток к 50-летию Советской Армии
И еще одна интересная открытка с изображением Красной площади. Это уже 1985 год. Скорее всего, это работа художника по фотографии.
Красная площадь – художник явно работал с фотографией
Есть в коллекции и уникальные творческие находки художников, например, палехских мастеров. По словам Станислава Ткаченко, мастера палехской росписи еще в 20-е годы прошлого века перешли на агитационные красные лаки и отвечали на социальные запросы – создавали открытки к праздникам, иллюстрировали книги. Но манера художников, расписывавших знаменитые палехские шкатулки, и в открытке чувствуется сразу.
Работа палехских художников
Однако большая часть открыток к 23 Февраля – это все-таки армейская геральдика и символика, без которой невозможно представить ни одну армию мира.
Звезды и знамена – традиционная символика
А в открытках 70-х отразились многие исторические события времен СССР, связанные с Советской Армией. С середины 50-х и до конца 80-х годов ежегодно к празднику выходило по 10–15 видов открыток. Выбор был огромен. И в каждой работе художника чувствовалась мощь Советской Армии.
Открытки 70-х как экскурс в историю
Фото: Фото Людмилы Ковалевой