Представители малого и среднего бизнеса Челябинской области столкнулись с тем, что не могут участвовать в конкурсах на госзакупки. Причина, на первый взгляд, странная – их автоматически зачислили в крупный бизнес. Жалоба на законодательную казуистику уже поступила уполномоченному по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александру Гончарову. Разбираемся, кто и почему остался без госконтрактов и какой выход из положения предлагают челябинские юристы.
Закон приняли на три дня позже — предприниматели потеряли кучу денег
Лишили льгот
– Из-за изменений в законодательстве поменялась формулировка одного из требований отнесения хозяйственного общества к субъекту малого и среднего предпринимательства. В действующей редакции используется понятие «общества с ограниченной ответственностью», в то время как ранее применялся термин «юридические лица», – говорится в обращении ЗАО «Бовид» к бизнес-омбудсмену. – Теперь все непубличные акционерные общества, несмотря на соблюдение иных условий отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства, автоматически попадают в категорию субъектов крупного бизнеса. Это, в свою очередь, лишает их возможности использовать инструменты господдержки малого и среднего предпринимательства.
Главное, что волнует представителей ЗАО «Бовид» (собственник – челябинский предприниматель Борис Видгоф), – ограничения не позволяют непубличным акционерным обществам подавать заявки на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд. Также возникают проблемы с закупками для отдельных видов юрлиц, участниками которых могут быть только представители малого и среднего бизнеса.
– Такие ограничения являются нарушением прав предпринимателей, – считают в ЗАО «Бовид».
В Челябинской области, по данным на 10 февраля.2017 года, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрированы 71 759 юрлиц, в которых работают 319 818 работников.
Юристы подтверждают, что недавняя реформа законодательства, разделившая акционерные общества на публичные и непубличные, может доставить немало хлопот их владельцам.
– С моей точки зрения, это было практически «карательное» решение законодателя. Проблема очень серьезная. С ней столкнулись и несколько наших клиентов, которые планировали участвовать в госзакупках, – говорит управляющий консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольга Попова. – Закон изменили в прошлом году. Объяснялось это тем, что акционерные общества (АО) трудно администрировать: проверить реальный состав участников, действительно ли в уставном капитале АО не принадлежит более 25% акций публичному субъекту (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию) и более 50% акций иностранным юрлицам или юрлицам, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса.
В июле 2016 года ситуацию поправили, но отложили вступление поправок в силу еще на год. В итоге на полтора года акционерные общества независимо от размера полностью лишили возможности участвовать в госзакупках как малый бизнес (и пользоваться соответствующими льготами).
– То есть ни с того ни с сего определенную часть предпринимателей (пусть даже АО значительно меньше, чем ООО) ограничили в правах, ничем это не компенсируя, – продолжает Ольга Попова. – При этом ничего «шедеврального» не придумали. Просто обязали реестродержателей представлять в уполномоченный орган перечень АО, которые по процентному участию в уставном капитале соответствуют закону и попадают под статус малого бизнеса. Такой перечень должен формироваться по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Но закон-то приняли 3 июля 2016 года, соответственно, пропустив «1 июля текущего года». Видимо, поэтому датой вступления в силу поправок стало... 1 июля 2017 года.
Малый бизнес не сможет участвовать к конкурсах на ремонт дорог
Пожалуются президенту
Предприниматели спохватились только сейчас, потому что во второй половине 2016 года исполняли ранее заключенные госконтракты. А теперь пришла пора новых конкурсов.
– Пока малый бизнес не сможет участвовать в госаукционах, хотя по закону государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у представителей малого и среднего предпринимательства в объеме не менее чем 15%, – отмечает финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. – Тем не менее ожидаю, что эту техническую проблему решат через два квартала – с 1 августа 2017 года должны вступить в силу новые изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». До этого времени многие компании понесут выпадающие доходы.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров назвал проблему системной, поскольку она касается большого количества представителей бизнеса и связана с несовершенством законодательства.
– Мы направим ее в Книгу жалоб и предложений российского бизнеса (так называют ежегодный доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимательства Бориса Титова главе государства Владимиру Путину), – сообщил 74.ru региональный бизнес-омбудсмен. – Со своей стороны, подключив депутатов всех уровней, постараемся решить проблему в короткие сроки.
Чем больше участников в конкурсах на поставку продуктов бюджетникам, тем ниже цены
Стоит ли овчинка выделки?
Чтобы понять, как предпринимателям действовать в ближайшие полгода, Александр Гончаров направил запрос в Министерство экономического развития РФ.
– С 1 августа 2016 года для подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) достаточно зайти на сайт Федеральной налоговой службы России и проверить компанию с помощью специального сервиса – Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, – объяснили в Минэкономразвития РФ и тут же предостерегли. – Однако в настоящий момент там отсутствует оперативная информация о структуре уставного капитала АО. Поэтому сведения о юрлицах, созданных в форме непубличных акционерных обществ, пока не внесены в реестр. Такая возможность предусмотрена лишь с 1 июля 2017 года.
В то же время чиновники оставили слабую надежду предпринимателям, добавив, что в связи с актуальностью проблемы Минэкономразвития РФ совместно с АО «Корпорация МСП», ФНС России и Банком России прорабатывает вопрос создания условий для включения акционерных обществ в Реестр МСП до 1 июля 2017 года.
Что делать предпринимателям, желающим уже сейчас бороться за госзакупки? По словам управляющего консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, единственный вариант снова получить статус субъекта малого и среднего бизнеса – преобразование АО в ООО. Но тут есть свои нюансы.
– Не для всех обществ это возможно, так как в ООО есть количественное ограничение участников – до 50. И не все собственники бизнеса готовы изменить организационно-правовую форму на ООО, поскольку в ней есть ряд особенностей, которые могут в меньшей степени защищать интересы партнеров по бизнесу, – отмечает юрист. – В настоящее время осуществлять преобразование АО в ООО (даже если оно приемлемо в конкретной ситуации) уже не целесообразно. Учитывая ограничения, существующие в законе, и позицию регистрирующего органа, процесс реорганизации удастся завершить не ранее, чем через три месяца, то есть в мае. А там до 1 июля 2017 уже и рукой подать...
Фото: Фото Екатерины Пустынниковой, Олега Каргаполова