– Мы лишили себя одного из праздничных ритуалов советской эпохи – покупать и подписывать открытки, – считает директор музея искусств, челябинский филокартист Станислав Ткаченко. – А ведь это было предощущением праздника, той маленькой радостью, которая придает любому событию неповторимую яркость. Особенно если праздник связан с весной, прекрасными женщинами и цветами. Советские открытки к 8 Марта – какими мы их запомнили?
Праздник 8 матра в СССР был, прежде всего, событием политическим
«8 Марта – Международный женский день», «Слава советской женщине», «Слава героиням труда» – открытки с такими лозунгами считались официальными. На них, как правило, печатались пригласительные тексты на торжественные собрания в честь праздника, а также корпоративные поздравления. Пожалуй, самый знаменитый сюжет такой открытки – красавицы с разным цветом кожи, но с одинаково ослепительной улыбкой, всем своим видом призывающие к миру и счастью.
Для того чтобы поздравить маму, бабушку, одноклассницу или любимую девушку, приобретались открытки яркие – с красивыми женскими лицами, букетами цветов, забавными зверушками, весенними пейзажами. И надо было видеть, с каким старанием они подписывались. Текст и изящность самих букв не должны были нарушить красоты, созданной художником.
Но советские открытки не всегда были цветными. В коллекции Станислава Ткаченко много чёрно-белых поздравительных открыток начала 50-х годов ХХ века. И есть особая серия фотографических открыток, которые он называет «валентинками 30-х».
Первые советские открытки к 8 марта были черно-белыми
– В эти годы цветной офсет еще не был широко распространен, – рассказал филокартист. – И потому выпускались фотооткрытки, в том числе раскрашенные, которые напоминают открытки 1930-х годов, продававшиеся в поездах и на базарах. Я их называю советскими «валентинками». Они выпускались артелями, мелкими кустарями. Иногда их раскрашивали анилиновыми красителями и делали надписи типа «Люби меня, как я тебя». Они исчезли с рынка, как только Никита Сергеевич Хрущев запретил мелко-кустарную промышленность, а в продаже появились цветные открытки, издававшиеся большими тиражами.
Во времена хрущевской оттепели можно было и пошутить
Среди чёрно-белых почтовых открыток к 8 Марта есть с очень забавными сюжетами и веселыми четверостишиями. На дворе 1959 год, хрущевская оттепель, когда можно пошутить в Международный женский день, а не только призывать к солидарности всех женщин Земли. Кстати, открытка с горе-поваром была выпущена в Ростове на Дону.
Художники с удовольствием обыгрывали восьмерку
С появлением на рынке цветных открыток возможности художников выросли. В начале 60-х прошлого века, когда оттепель еще продолжались, художники давали волю фантазии, и всячески пытались обыграть цифру 8. На одной открытке восьмерка была представлена в качестве стола, за которым мужчины торгуют мимозой.
– Надо сказать, что наиболее демократичные открытки выпускались тогда, да и позднее, в Ленинграде, – продолжает Станислав Ткаченко. – Например, вот эта – с роботом. Год издания 1963-й. Еще хрущевское время, еще продолжают шутить художники, которым доверено работать над праздничными мини-плакатами, какой и была открытка. Очень известный художник Кочергин шутит на модную тогда тему физиков и лириков, о чем говорит надпись на открытке. И очень жаль, что таких открыток, отражающих время, людей, изменившийся мир, сегодня нет. Почему бы, например, не изобразить Деда Мороза ХХI века с планшетом?.
Но наиболее разнообразной на открытках к 8 Марта была цветочная тема – розы, тюльпаны, подснежники, фиалки и, конечно же, мимоза, ставшая символом первого праздника весны. Есть даже сюрреалистические для того времени сюжеты – букет аленьких цветов на крайнем Севере.
– На мой взгляд, весенние праздники в Советской России в какой-то степени заменяли людям Пасху, – улыбается коллекционер. – И поэтому появление веточек вербы неслучайно, потому что это вполне пасхальный сюжет, намек на приближающееся Воскресение Христово.
Может быть, художник намекнул на приближение Пасхи, нарисовав вербу
Открытки с цветами выпускались самыми большими тиражами, но не отставали от них и открытки, на которых были изображены дети. Малыши мастерят подарки своим любимым мамам и бабушкам, отправляют им открытки и вместе с папой расписывают ко дню 8 Марта деревья за окном.
На цветной фотографии Алексея Станового 1955 года есть надпись «Дорогим мамам». Такую открытку мамам можно было дарить и на день рождения, и на Новый год, да вообще каждый день в благодарность за их заботу и любовь.
Такую открытку можно было дарить мамам каждый день
И отдельная серия в коллекции Станислава Ткаченко – открытки художника Зарубина.
– Работы этого автора советских открыток активно собирают многие коллекционеры, – утверждает филокартист. – В сюжетах этого художника очень забавные дети и веселые зверушки. Художник очень узнаваем, он работал в позднее советское время и застал постсоветское. У меня есть его открытки «С Рождеством» и «С Пасхой». Кстати, когда смотришь на его рисунки к церковным праздникам, то ощущаешь, что он не совсем свободно себя чувствует в работе над этими сюжетами. А вот в открытках к 8 Марта все у него весело и непринуждённо.
Не могли уйти художники и от темы космоса. Даже 8 Марта. Без ракет, скафандров и далеких звезд тогда себя не мыслил никто.
– И хочется особо подчеркнуть, что многие советские открытки – это завершенные художественные произведения, которые можно одеть в паспарту и вставить в рамку, – улыбается Станислав Ткаченко. – Есть с такой любовью созданные художниками сюжеты, что невозможно ими не восхищаться.
Фото: Фото Людмилы Ковалевой