Помимо привычного Международного дня театров весь мир вот уже 14 лет особо отмечает День кукольника. Дело в том, что актёров кукольных театров их коллеги всегда считали особой кастой. Корреспонденты 74.ru пытались понять этот особый мир кукольника и неожиданно очутились в кромешной тьме закулисья.
На сцене в этот день в 35-й раз играли спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес», у которого есть лицевая сторона и изнанка. В то время как зритель, словно на киноэкране, наблюдает за Алисой, провалившейся в нору вслед за Белым кроликом, за кулисами – абсолютная темнота. Спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес» нынешним главным режиссером Челябинского театра кукол Александром Бороком сделан в условиях «чёрного кабинета», когда сцена погружена во мглу, а актеры работают в чёрных бархатных костюмах с капюшонами. Даже лица их скрыты темной вуалью.
Алиса в лабиринтах Белого кролика
– Не во всех театрах позволяют себе делать спектакли в условиях «чёрного кабинета», потому что требуется очень точная работа художника по свету, – рассказала завлит театра Светлана Кондюрина. – А у нас такой человек есть – Анатолий Пристай. Он и актер великолепный, и искусством художника по свету владеет безупречно. Поэтому в Челябинском театре кукол позволяют себе такие сложные спектакли.
Зрители видят сказку, а за кулисами – непроглядная тьма
– Лишний шаг вправо или влево – катастрофа, – смеётся заслуженный артист России Андрей Дрыгин. – Либо на тебя налетят, либо ты промахнёшься. Протягиваешь руку, а там нет ничего. Страшно, потому что в гримёрке потом голову открутят. Не насовсем, по-доброму, но открутят.
– И потому надо чётко знать свою траекторию, мы называем это «муравьиными тропами», – подхватывает его жена, актриса Елена Дрыгина. – В каждом таком спектакле надо свою протоптать.
Все замирают с открытыми ртами – волшебство начинается
– Наш знаменитый «золотомасочный» спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» тоже поставлен Александром Бороком в условиях «чёрного кабинета», – продолжает Андрей Дрыгин. – Когда зритель сидит в зале и смотрит, как тонет кролик, то с обратной – невидимой стороны – топят кролика сразу пять актеров и двое страхуют их, чтобы не упали.
Надо сказать, что и в «Алисе», и в «Кролике Эдварде» актёры работают на разных по высоте уровнях, за специальной сеткой-занавесом выстроены леса в несколько этажей. Вот почему страховка обязательна, одно неверное движение в темноте – и производственная травма.
Актеры часто работают на разных этажах
– Работать сложно и весело, – рассказывает Андрей Дрыгин. – Случается и путаница. Однажды обнял меня в темноте заслуженный артист России Федор Псарев и говорит: «Ну, пошли. Пошли!». А я ему: «Куда? Уйди от меня! Я не тот!». Он в ответ: «Ой. Не того обнял. А где моя Арина Жарикова?». Бывает и так – не того обнимешь. Но мы придумываем разные штуки, чтобы не ошибиться. Арина Жарикова, например, работает в белых тапочках, я – в кедах с белыми подошвами, кто-то надевает яркие красные носки, а кого-то определяют по габаритам.
Посмотреть бы на этот закулисный «марлезонский балет» хотя бы при свечах. Зрелище, вероятно, не менее захватывающее, чем то, что видят зрители.
Кукольник – особая профессия ещё и потому, что нет здесь солистов и актёров второго плана. Есть ансамбль, в котором все друг друга понимают, где руки одного становятся продолжением рук другого, где ты постоянно должен что-то подхватить, подать, поддержать. Одним словом, ты всегда должен быть готовым помочь. В кукольном приходится жертвовать собственным эго ради общего дела, ради служения главному персонажу в этом театре – кукле!
Куклы здесь повсюду. В фойе дети сразу прилипают к стеклянным шкафам, в которых живут старинный Петрушка и герои спектаклей Валерия Вольховского. В кабинете главного художника обосновались создания гениального Виктора Плотникова, который когда-то был главным художником Челябинского театра кукол. В костюмерной – целое царство кукол. Они висят на специальных штангах рядом с костюмами. Здесь тихо и прохладно. Куклы отдыхают. Ждут своего выхода.
Куклы гениального Виктора Плотникова
А в бутафорском цехе рядом с куклами 70–80-х художницы Елены Луценко рождаются персонажи для будущих спектаклей.
– Мы работаем сейчас над новым спектаклем «Мечта маленького ослика» режиссера из Киева Михаила Яремчука (в театре уже несколько лет успешно идёт его спектакль «Подарок для папы». – Прим. авт.), – говорит начальник бутафорского цеха Татьяна Репина. – Основных персонажей сказки московская художница Ирина Хмарук сделала собственными руками, но работы хватает и бутафорам. Мы должны изготовить муравьёв, пчёлок, бабочек, деревья и цветы, фрукты, ягоды. А также многочисленные дубли кукол, число которых зависит от замыслов режиссера.
Надо пояснить, что в спектакле «Приключения Алисы в Стране чудес», например, около десяти дублей Алисы, то есть десять кукол в голубом платье с рыжими волосами. И так почти в каждом спектакле.
Новые персонажи рождаются в бутафорском цехе
Материалы, из которых делают кукол и различные бутафорские предметы, традиционны: дерево, поролон, пенопласт, синтепон, различные ткани. И, конечно же, классика жанра – папье-маше. Из новых материалов бутафоры назвали синтепух и пеноплекс. А также отметили, что сегодня появился более качественный клей и быстро сохнущие краски, что убыстряет процесс работы.
Когда детали куклы готовы, они попадают в руки механика, который «оживляет» куклу. Создание сложных костюмов доверяют только профессиональной швее, менее сложные – дело рук всё тех же бутафоров. А кукольные лица довольно часто расписывает сам художник-постановщик. В общей сложности над созданием кукольного мира отдельно взятого спектакля работают всего восемь человек.
Спектакль «Приключения Алисы в Стране чудес», где более 70 кукол, не считая декораций и прочего реквизита создавался полгода. А на спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда», получившего в 2012 году сразу две «Золотые маски», понадобилось девять месяцев.
– На одну куклу у бутафора уходит целая рабочая неделя, – продолжает Татьяна Репина. – А кукол в спектакле может быть 15, 36 и больше. Кроме того, надо ещё сшить костюмы для актеров, если они не прячутся за ширмы, а выходят на сцену вместе с куклами. Вот и считайте. Плюс декорации. На маленький спектакль уходит два месяца. Всё делается вручную, поэтому медленно. Например, каждая ягодка виноградной грозди обшивается тканью и только потом они соединяются в кисть винограда.
В костюмерной прохладно и тихо, здесь куклы отдыхают
Высокое качество – главный критерий работы бутафоров, поэтому, например, искусственный виноград должен казаться настоящим. Второй важный параметр – это прочность.
Профессии бутафора можно научиться только в театре, сегодня в стране нет училищ, которые выпускали в советские времена бутафоров.
– Я – выкормыш художника Елены Луценко, – смеётся Татьяна Репина. – Всему училась у неё. По профессии я художник-оформитель, но мечтала работать в кукольном театре. Пришла сюда в 23 года и научилась всему этому волшебству. С Еленой Луценко мы делали «Белоснежку и семь гномов», «Мёртвые души», «Аистёнка и Пугало», другие спектакли. А эти девочки, что сегодня работают в бутафорском цехе, – мои ученицы.
Не удивительно, что благодаря высокому качеству работы художников и бутафоров в театре сохранились куклы, которым 40 лет и более. И они в прекрасном состоянии. Их лица, наряды, грация – всё говорит о том, что это настоящие шедевры. Рассматривая выражения кукольных физиономий вблизи, вдруг понимаешь, что они похожи на нас. Мы не видим себя со стороны, не знаем, какими хитрыми, смешными, хмурыми и даже злыми бывают наши лица. Но это видят художники.
Много лет в Челябинском театре кукол живет кот Матроскин
– Всё так и есть, – согласилась завтруппой, заслуженный работник культуры РФ Людмила Псарёва. – Когда главным художником нашего театра была Елена Луценко, она не скрывала, что делает своих кукол с реальных людей. К примеру в спектакле «Карьера Артура Уи» каждая кукла была слеплена с конкретного человека. Там даже была кукла, похожая на Валерия Вольховского.
Особое искусство создания кукольных спектаклей пленило и нынешнего главного художника театра имени Валерия Вольховского Елену Хохлович. Ради этого год назад она ушла из Челябинского молодёжного театра, где проработала 11 лет.
– Весь мой опыт здесь обнулился, – улыбается Елена Хохлович. – Но я же сама этого хотела, потому что давно увлечена созданием авторской куклы. Правда, работа с куклой в театре – нечто иное. Я бы назвала это волшебством, ведь кукла здесь оживает, она может полететь, превратиться во что угодно... Художник должен выразить через куклу целую историю, множество характеров. А затем в маленьком пространстве должны слиться в единое целое актеры и куклы. В результате зритель порой совсем не замечает живых актеров, для него жизнь воплощена в куклах.
Елена Хохлович обнулила свой опыт ради кукол
И здесь надо сказать о том, что куклы бывают разными – тростевыми, штоковыми марионетками и марионетками на нитях. Марионетки – самые сложные и в изготовлении, и в управлении. По сути, высший пилотаж. Такая кукла управляется актером посредством многочисленных нитей, которые актер нанизывает на собственные пальцы.
– Самыми виртуозными считаются чешские кукольники, – говорит Татьяна Репина. – А кукла-марионетка – национальной куклой Чехии. Актер должен быть истинным виртуозом, если к каждому пальцу его рук крепится отдельная нить, ведущая к ручкам, ножкам, голове, глазам, ресницам, губам куклы. Чем виртуознее актёр, тем сложнее его кукла – он управляет даже мелкой моторикой. В этом заключается работа актёра-кукольника над образом.
Челябинский кукольный театр, завоевавший десятки призов на самых престижных фестивалях страны и мира, славился, да и теперь славится тем, что в его спектаклях довольно часто задействованы куклы разных систем. Всё это усложняет работу режиссёра, художника, актёров и бутафоров. Но работать в челябинском кукольном всегда считалось небывалым счастьем.
Здесь оставляют автографы фестивальные гости
– Мы приехали сюда с режиссёром Людвигом Устиновым из Тулы, – вспоминает Андрей Дрыгин. – Приехать в Челябинск – это было о-о-о! Знаменитая труппа! Легенда о театре в стране была о-го-го какая! И невозможно было отказаться от такого предложения, немыслимо!
Впервые актеры вышли на сцену из-за ширмы вместе с куклами в 1970-е годы, когда главным режиссёром был как раз Людвиг Устинов, а художником Леонид Рошко. А «золотым веком» театра считают эпоху главного режиссёра Валерия Вольховского (1977–1987 годы).
– Это была эпоха романтическая, когда мы жили мечтами и предполагали, что впереди так много необычного, – рассказала заслуженная артистка России Наталья Балдина. – Мы с головой были погружены в театр, потому что были молоды, не было ни семей, ни детей. И для Вольховского театр был самым главным, он здесь жил, мечтал. А мы собирались вокруг него. Других увлечений у нас не было. Тогда и возникли уральские кукольные фестивали, знаменитые на весь СССР. Приехать к нам считалось престижным. Здесь рождался другой театр – появился живой план, сочетание разных видов кукол, шли эксперименты. На постановки приезжали лучшие художники страны. Результатом стали такие спектакли как «Мёртвые души», «Соловей и император», «Соломенный жаворонок» и многие, многие другие.
– Мы и сегодня питаемся тем, что было заложено Валерием Вольховским, – поддерживает её Людмила Псарёва. – А потом в театр приехал генератор идей Михаил Хусид, и началась другая эпоха.
– Хусид был экспериментатором и даже авантюристом в хорошем смысле слова, – говорит его ученица, актриса Марианна Тарасова. – Его спектакли опережали даже сегодняшнее время. Они были авангардны во всем – и по смыслу, и по замыслу, и по форме. Он любил ставить спектакли для взрослых, выбирал очень интересный материал, приглашал великолепных художников, которые становились сотворцами – Юрия и Галину Соболевых, Бориса Понизовского, Игоря Русанова, Виктора Плотникова. И наши спектакли удивляли даже Европу.
Но главными зрителями Челябинского кукольного театра были и остаются дети – самая сложная публика. Она не будет аплодировать из вежливости и молчать, если не интересно. И здесь это знают. В кукольном никогда не скажут: «К нам приходили дети, они так орали, что у всех голова заболела». Все знают, чтобы избежать головной боли, надо сделать захватывающий, завораживающий спектакль.
В кукольном театре самый сложный зритель
«Приключения Алисы в Стране чудес», например, начинаются с эффектной картины – на сцене в камине горит настоящий огонь. Дети не знают, не догадываются, что он на экране самого обычного телевизора. Для них он – настоящий. Все замирают с открытыми ртами и наступает тишина! Вот такие волшебники работают в кукольном театре, которых сегодня можно и нужно поздравить с профессиональным праздником.
Челябинский государственный театр кукол – один из старейших в России. Образован драматическими актерами Павлом и Ниной Гаряновыми в начале 1930-х годов. Первой постановкой кукольного театра стал спектакль «Каштанка».
Вместе с Вольховским в челябинский театр пришла «большая» драматургия: Ж. Ануй, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н. В. Гоголь… Спектакли Валерия Вольховского «Соломенный жаворонок», «Процесс над Жанной д, Арк. Руан. 1431 год», «Маленький принц», «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», «Мёртвые души», «Аистенок и Пугало» покорили зрителей как в стране, так и за рубежом. В 1985 году спектакли «Карьера Артуро Уи…», «Мертвые души», «Аистёнок и Пугало» принесли режиссёру Вольховскому, художнику Елене Луценко, актерам Виктору Голованову и Владиславу Чернявскому звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.
В 1987–89 годах главным режиссером театра был Михаил Хусид – мастер обострённой формы, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок: «Что было после спасения» (по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна), «Я, Фауст…» и другие.
В 2006 году театру было присвоено имя Валерия Вольховского. В 2015 году Челябинский театр кукол отметил 80 лет со дня основания. В этом же году спектакль Александра Борока «Удивительные приключения кролика Эдварда» стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», а театр – лауреатом Премии правительства РФ имени Федора Волкова за значительный вклад в развитие театрального искусства России. Сегодня театр внесен в национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России».
Светлана Симакова
Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой