Вчера в ДК Железнодорожников состоялся концерт Вадима Самойлова. После конфликта и распада группы «Агата Кристи» братья Самойловы ездят по стране с сольными проектами, и если Глеб на своих концертах творчеству «Агаты» уделяет мало внимания, то выступление Вадима Самойлова на 80 процентов состоит из композиций культовой группы. Перед концертом в Челябинске мы пообщались с Вадимом и узнали, что сегодня слушает музыкант по дороге на концерт и почему рок-музыка перестала быть протестной.
— Вы не устали от «Агаты Кристи»? Сейчас коллектив ассоциируют больше с вами.
— Точно не устал. Мы нигде, даже в пресс-релизах, сейчас себя не называем «Агатой Кристи». Даже если где-то я натыкаюсь, например: в Челябинск приезжает «Агата Кристи» — прошу исправить. А определение «бывший фронтмен» уже никуда не деть.
Я могу придумать новое называние своему коллективу. Но какой в этом смысл? На концертах больше половины песен — «Агата Кристи». Когда состоится релиз нового альбома, станет понятно — нужно нам новое имя или нет.
— Вас как-то спросили про развитие коллектива, когда вы ездили с программой «Агата Кристи. Все хиты», и вы ответили, что развивать его некуда. А сейчас программа «Вадим Самойлов. Новое. Агата Кристи. Лучшее». На ваш взгляд, новые песни Вадима Самойлова отличаются от песен «Агаты Кристи» по звуку?
— Да, и очень сильно. Их сложно гармонично сложить в один концерт. Я пробовал разные варианты: то играл их по темам, то мешал все в одну кучу. В итоге я понял, что идеально — хронологический порядок. Все началось с «Агаты Кристи», потом были «Полуострова», сейчас есть просто Вадим Самойлов с новыми песнями. В программу включаю и некоторые песни других коллективов, в которых я участвовал: песни «Наутилуса», Насти Полевой, «Пикника». Там есть моя творческая энергия, поэтому это нельзя назвать каверами.
— Вы как продюсер следите за новинками в мире музыки?
— Буквально по дороге в ДК ЖД послушал группу «Грибы».
— О, Господи!
— А вы знаете, мне понравилось! Вполне остроумный проект. С музыкальной точки зрения он сделан очень талантливо. В «Грибах» все сошлось, все инструменты задействованы правильно. С одной стороны, они играют актуальную легкую музыку. А с другой — это рэп, в котором ребята реально дружат с музыкой, подбирают разные фишечки. Видно, что это не маркетинг, а просто «Грибам» весело.
— Раньше рокеры были законодателями мод и главными бунтарями. А теперь — рэперы.
— Нет такого архетипа — рокер. И не было его никогда. Рок появился в 60-е и 70-е годы прошлого века, когда были волны протеста: хиппи, революция, война во Вьетнаме. И протест к року «приклеился» сам. Сейчас люди, играющие рок, и «бунтари» могут быть абсолютно разными. Я в своей жизни видел больше инфантильных рокеров, чем борцов за справедливость.
Рэп — музыка и слова улиц, у него бунтарского запала побольше, видимо. Протест не связан с музыкальными жанрами. Это вопрос времени и конфликта поколений.
— «Агату Кристи» слушают от мала до велика, потому что вы поете о конфликте поколений?
— Скорее, о конфликте внутри себя. Предмет искусства, я считаю, — это человеческая природа. Суть историй, происходящих с человечеством, всегда одна: предательство, самопожертвование, любовь, ненависть... Библейские сюжеты, в общем-то. Меняются только средства и формы выражения. Если в искусстве есть ядро, если оно не сиюминутное, тогда в нем точно есть конфликт, который зацепит.
Я пою и понимаю, что пропеваю свою реакцию на жизнь. И эти же эмоции пропевают все. Поэтому хорошая рок-музыка будет вечной.
Фото: Фото Олега Каргаполова