В Челябинске завершился IX балетный фестиваль, посвященный памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой. Гостями этого форума стали балетные труппы Екатеринбургского театра оперы и балета и «Иерусалимского балета» Нади Тимофеевой. В гала-концерте приняли участие ведущие солисты Большого и Мариинского театров, Баварского государственного балета и балетной труппы Челябинска. О некоторых подробностях яркого хореографического праздника рассказали корреспонденты 74.ru.
Этот балетный фестиваль в Челябинске любят. Билеты на все его спектакли раскупаются задолго до начала фестиваля, и зритель в зале собирается отзывчивый, щедрый на аплодисменты и восторженные крики «браво». Так было и на этот раз. Но публику особенно удивили современные балетные постановки. В истории фестиваля ещё не случалось такого, чтобы в афише было заявлено сразу три неоклассических балета: «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» челябинского балета, «Ромео и Джульетта» из Екатеринбурга и израильский «Отелло».
О постановке петербургского хореографа Надежды Калининой «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» на челябинской сцене мы подробно рассказывали на 74.ru. Он сразу был принят челябинской публикой и с успехом прошёл на нескольких площадках Франции.
«Ромео и Джульетту» Вячеслава Самодурова (Екатеринбург) зрители ждали с нетерпением. О спектакле много писала федеральная пресса, в 2017 году он стал обладателем «Золотой маски» сразу в двух номинациях. Ожидания чего-то нового, необычного оправдались. Челябинская публика приняла балет горячо, зал живо реагировал на красивые динамичные массовые сцены, особенно, когда в руках артистов появлялись шпаги; на необычные платья балерин с длинными шлейфами и принтами картин художников эпохи Возрождения; на эмоциональность актерской игры и замысловатость танца.
Однако были в зале и те, кто задавался вопросом: «За что же дали спектаклю «Золотую маску»? Как правило, это были балетоманы, влюбленные в классические постановки Мариуса Петипа и других балетмейстеров XIX и ХХ веков. Надо ли постановщикам новых балетов искать «золотую середину», чтобы понравиться всем? Об этом мы спросили Вячеслава Самодурова.
– Мне кажется, не надо искать никакой середины, – улыбнулся автор «Ромео и Джульетты». – Зрителя, естественно, надо уважать, но надо и развивать. Если идти на поводу у зрителя, то все театры будут ставить только комедии и легкие драмы. Театр помимо развлекательной миссии несёт и образовательную, этого пока никто не отменял. К тому же, балеты XIX есть в каждом российском театре. Кто хочет жить в XIX веке – пусть живёт.
Другая половина зрителей в антракте восторженно хвалила инаковость спектакля, называя его свежим, живым, близким по духу сегодняшнему дню и современной динамике отношений между людьми. Мало того, говорилось и о том, что это более точное прочтение драматизма музыки Сергея Прокофьева.
Шекспировские страсти бушевали на сцене в полную силу. Нельзя было не заметить, что актеры думают не только о танце, что они пропускают сам сюжет через свои сердце и сознание, а потому каждый персонаж в постановке Вячеслава Самодурова был отдельной персоной с характером, темпераментом, достоинствами и грехами.
– На мой взгляд, балет «Ромео и Джульетта» очень близок нашему времени, – считает Вячеслав Самодуров. – Во-первых, это вообще очень брутальная история, если её пересказывать простым языком. В наше время таких историй хватает. Во-вторых, шекспировский театр был всегда народным, очень грубым, ядовитым, иногда даже балансировал на грани хорошего вкуса.
Судя по тому, как долго артистов и постановщика не отпускали с челябинской сцены, спектакль Вячеслава Самодурова был считан верно, и зрители были благодарны авторам и актёрам за возможность по-новому взглянуть на историю великой любви, известную всем народам на протяжении нескольких веков. Короче говоря, это был несомненный успех.
Вечер миниатюр (первое отделение) и одноактного балета «Отелло» (второе отделение) в исполнении труппы «Иерусалимский балет» для челябинского зрителя стал еще одним открытием и даже откровением. Явный восторг вызвало мастерство исполнителей, великолепная техника, отточенность хореографии и даже телесная красота танцовщиков. Крики «браво» раздавались на протяжении всего вечера, публика не жалела ни эмоций, ни собственных ладоней.
Зрителям было известно, что руководит «Иерусалимским балетом» Надя Тимофеева – дочь ещё одной великой русской балерины Нины Тимофеевой. Но о том, в условиях какой конкуренции живёт эта балетная труппа, Надя Тимофеева рассказала корреспонденту нашего сайта уже после спектакля.
– В Израиле пробиться очень сложно, сумасшедшая конкуренция, – призналась Надя Тимофеева. – Каждая премьера встречается придирчиво и зрителями, и критиками. У нас тоже любят классические балеты прошлых веков, несмотря на то, что меняется время, технологии, темпы, музыка. И это нисколько не странно, потому что те балеты предполагают яркие декорации, массовые сцены, костюмы, наличие оркестра. Кроме того, классический балет легче для понимания зрителя, проще, там все понятно. А неоклассика требует необходимости думать, искать ассоциации. Чем современнее постановка, тем больших мозговых напряжений она требует.
То, что увидели в Челябинске, еще не самая современная хореография. Миниатюры «Течения» Егора Меньшикова (кстати, выяснилось, что он родился и вырос в Челябинске), Tancici dum Одеда Ронена и «Бег» самой Нади Тимофеевой, а также балет «Отелло» Марины Кеслер построены на классической основе. И все-таки, это уже новый хореографический язык, заставляющий зрителя работать.
– У нас маленькая труппа, – рассказала Надя Тимофеева. – Нет оркестра, нет кордебалета, нет возможности изготовить декорации, поэтому мы не можем ставить большие классические балеты. Хотя я ставлю классику, стараюсь брать жемчужины мирового репертуара – миниатюры, которые можно показывать без декораций, и они при этом не теряют своей ценности. Например, «Видение розы». Но у нас много современных постановок. И надо сказать, что та часть публики, которая любит современный балет, постепенно растет. Мы приглашаем не только известных постановщиков, но доверяем молодым. Мало того, при нашей труппе много лет существует мастерская, в которой мы взращиваем современных хореографов.
Надя Тимофеева призналась, что встреча с челябинским зрителем немного ее пугала, потому что в городе есть большой театр оперы и балета.
– Кроме того, в программе был заявлен балет Екатеринбурга, получивший «Золотую маску», – говорит она. – А мы – маленькая труппа с миниатюрами, с одноактным балетом. Это же огромный риск!
Но челябинская публика щедрее всего откликнулась именно на «Иерусалимский балет». Отдельно хочется сказать об «Отелло» Марины Кеслер на музыку Арво Пярта. Сочетание хореографии и музыки в этом одноактном балете на удивление легко позволило считать все нюансы трагического сюжета Шекспира. Спектакль красив своей хореографией – динамичной, требующей хорошей танцевальной техники, драматичной и очень сексуальной. Не случайно об этом балете восторженно писала пресса всех городов, где он был представлен. Поэтому челябинской публике явно повезло, что организаторы фестиваля сделали все для того, чтобы «Иерусалимский балет» приехал в наш город.
Как выяснилось, художественный руководитель челябинского балета Юрий Клевцов и Надя Тимофеева были однокурсниками в Московском хореографическом училище, а прима нашей балетной труппы Татьяна Предеина познакомилась с Надей Тимофеевой в «Кремлевском балете», где они танцевали. Обе считают себя ученицами Екатерины Максимовой и обе её боготворят.
Памяти Екатерины Максимовой был посвящен гала-концерт, которым завершился нынешний балетный фестиваль в Челябинске. Его программа вместила в себя все века балетного искусства. Однако справедливости ради надо отметить, что зритель более эмоционально реагировал на неоклассические концертные номера в исполнении солистов «Иерусалимского балета» Марии Селектор и Михаэля Шнайдера, солиста Баварского государственного балета Дмитрия Выскубенко, на «Элегию» в постановке Владимира Васильева и в исполнении Татьяны Предеиной и Александра Цвариани.
Завершился концерт номерами из балета «Дон Кихот» – спектакля, с которого началась дружба народных артистов СССР Екатерины Максимовой и Владимира Васильева с Челябинском и его зрителями.
Фото: Олег Каргаполов