Несколько месяцев жители дома на улице Плеханова, 21 пытаются помочь 83-летней Прасковье Филипповне. По их словам, у старушки «поехала крыша», а дочь и внук, которые также не отличаются адекватностью, издеваются над ней. Чем обернулись попытки помочь престарелой женщине и что делать в случаях, когда невменяемые соседи портят вам жизнь, разбирался 74.ru.
В редакцию обратилась героиня нашего другого материала Лариса Худякова, которая судится за навязанные ей страховки. Она живёт по соседству с Прасковьей Филипповной и каждый день видит то, что творится в семье пенсионерки.
– Несколько лет назад Прасковья забрала к себе дочь и внука. Они тоже не совсем здоровы психически, и, чтобы их не забрали в интернат, поселила их у себя. Насколько я знаю, документально отклонения в семье не подтверждены. Живут на пенсию бабушки. Дочь наотрез отказалась оформлять пенсию – говорит, её со дня на день увезут в Швецию, – делится историей Лариса Ивановна. – Но в последнее время я стала замечать, что они то и дело на неё срываются, издеваются. Она ходит по двору в одних колготках, кричит: «Дайте хлеба, я скоро умру. Они меня бьют».
По словам Ларисы Худяковой, участковый, к которому она обратилась, сообщил, что никакого криминала нет, и сделать ничего нельзя, тем более в квартиру они не пускают.
– Мы прошли уже по всем инстанциям. Когда пришла сотрудница созащиты, внук ей пригрозил топором по голове ударить. Потом, когда Прасковья вышла из квартиры, я ей позвонила, она пришла, сфотографировала её. В полицию тоже писали заявления, там говорят, что не имеют права вламываться без криминала в жильё, – рассказывает пенсионерка. – В горздраве сказали, что не могут её забрать – только с её согласия или родственников. Даже были в поликлинике, оттуда прислали врача, а они его в дом не пустили. К депутату местному обращались, обещал помочь, но пока реакции не последовало. Страшно за неё, уже пятый день не выходит. А внук мне пригрозил, чтобы не приближалась.
Участковый, за которым закреплена эта территория, сообщил 74.ru, что только недавно получил обращение и в ближайшее время вместе с сотрудниками соцзащиты наведается по адресу. В региональном минсоцотношений подтвердили, что могут помочь только в добровольном порядке или с согласия родственников, а также если человек находится в безвыходном положении.
– Мы не занимаемся лечением, наша служба может только поместить человека в психоневрологический интернат, – объяснила пресс-секретарь Министерства социальных отношений Светлана Хоц.
В городской полиции уточнили, что с подобными вопросами нужно обращаться в первую очередь к участковому.
– Участковый обязан проверить сигнал. Если человек нарушает общественный порядок, то получит штраф, – уточнили в пресс-службе УМВД по Челябинску. – Госпитализировать его можно только с его согласия или родственников. А признать психически нездоровым и назначить принудительное лечение может только суд.
В данном случае получается, что пока не произойдёт какого-либо несчастья, помочь Прасковье Филипповне практически нереально. По закону сегодня назначить лечение и даже просто проверить на психические, наркологические и алкогольные заболевания можно только с согласия самого человека или его законных представителей (родителей, опекунов). А нездоровые, как правило, не могут осознать свои проблемы. Признать человека недееспособным вообще можно только в судебном порядке.
Вмешательство правоохранителей с дальнейшим медицинским обследованием возможно только в крайних случаях, когда есть непосредственная угроза жизни самого человека или окружающих. Они даже не вправе проникать в квартиры, если это не чрезвычайная ситуация или не требуется для спасения жизни. Не так давно 74.ru рассказывал историю жителей многоэтажки, чей сосед допустил утечку газа и кинулся с топором на ремонтников. В итоге попасть в жилище газовики смогли только в сопровождении полиции.
– Другое дело, что можно добиться выселения соседа, который ведёт асоциальный образ жизни, разрушает общедомовое имущество, не даёт нормально жить через суд, – уточняет коммунальный омбудсмен Анатолий Вершинин. – Но по опыту, это очень сложная процедура и довести её до выселения практически невозможно. Это единичные случаи.
Как действовать, если неадекватный сосед мешает жить?
Обозначить единый и однозначный механизм непросто. Мы попытались это сделать с адвокатом Александром Щербининым. Первым делом, если сосед ведёт себя неадекватно, нужно попробовать собрать о нём как можно больше информации: состоит ли он на учёте в психдиспансере, проходил ли лечение, признан ли дееспособным. Но в больнице, скорее всего, постороннему этого не скажут, только через запрос правоохранителей.
Поговорите с соседями, родственниками, которые могут жить с соседом вместе, его опекуном (если человек признан недееспособным). Можно попытаться договориться с родственниками и им самим (только не в период обострения), рассказать, что вас не устраивает. Возможно, уже на этом этапе получится решить проблему – в случаях, когда больной не несет угрозы себе и окружающим, определить человека на принудительное лечение можно только с его согласия или с согласия его родителей или опекуна.
Если ничего не вышло, собирайте доказательства неадекватного поведения: делайте фото и видео, привлекайте свидетелей. Всё это послужит доказательством в полиции и поможет скорой помощи быстрее понять, что происходит с пациентом. Но сначала обратитесь к участковому – он должен прийти к соседу и проверить все обвинения.
Дальше в зависимости от ситуации – разный алгоритм действий.
Если психически нездоровый сосед – источник опасности для окружающих и договориться не удалось, пишите заявление в полицию. Приложите все доказательства.
Если у соседа приступ, он, к примеру, кричит, кидается под колёса машины, грозится нанести себе увечья, но не опасен для остальных, – вызывайте скорую помощь. Без согласия человека и его опекунов провести психиатрическое освидетельствование могут только если человек представляет опасность для себя и окружающих, беспомощен или без психиатрической помощи его здоровью будет нанесён серьёзный ущерб.
Если сосед угрожает чужой жизни, например, ломится к вам в квартиру, набросился с топором – сразу вызывайте полицию. Забрать они его не могут, так как психически нездоровый человек не подлежит уголовной ответственности, но могут вызвать скорую психиатрическую помощь.
Если ни на одном из этапов решить проблему не удалось, остаётся одно – получить у суда разрешение на недобровольную госпитализацию психически нездорового соседа. Для этого нужно написать заявление на имя главврача психоневрологического диспансера. В Челябинске это областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1 на улице Кузнецова. Приложите доказательства невменяемости, в дальнейшем передачу дела в суд берёт на себя психиатр. При этом не обязательно, что суд решит соседа госпитализировать. Да и сам сосед после лечения вполне себе может вернуться в квартиру и снова начать вас беспокоить, тогда придётся заново проходить весь путь.
Добавим, что ориентировочно с 1 октября полицейские снова начнут работать с нарушителями тишины. По статье 13 закона Челябинской области «Об административных правонарушениях» шуметь нельзя в рабочие дни с 22 до 6 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 23 до 8 часов. Нарушителям-гражданам грозит штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; должностным лицам – от 5 тысяч до 25 тысяч; юрлицам – от 10 тысяч до 100 тысяч рублей.
Всё о вступлении закона о тишине в силу и механизме его работы – в материале 74.ru.
Фото: Ирина Иманова