Напряжение вокруг грядущего строительства четырёхполосной дороги через СНТ «Петушок» под Челябинском нарастает. Садоводы, которые рискуют лишиться участков или остаться по соседству с трассой, собирают митинги. Жители загородных микрорайонов в специально организованном соцопросе активно голосуют за новую магистраль, которая свяжет их с городом. О сложившейся ситуации спецкор 74.ru побеседовал с министром дорожного хозяйства и транспорта области Дмитрием Микуликом.
– Дмитрий Сергеевич, зачем вообще понадобилась эта дорога?
– Вот целевая территория, здесь идет активное строительство, – Дмитрий Микулик развернул карту Сосновского района и указал на микрорайоны «Вишневая горка», «Белый хутор», «Женева», «Залесье» и другие. – В прошлом году шло много негатива отсюда по поводу дорог. Сейчас новые микрорайоны продолжают разрастаться. И нужно понимать, что вопрос транспортного обеспечения этих территорий со временем будет только обостряться.
– А как изначально проектировали эти микрорайоны?
– Мне бы тоже очень хотелось узнать, как они изначально проектировались, и кто их проектировал. Я просто мечтаю посмотреть в глаза этому человеку. Потому что как касаюсь любой точки Сосновского района – здесь, здесь, еще где-то, – постоянно натыкаюсь на какие-то проблемы. Я считаю, что нового главу Сосновского района, мягко говоря, бросили в эту клоаку, и он сейчас пытается из нее что-то сделать.
В ведении министерства находятся только дороги регионального или межмуниципального значения. Это, – Микулик снова указывает на карту загородных микрорайонов, – не наша территория ответственности. Поставленная перед нами задача – контролировать целевое расходование денежных средств областного бюджета. Что деньги направляются правильно, в нужном направлении.
Сколько здесь (в загородных микрорайонах. – Прим. авт.) жителей будет – до сих пор, по моей информации, нет четкого понимания. Вообще, называлась какая-то огромная цифра – в сотнях тысяч квадратных метров жилья.
– Такое направление автодороги (по садам «Петушка») – это безальтернативное решение?
– Самое главное сейчас, для чего Сосновский район все это делает (проводит аукцион на проектно-изыскательские работы. – Прим. авт.) – вообще понять, есть возможность строительства там дороги или нет. Потому что когда туда заедут несколько тысяч человек... Надо уже сейчас быть готовыми, иметь на руках согласованное решение. И вот когда мы смотрим на эту карту, то видим: кроме возможности попытаться разделить эти транспортные потоки, выхода нет. Но альтернативы искать надо.
– Почему нельзя решить эту транспортную поблему, расширив до четырех полос имеющуюся дорогу, которая проходит вдоль Шершневского водохранилища?
– Во-первых, здесь водоохранная территория. И возможности расширения автодороги резко ограничены.
– Садоводы уповают на большую просеку за СНТ «Вишнёвый», где расположена линия электропередачи.
– У высоковольтной линии (ВЛ) есть понятие охранной зоны. Не менее 30 метров. Там технически невозможно построить четырёхполосную дорогу. Под «вээлкой» никто никогда в жизни этого не сделает. И ни одна госэкспертиза такой проект не подпишет.
– Почему отказались от первоначального варианта через посёлок «Западный-2»?
– Этого я, к сожалению, не знаю. Моё погружение в эту тему заключается максимум в рассмотрении вот этой карты. Это всё, что мне допустимо и по закону, и по факту.
– Какой ширины предполагается дорога?
– Ширина одной проезжей полосы 3,5 метра, а остальное определяется техническим решением.
– С какими проблемами столкнётся администрация Сосновского района, если решит проводить дорогу через леса? Они уверяют, что это крайне сложно и практически невозможно.
– Урегулирование взаимоотношений с гослесфондом. Но это не проблема, а сложная процедура. По большому счету, она понятная, просто долгосрочная. Думаю, именно этим и стоит заняться в ближайшее время.
– К слову о сроках. Сколько времени займут все подготовительные этапы?
– По моему опыту, только процедура оформления проектных документов, экологическая экспертиза, госэкспертиза займут не меньше года. А дальше будет рассматриваться уже возможность реализации проекта.
– А общественные слушания когда проводят?
– На этапе защиты проекта планировки (межевания).
– Не слишком ли большая роскошь, провести проектные работы за 16 миллионов бюджетных рублей, результат которых потом может просто не пройти публичные слушания?
– А какие варианты, альтернатива? Ну хорошо, мы не потратим 16 миллионов, не сделаем проект, и? Каким образом мы сможем найти решение этой назревшей проблемы?
– Но если готовый проект дороги не пройдёт публичные слушания, что тогда?
– На публичных слушаниях должны вносить какие-то предложения. Проектировщику должны сказать – здесь ты прав, здесь не прав. Также для этого вариативность и существует. Обычно на любую дорогу делают два варианта. Базовый и запасной. В техническом задании Сосновский район поступил достаточно грамотно и прописал даже три варианта прохождения дороги. Где – это зависит от земли. Как театр начинается с вешалки, так дорога начинается с земли.
– После защиты проекта начнется самое болезненное – выкуп или изъятие земель у собственников, в нашем случае – садоводов. Как обычно происходит этот процесс?
– В Земельном и Жилищном кодексах РФ чётко прописана вся процедура. У меня был опыт, я занимался расселением ветхо-аварийного жилья. Но это было несколько лет назад, а законодательство меняется достаточно часто. Поэтому более детально я не смогу ответить на этот вопрос.
– Когда будут готовы сметы на строительство дороги, выкуп участков?
– К общественным слушаниям проектировщик уже знает, сколько участков попадает в ту или иную трассировку, какие, с какой формой собственности. Исходя из этого и делается оценка двух составляющих. Всегда в смете есть затраты СМР (строительно-монтажных работ) и затраты заказчика – на выкуп земель, на переустройство сетей, на вырубку леса и прочее. И только на этом этапе можно будет говорить о чем-то предметно, называть какие-то суммы. То, что какие-то непонятные цифры звучат сейчас, – у меня вызывает крайнее удивление.
Повторюсь, я могу рассуждать об этой ситуации только теоретически, поскольку заказчиком выступает администрация Сосновского муниципального района. Если вы считаете более детальное участие Миндора в данном вопросе целесообразным, мы готовы подключиться к этой работе.
Пресс-конференция с участием главы Сосновского района Евгения Ваганова, представителей миндортранса, СНТ «Петушок» и застройщика загородных микрорайонов ЮУ КЖСИ пройдёт сегодня, 7 сентября. 74.ru ведёт её трансляцию на своей странице во «Вконтакте». Следите за новостями на нашем сайте.
Фото: Татьяна Тихонова