На заводе Юрий Белоусов работает с деревом и с металлом, штукатуркой и красками. Его цех ремонтирует здания, готовит фундаменты под новое оборудование и даже шьёт чехлы для станков. А свободное время он предпочитает проводить под водой. Увлечение яхтенным спортом позже переросло в желание исследовать глубины морей с фотоаппаратом в руках. 74.ru продолжает серию публикаций о заводчанах Челябинской области, их трудовых буднях и хобби.
Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».
От пляжа к заводу
На завод металлоконструкций, рядом с которым живёт с детства, Юрий Белоусов пришёл извилистым путем — через яхт-клуб. Он базировался на заводском пляже озера Смолино в Ленинском районе. Жителей сухопутного Челябинска — детей и взрослых — тянула к себе большая вода. Юре было 11 лет, когда он впервые пришёл в яхт-клуб. Научился плавать и ходить на яхте, измерил озеро вдоль и поперёк. Лето ребята проводили на берегу, зимой плавали в бассейне. Даже выезжали на соревнования в другие города.
По образованию Белоусов техник по сварке, но много лет работал тренером яхт-клуба.
— Тут приходилось много что делать своими руками — ремонтировать и модернизировать яхты, восстанавливать местный пляж, — вспоминает он. — В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века вместе с друзьями-товарищами создал свой яхт-клуб «Восход». Покупали яхты, обучали и катали народ.
Но потом наступили 90-е, с зарплатами стало совсем тоскливо, и Юрий Белоусов уехал на Север. В 1995-м вернулся домой.
Тогда на базе яхт-клуба создали ремонтно-восстановительный цех.
— Мы занимались яхтами и обустройством пляжа. В то же время проводили различные ремонтные работы на заводе и базе отдыха на Еланчике, где обслуживали понтоны, катамараны и водные велосипеды,— вспоминает Белоусов.
Несколько лет назад яхт-клуб закрыли, а работников перевели в ремонтно-строительный цех ЧЗМК. Завод большой, работа для ремонтников всегда найдётся. Сотрудники цеха занимались и монтажом, и кровельными работами, и шлифовкой полов, и обустройством бани.
На все руки мастера
Юрий успел поработать бригадиром, мастером, а шесть лет назад его назначили начальником цеха. В ночное время ремонтом занимались. Приходилось крышу чинить в здравпункте, столовой. В лаборатории крышу вообще полностью разбирали и переделывали, усиливали опорные конструкции. А когда возникла необходимость перенести станок, заливкой фундамента под него также занимался ремонтно-строительный цех.
— Если по заводу пройти, везде — налево и направо — есть объекты, где мы приложили руки, — улыбается начальник ремонтно-строительного цеха Юрий Белоусов. — Что вы хотите, предприятию в этом году 75 лет исполнилось! Много что нужно обновлять и чинить.
Кстати, к ремонтно-строительному цеху относятся не только монтажники и сварщики, но и дворники, штукатуры и маляры. Есть даже свои швейники — люди, которые шьют и ремонтируют спецодежду и чехлы для станков.
Чем Египет лучше Турции
Всё детство Юрий провел на озере и, конечно, умел плавать и нырять. Как и многие мальчишки, плавал с маской, трубкой для дыхания и ластами. Потом ходил на яхте в местном яхт-клубе, опускался с аквалангом на местных озёрах. А когда спустя годы россиянам открылись горизонты дальние, устремился на заграничные моря.
— Я не сразу дайвингом увлёкся, — рассказывает Юрий Белоусов. — Сначала занялся снорклингом — делал фотографии на задержке дыхания. Не мог просто лежать на пляже и загорать, хотелось понырять и найти что-то интересное.
Первый выезд у него был в Шарм-эль-Шейх — известный египетский курорт на юге Синайского полуострова. Самые красочные фотографии, по словам Юрия, привезены именно оттуда.
— Египет — это, конечно, мировой аквариум. Прозрачность воды — до 40 метров. Словами впечатления не передать, это надо видеть. В Турции я тоже нырял, но там всё скромно и серо, ни в какое сравнение не идет с египетскими подводными пейзажами, — продолжает он. — Во Вьетнаме под водой тоже скучно: там местные жители съели всё вокруг.
Охота на акул
А вот в Таиланде челябинцу понравилось. По его словам, там есть свои прелести. К примеру, Юрий брал специальные туры по погружению и плавал среди акул. Вместе с дайв-мастером и напарником Дмитрием Громовым они ездили на остров Пхи-Пхи где, кстати, снимался фильм «Пляж». Говорит, что это были небольшие рифовые акулята — длиной от метра до двух с половиной, поэтому страх они не внушали.
— Они сами людей боятся. Пугаются даже звука, который человек издаёт, когда дышит, — рассказывает он. — Чтобы их сфотографировать, надо было подплыть ближе и задержать дыхание.
Обычно акулы не подпускали туристов ближе чем на пять метров. Приходилось идти на хитрость: притаиться возле рифов и выждать, когда акулы сами подплывут.
— Если держаться в стороне, не дёргаться, то они могут проплыть и не обратить внимания, — добавляет он.
Курсы по дайвингу Юрий прошел ещё в Челябинске, сдал экзамены и получил международный сертификат. Теперь он имеет право погружаться на глубину до 18 метров. За четыре года совершил более 50 погружений.
— Самое большое погружение было на глубину 26,5 метра, — вспоминает он. — Опускались в Таиланде вместе с напарником. Это, конечно, глубже, чем указано в моём сертификате. Но инструкторы видят, у кого какая подготовка.
Но Юрий не гонится за глубинами, его больше привлекает подводная картинка.
— На глубине цвета теряются: примерно на 10 метрах исчезает красный цвет, потом зелёный, синий и самым последним — жёлтый, — объясняет он. — Всё становится белым или бледно-синим. Самые лучшие красоты можно увидеть на глубине 12 метров и выше.
А так глубоко — на 26 метров — пришлось нырнуть только для того, чтобы посмотреть на затонувший корабль.
— Походил, посмотрел, полазил по старым железякам и можно подниматься, возвращаться к цветному морю, — говорит он.
Яркие краски подводного мира
Первый фотоаппарат, позволяющий снимать на глубине до четырёх метров, Юрий случайно увидел в магазине и тут же купил.
— Взял с собой, пофотографировал. Снимки были, конечно, не очень. Но самой идеей фотосъёмки заразился сразу, — вспоминает он. — Потом я его утопил — слишком глубоко нырнул, и он потёк. В следующий раз купил технику получше и помощнее, а сейчас ещё и специальный защитный бокс, который может выдержать погружение до 40 метров.
Несмотря на то, что в отпуске Юрий много времени проводит под водой, домой приезжает всё-таки загорелым.
— Всё успеваю, — смеётся он. — И загореть, и понырять.
Обжегшись несколько раз об кораллы, Юрий купил гидрокостюм, потом подобрал ласты.
Из каждого отпуска Юрий Белоусов привозит тысячи подводных снимков. А всего в его архиве — десятки тысяч красочных фото и гигабайты видео с подводных глубин. Небольшая часть из них теперь радует глаз и в рабочем кабинете — в виде мини-выставки на стене.
А в скором времени Юрия ждет новое путешествие — в Гоа. Говорят, что для дайвинга там не самое лучшее место. Но надо же лично в этом убедиться и поставить очередную отметку на глобусе.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь:t.me/news_74ru.
Фото: Юрий Белоусов