Разработанная Росстандартом процедура позволит проверять качество топлива не только громоздким госструктурам, но и общественникам. Мы разбирались, как проверка качества будет выглядеть на практике.
Столетняя проблема
Ситуация с контролем топлива на АЗС сложилась почти абсурдная: проверить подозрительную заправку на чистоплотность можно, выбрав одно из двух — либо эффективно, либо официально.
Контролировать качество топлива могут надзорные органы, но процесс забюрократизирован. Например, забор проб можно проводить не чаще раза в три года (!), а уведомлять руководство АЗС необходимо за три дня до грядущей проверки (№ 294-ФЗ).
Разумеется, купить топливо и отвезти в лабораторию можно самостоятельно, но такая проверка не имеет юридической значимости.
С этой проблемой мы столкнулись во время нескольких рейдов по АЗС Челябинска. Тонкостей много: например, официальная процедура требует забора топлива из емкости, а не топливного пистолета. Естественно, «частные» проверяльщики не имеют доступа к топливному парку, а представители АЗС относятся к подобным проверкам с большим негативом и редко идут навстречу.
Даже публикация результатов неофициальных исследований сопряжена с рисками нарваться на судебный иск, а поводов найдется масса. Какая тара использовалась? Какая лаборатория делала тест? Не было ли подмены проб? Правильно ли интерпретированы результаты?
Но понять можно и АЗС: качественный забор и анализ топлива — дело не только хлопотное и сложное, но и довольно дорогое, поэтому некорректные результаты и манипуляции вполне возможны. В отдельных случаях такие проверки могут использоваться для очернения репутации компании.
В последние годы контроль топливного рынка усилился, а крупные топливные компании предпочитают перестраховаться, поскольку реализация больших объемов «контрафакта» обернется не только волной исков, но и репутационными потерями. Тем не менее некачественное топливо в России встречается, и независимые экспертизы помогли бы решить эту проблему.
Выйти из тени
Росстандарт разработал процедуру проверки АЗС силами общественных организаций. При ее соблюдении результаты будут иметь юридическую значимость и могут стать поводом для привлечения АЗС к ответственности. Кроме того, ведомство планирует создать интерактивную карту заправок, на которой они будут ранжированы в зависимости от соответствия топлива нормативам.
Но вряд ли такие проверки будут по силам частникам. Например, процедура требует заключить договор с лабораторией, где будет исследоваться топливо, причем методы исследования должны соответствовать официальным — никаких экспресс-тестов. Процесс должен фиксироваться на видео, а в пул проверяемых АЗС нужно включать не менее пяти заправок разных брендов, чтобы исключить однобокость.
Стоимость полноценной проверки составит, по нашим оценкам, не менее 50 тысяч рублей на каждый вид топлива. Причем в эту сумму будет включен лишь минимальный набор параметров — для бензинов это октановое число, фракционный состав, массовая доля серы, плотность. Развернутый анализ увеличит сумму примерно в три раза.
Если организация планирует регулярные проверки, Росстандарт готов зарегистрировать ее и заключить соглашение, что повысит доверие к результатам.
Кстати, Росстандарт планирует изменить нормативы, разрешив забор проб из топливораздаточной колонки.
Представители топливных компаний в целом положительно оценили инициативу.
— При соблюдении стандартов отбора проб и методов исследования общественный контроль — несомненное благо. Как крупный игрок, мы, безусловно, приветствуем и поддерживаем инициативы, направленные на обеспечение честной конкуренции, — рассказывает генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатория» Виктор Чуяков. — Такие меры позволят получить объективные данные для наказания продавцов некачественного продукта, но, с другой стороны, «обучить» общественные организации правильной оценке качества топлива.
Эксперт отметил, что ряд любительских способов проверки топлива вводят людей в заблуждение. К таким методам относится, например, использование «октанометров» — портативных приборов для экспресс-анализа бензина на октановое число.
— Бытовые октанометры без калибровки под топливо конкретного производителя могут выдавать значения, существенно отличающиеся от фактических, — поясняет Виктор Чуяков. — Единственным источником объективной информации о качестве топлива могут быть лабораторные испытания на сертифицированных приборах при условии правильного отбора проб.
Что можно проверить
Критериев качества топлива — десятки, поэтому чересчур дотошная проверка потребует изрядного финансирования. Разумнее пройтись по зонам риска.
Так, для бензинового мотора важными параметрами являются октановое число и содержание запрещенных антидетонаторов на основе металлов. Современные моторы не любят серу, которая выводит из строя нейтрализаторы и ускоряет коррозию, а чрезмерное содержание смол, ароматических и непредельных углеводоров повышает загрязнение форсунок и цилиндро-поршневой группы.
Для дизельных моторов важна сезонность топлива: в России в течение года используют топливо трех классов (условно их можно назвать летнее, промежуточное и зимнее), причем для разных регионов существуют свои сроки перехода и требования к «морозоустойчивости». Несвоевременность перехода на промежуточное и зимнее топливо осложняет жизнь владельцам дизельных автомобилей осенью и весной, поэтому межсезонный контроль дизтоплива вполне уместен.
Кроме того, дизельное топливо разумно проверять на содержание воды, определять концентрацию серы, фракционный состав, в идеале — цетановое число, хотя такая проверка недешева.
Есть ли в России хороший бензин
В России сегодня действуют весьма строгие стандарты: с прошлого года на АЗС можно продавать лишь топливо пятого экологического класса, которые отличают пониженным содержанием серы и ароматических углеводородов. Не углубляясь в детали, наше топливо вполне соответствует общемировым стандартам, и крупные НПЗ, как правило, стараются соответствовать. Многие заправки-малыши закупают топливо на нефтебазах гигантов, поэтому торгуют вполне хорошим продуктом.
прос
Откуда же берется шквал проблем? В основном из-за халатности, желания сэкономить и пресловутого человеческого фактора. В основном риски возникают на стадии дистрибуции топлива и розничной продажи. Небольшие АЗС могут «блендировать» топлива, смешивая разные сорта или добавляя запрещенные присадки в топливо более низкого качества. Нередко топливо загрязняется при перевозке или хранении в емкостях, которые нужно регулярно мыть, иначе в нем будут накапливаться тяжелые углеводороды, вода и грязь. Наконец, случаются и откровенные ляпы, например, в Челябинске был скандал с АЗС крупной сети, которая пару часов наливала вместо бензина жидкость для очистки цистерны.
Качественное топливо в России есть, но, к сожалению, оно не всегда доходит до потребителя. Поэтому независимые и регулярные проверки нужны, в том числе самим игрокам топливного рынка.
Случались ли у вас проблемы из-за некачественного топлива?
Фото: Артем Краснов