Сегодня, 15 мая, открыли Крымский мост, уже названный стройкой века. В торжественной церемонии принял участие президент России Владимир Путин. Движение легкового и общественного автотранспорта по Крымскому мосту с обеих сторон запустят 16 мая. Транспортный переход через Керченский пролив стал самым длинным мостом в России и в Европе. 74.ru искал связь Южного Урала со стройкой эпохального объекта и нашел её.
Строители со всей России
О строительстве транспортного перехода через Керченский пролив заговорили сразу после воссоединения Крыма с Россией. В январе 2015 года проработали концепцию, в феврале управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора подписало госконтракт с единственным подрядчиком для проектирования и строительства моста — ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». Строительство 19-километрового моста началось в феврале 2016 года. 11,5 км транспортного перехода проходит по суше, в том числе по острову Тамань, 7,5 км — над морем.
На возведении моста было задействовано около 8000 рабочих из двух десятков российских регионов, сообщили в управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».
— Строительство — это всегда драйвер развития экономики. Крымский мост — это не только более 180 предприятий основной кооперации, но и несколько тысяч компаний, которые опосредованно обеспечивают стабильное строительство в Керченском проливе, — цитировал информационный центр «Крымский мост» начальника Упрдор «Тамань» Романа Новикова. — Владивосток, Тюмень, Уфа, Курган, Екатеринбург, Омск, Томск, Магнитогорск, Северо-Запад, Центральная Россия, Юг… — для географического списка участников проекта потребуется карта всей Российской Федерации.
На строительство Крымского моста из федерального бюджета выделено 227,922 миллиарда рублей.
Замахивались на большее
В конце 2014 — начале 2015 годов Южный Урал активно обменивался с Крымом делегациями из представителей власти и бизнеса. Тогда заместитель министра экономического развития Челябинской области Артем Новиков говорил, что в первую очередь сотрудничество между регионами начнется с поставок в Крым южноуральского металла, машиностроительной продукции и оборудования. Отмечались большие перспективы сотрудничества с Крымом и в рамках программы импортозамещения. Власти Южного Урала анонсировали поставки челябинского металлопроката для возведения Керченского моста, который должен связать Крым и Россию.
А руководитель регионального Центра субконтрактации (ООО «Неоинжиниринг») Станислав Твердохлеб призывал областные власти «пролоббировать, чтобы Керченский мост строился из нашего металлопроката».
В реальности предприятия Южного Урала очень слабо отметились на главной стройке России. Хотя, по словам губернатора Бориса Дубровского, за четыре года Крым и Севастополь стали надежными партнерами Челябинской области.
Часть металлоконструкций на строительство Крымского моста поставил холдинг «Металлинвест», у которого есть небольшой завод в Челябинске. Но, судя по официальным данным, металлоконструкции в Крым отгружали с Нижнетагильского завода сварной балки, входящего в «Металлинвест».
Зато при сборке уникальной автодорожной арки Крымского моста использовалась техника Челябинского механического завода. Один из подрядчиков заключил договор на поставку автокранов «Челябинец».
— Автодорожная арка — это почти 200 крупных элементов: блоки ортотропных плит, арочных сводов и так далее. Чтобы собрать их воедино, мы выполнили около 4,5 км стыковых швов первой категории, закрутили 175 тысяч штук (или почти 110 тонн) высокопрочных болтов, — рассказал Most.life заместитель директора по производству «Мостоотряда-1» Михаил Пиксаев. — Вес пролета в итоге составил почти 5 тысяч тонн.
Арочные пролетные строения — самые габаритные элементы Крымского моста. Протяженность каждого — 227 метров, высота свода в высшей точке — 45 метров (или 80 метров от воды). После установки на фарватерные опоры они обеспечат беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров от воды.
В сооружении крупного узла будущей переправы были задействованы автокраны «Челябинец» грузоподъемностью 32 тонны с длиной стрелы 33 метра. Они установлены на шасси КАМАЗ с колесной формулой 8х8 и 8х4.
А в прошлом году в Челябинске выпустили партию единых транспортных карт, посвященных возведению Крымского моста. На лицевой стороне изображены строители с указанием их имени и специальности. Рядом с фотографией — цитата об отношении к проекту и участию в нём. Такие транспортные карты выпускали по всей России в поддержку кампании «Мы строим мост». В Челябинске напечатали 10 тысяч подобных проездных документов.
Мост в цифрах
Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край) и обеспечит транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Пропускная способность Крымского моста — 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки, 14 миллионов пассажиров и 13 миллионов тонн грузов в год. Официально движение для автомобилей и автобусов откроют завтра, 16 мая, в 05:30 по московскому времени. Проезд стартует одновременно с двух берегов Керченского пролива — по две полосы в каждую сторону. Железнодорожное сообщение планируется открыть через год.
В управлении федеральных автодорог «Тамань» напоминают, что максимальная разрешенная скорость движения по мосту — 90 км/ч, остановки запрещены. Чтобы проехать к мосту со стороны Краснодарского края, необходимо двигаться по федеральной трассе А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове. Далее 40 км по автоподходу к Крымскому мосту. Со стороны Республики Крым движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь — Керчь и далее 8,6 км до Крымского моста.
Движение грузового транспорта планируется запустить в конце этого года. Железнодорожная часть моста и подходы к нему заработают в 2019 году.
Алла Скрипова