R2D2, Вертер, терминатор, трансформеры — этих героев знает каждый. Но знали ли их создатели-фантасты, что в XXI веке техника вокруг действительно станет умной и машины с больших экранов войдут в нашу жизнь. Телеком-технологии стирают границы между воображением и реальностью. Подобно роботу ВАЛЛ-И, который очищает планету от гор мусора на улицах Нью-Йорка, уже работают умные урны, которые сами сообщают, когда отправлять за ними мусоровоз и даже раздают Wi-Fi жителям. Примеры из мира фантастики есть и в России. И пусть летающего такси из «Пятого элемента», кроме Люка Бессона, пока никто еще не придумал. Но достойная альтернатива уже есть — в Казани в этом году «КАМАЗ», «МегаФон» и Huawei запустили первый беспилотный электробус, подключенный к тестовой сети 5G оператора. Примеры искусственного интеллекта и интернета вещей (когда устройства по мобильной сети обмениваются данными без участия человека) есть даже на Урале.
В Челябинске и Екатеринбурге таким способом функционируют водороботы. Сейчас их уже более 270.
Александр Кондрашкин, главный инженер компании VODOROBOT, согласился рассказать, как умные технологии используют для онлайн-контроля качества питьевой воды.
— «Мозг» каждого водоробота представляет собой мини-компьютер или, на профессиональной терминологии, — контроллер. Это наша собственная разработка, — признался Александр.
По его словам, подобно человеческому, «мозг» водоробота функционирует без выходных и перерывов. Запрограммирован он так, что умеет самостоятельно отправлять данные в онлайн-режиме.
— Благодаря такому маленькому аппарату мы удаленно узнаем много полезного: он считывает информацию о состоянии фильтров, давления, показатели электроэнергии, количество потребляемой воды и так далее, — объясняет специалист. Но, чтобы отправлять все эти данные, ему необходимо подключение к мобильной сети. Для этого контроллер «заправляют» модемом с сим-картой. Можно сказать, это тот незаменимый «пятый элемент» во всей телеметрической цепочке.
Благодаря подключению к сети «МегаФона» и решению оператора информация с каждого контроллера попадает к нам в режиме онлайн.
На основе этой технологии в «Водороботе» организовали контроль качества питьевой воды и функционирования водоматов. Ресурс и работоспособность фильтров, объем подготовленной воды, состояние системы ультрафиолетового обеззараживания — с помощью мобильной передачи данные автоматически поступают на монитор диспетчеру.
— Например, сейчас в трубопроводе давление 4,2 атмосферы — достаточно для работы, — показывает инженер. — Или динамическое давление — оно позволяет определить состояние фильтров. Для отслеживания качества воды у нас также есть датчики TDS. Это показатель проводимости воды, либо загрязнения. Благодаря онлайн-системе мы сразу видим, когда фильтры нужно менять и оперативно выезжаем на объект.
— Прежде чем вода начнет наливаться в бутыль, она проходит каскад механических фильтров, затем через мембраны обратного осмоса, которые задерживают все вредные примеси, соли тяжелых металлов, сложные хлор-соединения, — рассказывает эксперт. — Затем вода подвергается угольной сорбации и обработке ультрафиолетом. Он гарантированно уничтожает все бактерии. Таким образом, проводится многоступенчатая очистка.
— Раньше контроллер передавал меньше показателей. Например, не было данных по электроэнергии. Надо было приходить в каждый водомат и снимать показания. А сейчас все настроено удаленно — вот вам и интернет вещей в действии, — рассказал инженер.
— Скоро зима, нам важно следить за температурой. Но наши водороботы уже научены автоматически включать и выключать обогрев, когда это нужно, — отметил эксперт.
Кстати, машины техников здесь тоже умные. Помимо мониторинга качества воды, на онлайн-контроль здесь перевели и весь автопарк специалистов по техобслуживанию водоматов.
В каждый автомобиль установили бортовой контроллер с SIM-картой «МегаФона». Датчик обеспечивает сбор и передачу телематических данных.
— Услуга оператора помогает нам контролировать бригады, смотреть, где был техник, какие станции он объехал, во сколько начал работать, — говорит Александр. — Диспетчер может оперативно найти ближайшую к нужному водомату машину и отправить ее на задачу.
Тем временем IoT-платформа МегаФона» автоматически собирает и отображает на онлайн-карте все параметры автомобиля: определяет его местонахождение, скорость, пробег, показывает маршрут, уровень и расход топлива.
В пресс-службе "МегаФона" рассказали, что свердловский бизнес лидирует среди регионов Урала по подключениям IoT-решений.
— Онлайн-управление автопарком повышает дисциплину и стиль вождения водителей, а онлайн-мониторинг работы техники позволяет своевременно устранять и предотвращать сбои. Сегодня уже каждая четвертая SIM-карта «МегаФона» на Урале используется в оборудовании. Всего по стране в IoT-решениях работает 6,6 миллиона наших SIM-карт, — добавила директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» на Урале Инна Смирнова.
Аналитики BI Intelligence прогнозируют: к 2020 году на планете будет свыше 24 миллиардов различных машин и датчиков, подключенных к Интернету вещей. А значит, еще больше компаний сделают свой бизнес эффективнее благодаря IoT.