На пиар мэра Миасса Григория Тонких и его администрации на телевидении выделят из городского бюджета больше 800 тысяч рублей. На эту сумму будут снимать новостные программы, передачи и поздравления мэра. Таковы результаты только двух аукционов, назначенных на сегодня, 18 марта. Торги не состоялись, но деньги всё равно потратят.
Аукционы на освещение деятельности главы Миасса и администрации Миасского городского округа в телеэфире объявили в начале месяца — 4 и 5 марта. По каждому аукциону чиновники закупали 5130 секунд эфирного времени (1,4 часа. — Прим. ред.). Начальная цена контракта в обоих случаях определена в 401 832 рубля 90 копеек.
— Согласно заявке заказчика готовятся телевизионные сюжеты продолжительностью от 60 до 300 секунд каждый, с подводкой журналиста в информационной программе, — указано в конкурсной документации. — Трансляция осуществляется согласно сетке вещания в период времени с 17:00 до 21:00 с повторами от 3 до 6 раз.
На этот аукцион заявился лишь один участник — телекомпания «Экран-ТВ». Её заявку признали соответствующей всем требованиям.
В другом аукционе, помимо телесюжетов, требовались запись и трансляция интервью и поздравлений главы Миасса. Здесь также подана одна заявка — от АО «Областное телевидение».
Программы телеканалов и анонсы передач необходимо размещать не менее чем в двух печатных СМИ на территории Миасса, добавляют чиновники. А сами передачи — транслироваться по кабельным сетям операторов, работающих в городе.
Оба электронных аукциона признаны несостоявшимися, так как на каждый из них подано по одной заявке.
— Контракт заключается с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нём, — говорится в протоколе рассмотрения единственной заявки.
На госзакупки миасского мэра обратил внимание штаб Навального в Челябинске. По мнению активистов, аукционы на 803 тысячи рублей появились после экологического митинга в Миассе.
— Когда властям не нравятся народные протесты, они подключают пропаганду, — считают соратники оппозиционера. — Напомним, глава Миасса Григорий Тонких был спикером на экологическом митинге 2 марта, но поддержки народа не снискал. Оплачивает весь этот пиар местный бюджет, то есть мы с вами. И, понятно, что цель этих роликов — не столько осветить деятельность администрации, сколько представить любое событие в удобном для властей свете.
Жители Миасса выступали против строительства ГОКа, который может появиться вблизи горного озера, а также протестовали против участившихся случаев слива в Тургояк канализации. Григорий Тонких заверил собравшихся, что горно-обогатительный комбинат рядом с водоёмом не появится.
— Никакого ГОКа не будет, нас поддерживает в этом губернатор Челябинской области, проведены все мероприятия, чтобы его не допустить. Вопрос по ГОКу закрыт, — сказал тогда глава города.
Политактивисты считают, что вместо бесполезного трёхчасового пиара мэра-назначенца лучше купить годовой запас хлеба для местной больницы № 2, которая обслуживает 90 тысяч человек. По нынешним ценам это обойдётся немногим больше пропаганды — в 880 тысяч рублей.
74.ru попросил мэра Миасса Григория Тонких рассказать, сколько денег планируется выделить в этом году на освещение его деятельности, как определяются эти суммы и считает ли он такие расходы эффективными. Но конкретного ответа мы не получили.
— Расходы на освещение деятельности администрации Миасского городского округа в 2019 году останутся на уровне прошедшего 2018 года, увеличения финансирования на эти цели в бюджете не предусмотрено, — передал через своего пресс-секретаря Григорий Тонких. — Освещение носит систематический характер для информирования населения по всем направлениям деятельности администрации Миасского городского округа.
Примерно такие же суммы на информподдержку в СМИ чиновники расходуют и в других районах Южного Урала. Так, в феврале объявили электронный аукцион на оказание информационных услуг в печатных СМИ, связанных с освещением деятельности администрации Кизильского района Челябинской области. Поступила одна заявка, аукцион признали несостоявшимся и контракт на 700 тысяч рублей заключили с единственным участником торгов — газетой «Кизильский вестник».
Сколько денег муниципалитеты Челябинской области обычно тратят на освещение своей деятельности в СМИ, мы попытались уточнить в областной администрации.
— Траты муниципалитетов — это их полномочия, — ответил пресс-секретарь губернатора Челябинской области Дмитрий Федечкин. — Статистику подобного рода мы не собираем.
По примеру старших товарищей?
Активисты Штаба Навального в Челябинске считают, что мэр Миасса следует примеру старшего товарища, губернатора Бориса Дубровского, который «любит тратить миллионы на рекламу».
В декабре прошлого года штаб Алексея Навального опубликовал видео, в котором раскритиковал непомерные траты губернаторов на абсолютно лишние, на взгляд оппозиционера, расходы. Губернатора Челябинской области Бориса Дубровского обвинили в высоких расходах на самопиар.
— Только на 2019 год в бюджете области запланирована закупка на освещение деятельности администрации губернатора почти на 293 миллиона рублей. Такому пиару позавидует любой поп-артист!
Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин тогда объяснил, что сумма, о которой идёт речь, — «никакая не закупка».
— Это общий объём средств, выделяемый на реализацию государственной программы, которая открыта и прошла все необходимые стадии согласования и утверждения, — сказал он. — Граждане, которые этот ролик готовили, не разбираются в предмете вопроса.
По словам Дмитрия Федечкина, расходы на пиар в Челябинской области далеко не самые высокие: в УрФО регион по этому объёму на пятом месте из шести, а в масштабах страны — в середнячках.
Эксперты отмечают, что закупки у единственного участника аукциона по максимальной начальной цене давно стали типичной схемой распределения бюджетных средств. Нужные поставщики становятся победителями, но формально закон о контрактной системе соблюдается. Только конкуренция здесь очень условна.
Десятина — на пиар властей
Общероссийский народный фронт (ОНФ) ещё в 2015 году отмечал, что через систему госзаказа на пиар региональных властей тратится десятая часть годового бюджета на СМИ субъектов РФ. Летом того же года президент Владимир Путин говорил, что чиновники на местах, используя бюджетные деньги, пытаются выставить себя в более выгодном свете в глазах населения.
— Если деньги из бюджета выделяются на пиар, по существу, конкретных лиц и чиновников, то ничего хорошего здесь нет, — сказал тогда президент. — Это, по сути, нецелевое использование этих средств, и нужно вывести такую формулу, которая бы не позволила деньги, которые можно было бы потратить на решение социальных задач, в частности, на строительство детских садов, тратить на голый пиар.
Вскоре депутаты даже разработали проект закона, который запрещал региональным властям тратить деньги из бюджета на информирование граждан о своей деятельности. В начале 2016 года законопроект внесли в Госдуму, но рассмотрение отложили на неопределённый срок «в связи с несоблюдением требований регламента». Больше к этому вопросу не возвращались.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».