Накануне Дня Победы мы решили выяснить, куда сводить ребенка, чтобы заинтересовать его Великой Отечественной войной. Для мальчишек лучший способ — показать им настоящую боевую технику, тем более в Челябинске есть целый ассортимент памятников и экспозиций с «живыми» образцами.
Как ни странно, самый необычный памятник танку мы нашли не вблизи ЧТЗ, а на вокзале: здесь выставлен Т-62 бок о бок с паровозом серии 9П. Самое забавное, что модель 9П называлась «танк-паровоз», и такое же название получил весь памятник. Видимо, это и подтолкнуло его создателей разместить рядом с танком-паровозом с настоящий танк.
Правда, в случае паровоза, приставка «танк» означает не бронирование или вооруженность, а наличие бака, в котором хранилась вода, а иногда и топливо, если паровоз использовал жидкие сорта горючего. У обычных паровозов для этих целей есть тендер — отдельный вагон.
Кстати, если пройдете чуть дальше, попадете в бесплатный железнодорожный музей под открытым небом: здесь выставлены десятки паровозов, тепловозов и электровозов разных эпох. Правда, именно военных моделей (кроме упомянутого 9П) среди них нет. Тем не менее паровозы сыграли важную роль в войне и после неё: даже после электрификации российских железных дорог в резерве страны находились паровозы на экстренный случай: они, фактически, всеядны и могут ездить почти на любом горючем.
Но вернемся к танкам. Ещё один образец марки Т-55 вы найдете около мемориала «Скорбящие матери», а по соседству с ним — БМП-1 и БТР-60.
Впрочем, эти образцы в Великой Отечественной войне участия не принимали и появились позже. Но есть здесь и аутентичная техника — 122-миллиметровая гаубица М-30. Кстати, она могла стрелять на 12 километров: то есть, с постамента на улице Блюхера добила бы до «Паркового».
Сам памятник «Скорбящие матери» производит сильное впечатление. Рядом находится мемориальное кладбище, где в годы войны и после неё хоронили тех, кто умирал в госпиталях Челябинска. Автор мемориала — скульптор Лев Головницкий, в честь которого названа одна из улиц Челябинска.
Ещё один танк Т-62 стоит возле «Киномакса-Победы» на Комсомольском проспекте.
Самый известный памятник танку в Челябинске находится на Комсомольской площади. Некоторые, по инерции, считают, что это танк Т-34, на самом же деле здесь стоит тяжелый танк ИС-3, который ближе Челябинску — его разработали на ЧТЗ.
Танк ИС-3 легко опознать по «оплывшей» форме башни, которая как бы сливается с его корпусом. Их выпуск начался в апреле 1945 года, поэтому до полей сражений они не добрались, став символом мощи СССР в послевоенный период.
Кстати, насколько тяжелым был тяжелый танк ИС-3? Он весил 49 тонн. И для сравнения, такую же массу имеет самый современный российский танк «Армата». Однако сейчас классификация по массе (легкий, средний, тяжелый) практически не используется, поэтому «Армату» тяжелым танком уже не называют.
Самый известный памятник «Катюше» в Челябинске находится около ДК «Колющенко». Романтичное имя никогда не было официальным, и по документам «Катюша» называлась очень сухо: гвардейский реактивный миномёт БМ-13. Однако для 40-х годов её огневая мощь была беспрецедентна: за десять секунд «Катюша» запускала на 8 километров 16 реактивных снарядов. Точность стрельбы была сравнительно невысокой, но большая площадь поражения и ураганный характер огня производил не только физический эффект, но и психологический. Немцы прозвали её Stalinorgel — орган Сталина (орган как музыкальный инструмент).
«Катюша» около ДК «Колющенко» собрана на шасси ЗИЛ-151/157 — такие начали выпускать уже после войны. Первые «Катюши» делали на базе грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6, а также с использованием лендлизовских шасси, самым известным из которых был Studebaker US6.
«Катюша» с кабиной от Studebaker US6 в Челябинске тоже есть — она выставлена в парке «Сад Победы».
Идея реактивных установок получила развитие и после войны, и прямым наследником «Катюши» является установка «Град» или РСЗО БМ-21. Памятник такому орудию есть на улице Блюхера перед зданием НПО «Сплав», которое как раз и занимается разработкой и выпуском сухопутных ракетных систем (головной офис находится в Туле).
При этом тот же «Град» значительно превосходил возможности «Катюши», например, дальность его стрельбы составляла 30 километров, а за один залп он мог «вспахать» поле в 20 гектаров. Позже появились еще более мощные системы «Ураган», «Смерч», «Торнадо-С», а дальность стрельбы превысила 100 км.
Есть в Челябинске памятники, не связанные напрямую с Великой Отечественной войной, которые мы всё же включили в наш список. Так, на улице Гагарина около музея памяти воинов-интернационалистов стоит боевая машина десанта БМД-1, как напоминание о конфликтах нашего времени — от Афганистана до Южной Осетии.
Самая обширная экспозиция военной техники — в парке «Сад Победы». Здесь выставлены сразу несколько танков (Т-54, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80), самоходные установки, зенитки, БТР-60, «Катюша» и «Град».
Что интересно, мы не нашли в Челябинске памятник самому известному танку войны — Т-34. Его разработали в Харькове, но выпускали на нескольких заводах, в том числе на ЧТЗ (примерно 14% от общего объема). В Волгограде, например, есть памятник танку Т-34, названный «Челябинский колхозник». В самом же Челябинске можно увидеть только неродную «тридцатьчетверку», как раз в парке «Сад Победы». Здесь выставлен танк Т-34–85 — такую модификацию на Урале делали в Нижнем Тагиле, но не в Челябинске.
Для детей большим достоинством экспозиции в «Саде Победы» является свободный доступ ко всем экспонатам и возможность залезть на них. Забраться можно и на паровоз «Красный коммунар», который выставлен в парке Пушкина около ДК ЖД.
Это настоящий паровоз серии Е выпуска аж 1915 года, который был построен в США для Российской Империи, но сильно пострадал во время Гражданской войны. Рабочие восстановили его в 1920 году по собственной инициативе, назвав «Красный коммунар», и более тридцати лет он отработал на железных дорогах Союза. В 1960 году он прошёл ещё одну реинкарнацию, став челябинским памятником.
Кстати, возрождаться из пепла умел не только конкретный образец, но и весь род паровозов серии Е: первый раз их производство прекратили в 1918 году, но в 1943 году возобновили в США по заказу Советского Союза, хотя и в модернизированном виде. Железнодорожный транспорт имел в те годы стратегическую значимость.
Ещё один паровоз предвоенного периода — серия 157. Такой выставлен около локомотивного депо на пересечении улиц Российской и Евтеева. Правда, из-за узкой колеи использовался он в основном для обслуживания промпредприятий.
Очень душевный материал о ветеранах Великой Отечественной подготовила для вас Ольга Козлова. А вот карта перекрытия улиц в дни праздника. В спецпроекте 74.ru читаем фронтовые письма.
Делитесь необычными семейными историями, связанными с военными годами. Мы ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».