В Челябинске выросло не одно поколение, которое мечтало прокатиться на метро. А первые метростроевцы уже вышли на пенсию. Ежегодно на стройку века тратят сотни миллионов рублей. На Комсомольской площади копали огромный котлован, в разных районах мы видим верхушки шахт. На этой неделе про метро вспомнили депутаты гордумы, предложив передать его на баланс региона. Но никто так и не может чётко прояснить будущее подземки. Журналисты 74.RU спустились в строящееся метро и посмотрели, что происходит с самым дорогим недостроем Челябинска.
43 метра под рекой
Каждый день челябинцы проезжают мимо синего забора и ворот с ярко-красной буквой «М» напротив Торгового центра. Огороженная площадка давно стала привычным элементом ландшафта. Некоторые жители города уже и забыли, что здесь роют метро.
— Тут правда метро? Его разве всё еще строят? — удивился таксист, подвозивший меня к воротам.
В Советском Союзе считалось, что в каждом городе-миллионнике должно быть метро. Челябинск достиг этой планки в 1976 году. Но к строительству подземки у нас, к сожалению, приступили только в 1992-м, после развала СССР. И это опоздание стало нашей бедой. По проекту первый пусковой комплекс метрополитена должен состоять из четырёх станций: «Тракторозаводская» (также её называют «Комсомольской площадью». — Прим. ред.), «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Горную выработку вели с разных сторон. По словам метростроителей, бурить приходилось и гранитные плиты, и рыхлую почву. Подземный Челябинск пронизывают километры тоннелей, но прогуляться по перрону пока можно только на двух станциях — «Комсомольская площадь» и «Торговый центр».
— Хотите спуститься вниз? — спрашивают нас представители «Челябметростроя» — компании, которая уже много лет занимается обслуживанием строящейся подземки.
Мы с фоторепортёром Ильёй Бархатовым для этого и пришли. Даже хотели взять с собой резиновые сапоги. Но не пришлось — нас снабдили полным комплектом спецодежды и обуви, выдали каску, фонарик и баллон с запасом воздуха. Говорят, спасательная система позволяет находиться в завалах более четырёх часов — к счастью, опробовать её в действии не пришлось.
Проходим к железному лифту. Лязгают двери, клетка дёргается и начинает опускаться. Через несколько минут мы выходим на глубине 43 метра под землёй. Здесь на удивление тепло, как в московском метро. Фонари освещают стены тоннелей, плюс мы подсвечиваем дорогу фонариками.
Идём по перегонному тоннелю по деревянному настилу. Пахнет сыростью. То слева, то справа видим лужицы, временами вдоль «тротуара» журчат настоящие ручьи. В центре будущего перрона образовалось целое озерцо. К нему просят не подходить — мало ли что… В местах, где не закончена металлическая отделка, с потолка капает вода. Где-то высоко над нами протекает Миасс — станция «Торговый центр» расположена прямо под рекой. И грунтовые воды, проходя сквозь горную породу, находят лазейки, проникают в тоннели и подмывают станцию.
— Когда начинают строить станцию, сначала возводят борта и верхний свод. Мы их с вами видим. Затем идёт работа по возведению обратного свода — он должен быть глубиной пять метров. Смонтированные конструкции верхней части станции опираются на так называемый «тощий» бетон. Обычно он делается временно, потому что при возведении нижней части станции этот бетон разбирают, а выпуски арматуры бортов соединяют с арматурой обратного свода, — объясняет гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев.
Проектировщики отводят на работу над станцией четыре года. «Торговый центр» начали строить в 2015 году, то есть срок уже прошёл.
В итоге сейчас больше 60 тысяч тонн конструкций станции — металлоизоляция, бетон и арматура — опираются на тот самый «тощий» бетон. Как он себя поведёт в дальнейшем, никто не знает. В некоторых местах заметны проседания подпорных конструкций. Ну а с водой сами видите, что творится…
Последний раз на станции «Торговый центр» строительные работы вели в 2015–2016 годах, отмечают представители «Челябметростроя». Тогда прошли 159 погонных метров и закрепили постоянной обделкой без обратного свода 152 из 176 погонных метров.
Оставшийся участок может стать миной замедленного действия. По документам 2018 года объекты метрополитена считаются ограниченно работоспособными. Но фактически ситуация аварийная, и метростроители в буквальном смысле хватаются за голову.
— В любой момент на станции «Торговый центр» может прорваться вода. Никто не спрогнозирует, что именно и где обрушится. А ведь это самый центр Челябинска, в эту зону попадают и Торговый центр, и рынок, и мост на улице Кирова, — говорит Денис Агеев. — Конечно, у нас круглосуточное наблюдение, конечно, дежурят спасатели. Но в такой ситуации у них есть только 15 минут. По нашим расчётам, за это время нужно успеть обрезать рельсы и закрыть специальные двери, чтобы вода не разлилась по километровым перегонным тоннелям под землёй. И, конечно, вывести людей на поверхность.
В каком состоянии будет территория в центре города даже после небольших обрушений, прогнозировать бесполезно, говорят метростроители. По их словам, разумнее просто предотвратить аварийную ситуацию.
— Все имеющиеся экспертизы говорят о том, что строящееся метро нельзя бросать. Особенно, если уже есть сигналы о складывающейся аварийной ситуации. В первую очередь нужно доделать работы, остановленные на полпути. Освободить проходы, закрыть металлической обделкой недостроенный свод станции, — объясняет Денис Агеев. — По сметам 2018 года, на эти работы требовалось около 60 миллионов рублей. Это не какие-то фантастические суммы, но они реально обеспечат защиту метрополитена.
«Аллу» греют, чтобы не ржавела
По наивности мы думали, что от станции «Торговый центр» прямо под землёй пройдём-проедем до площади Революции, а потом и до Комсомольской площади. Но челябинское метро оказалось более суровым.
— Нет, так не получится, — засмеялись представители «Челябметростроя». — Надо выбираться на поверхность и ехать на машине по «Меридиану».
В итоге в сапогах и касках садимся в машину и едем на территорию будущего электродепо. Сейчас это полузаброшенный участок около железнодорожной магистрали в Ленинском районе с хаотичным нагромождением гаражей и контейнеров. Говорят, земля зарезервирована под метрополитен, а пока её сдают в аренду частникам.
Со стороны Торгового центра к площади Революции тоннели прокладывали буровзрывным способом. А от будущего электродепо к Комсомольской площади и чуть дальше подземку рыл тоннелепроходческий комплекс Lovat. Эту машину купили 15 лет назад. Для простоты рабочие назвали её «Аллой». Что называется, приятно познакомиться!
Моя тёзка родом из Канады, она весит 450 тонн, а в длину достигает 70 метров. Говорят, стоила бешеных денег — в 2003 году её купили за 79 миллионов рублей. Машина приступила к работе в 2004 году, а в ноябре 2007-го выходила на поверхность на Комсомольской площади, закончив проходку первой ветки в депо.
Поначалу комплекс активно работал, прокладывая тоннели в районе Комсомольской площади. Их отделывали бетонными тюбингами, пока однажды не сломалась важная деталь. С тех пор «Алла» застряла на глубине где-то рядом с перекрёстком проспекта Ленина и улицы Российской и превратилась в головную боль для властей и самих метростроевцев.
Обслуживанием челябинской подземки занимается «Челябметрострой». Предприятие работает в нашем метро почти 20 лет с небольшим перерывом. Компания выиграла последние торги на строительно-монтажные работы на первой линии метрополитена, объявленные мэрией в конце прошлого года.
Но, по словам специалистов предприятия, на самом деле о строительстве речи не идёт. Метростроевцы следят за состоянием станционных комплексов «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», обслуживают тоннелепроходческий комплекс Lovat, системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации на стройплощадках и в подземных выработках метрополитена.
— Содержание тоннелепроходческого комплекса Lovat вообще приносит нам ежемесячные убытки. Машина не работает, власти никак не решат, что с ней делать. В то же время нельзя допустить, чтобы комплекс окончательно заржавел и погиб, — рассказали представители «Челябметростроя». — Поэтому машинисты ежедневно включают Lovat, прогревают двигатели, смазывают детали.
Строить метро нельзя остановить
На этой неделе депутаты городской думы заговорили о передаче метрополитена из муниципального подчинения в областное. Это связано с тем, что разрабатывается новая транспортная схема челябинской агломерации. Кроме того, региональные власти сосредоточили в своих руках управление транспортом в Челябинске и пригородах.
— Челябинское метро — настолько крупный стратегический объект, что решать его судьбу должны областные власти. Надо продолжать строить и одновременно лоббировать проект на федеральном уровне, — считает гендиректор «Челябметростроя» Денис Агеев. — Для нашего региона метро гораздо важнее конгресс-холлов и прочих прожектов.
За 28 лет в Челябинске построено: станции «Комсомольская площадь» — на 80%, «Торговый центр» — на 5%, перегонные тоннели (8 км) — на 60%.
В 2017 году, когда стало ясно, что строительство подземки прекратилось и денег дают только на обслуживание, метростроители обратились с запросом к генеральному проектировщику — АО «Метрогипротранс». Прямо спросили, какова устойчивость смонтированных конструкций в случае приостановки работ на неопределённый срок.
— Расчёты делались на непрерывное, последовательное выполнение работ в соответствии с графиком строительства, тем более в таких сложных горно-геологических условиях, — ответили в «Метрогипротрансе».
Потом в Челябинск приехал главный инженер проекта и подтвердил недопустимость остановки строительства станции. По словам проектировщиков, нужно в кратчайшие сроки закончить работы по возведению бортов и свода станции и приступить к возведению обратного свода. Это позволит исключить возможную просадку возведённых конструкций и проникновение в горные выработки реки Миасс. А в дальнейшем поможет избежать колоссальных затрат по ликвидации возможной чрезвычайной ситуации как под землёй, так и на поверхности в городской застройке.
Как в Челябинске строят метро
В Челябинске построят первую очередь метро. Но по ветке подземки пустят другой транспорт. Об этом сообщили в комитете градостроительства и архитектуры на презентации генерального плана развития Челябинска до 2039 года. Чиновники признались, что метро формально указали в генплане, чтобы была возможность выбивать деньги на достройку станций.
В прошлом году определили судьбу метро до 2025 года. За это время в стройку века вложат ещё 1,7 миллиарда.
В марте прошлого года проект планировки территории для строительства челябинской подземки прошёл публичные слушания.
В 2018 году компания «А+С Транспроект», разрабатывавшая комплексную схему организации дорожного движения в Челябинске, предложила властям пересмотреть востребованность метро. Её специалисты отмечают, что в федеральном бюджете средства есть и на подземку.
В мае 2016 года бывший тогда губернатором Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена.
Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада.
Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора. Два года назад Евгений Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания на планировку территории под строительство второго пускового комплекса подземки.
В 2013 году Счётная палата РФ сообщила, что на строительство метро в Челябинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.
История недостроенной подземки, планы и финансы — в материалах 74.RU.
Знаете новую информацию о челябинском метро? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.