RU74
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Челябинске
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

747мм 74%
Подробнее
5 Пробки
USD 100,22
EUR 105,81
Город За ЧЕртежом успеха спецпроект Торговля под куполом: до чего дожил первый челябинский гипермаркет, на открытии которого сломали двери

Торговля под куполом: до чего дожил первый челябинский гипермаркет, на открытии которого сломали двери

История Торгового центра в фактах, цифрах и лицах — в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха»

Торговый центр в свое время был для челябинцев гостем из будущего 

Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города — тем, которые делают Челябинск Челябинском. Все они начинались очень амбициозно, профессионально, с грандиозными планами на будущее. При виде одних у вас защемит сердце от ностальгии, состояние других вызовет недоумение. Какие-то объекты получили новую жизнь, другие… Впрочем, смотрите сами. Проект выходит раз в неделю по четвергам.

И сегодня рассказываем о знаменитом Торговом центре. Почему его открыли почти через год после строительства, сколько легендарный универмаг зарабатывал за день в советские годы, зачем товары для женщин загнали на второй этаж, реальны ли слухи про «склад, где всё есть», кто из известных челябинцев работал в Торговом центре и как олигархи Аристов с Антиповым стали владельцами этого архитектурно-инженерного шедевра? Читайте в новом выпуске проекта «За ЧЕртежом успеха».

Парящая легенда


Белеющий под снегом огромный купол Торгового центра виден издалека. Будний день, морозное февральское утро. В гордом одиночестве иду со стороны Свердловского проспекта, пытаюсь вспомнить, когда была здесь последний раз, и, честно говоря, теряюсь. Мы с фотокорреспондентом Ильей Бархатовым договорились встретиться у дверей одного из самых узнаваемых символов города. Кроме нас и дворника, метущего дорожку на втором уровне комплекса, никого нет.

Илья ловит в объектив удачный кадр — отражение реки на стеклянной стене. Я разглядываю огромную крышу некогда самого посещаемого магазина Челябинска, да и всей области. В очередной раз поражаюсь, как грациозно многотонная сферическая оболочка обнимает комплекс и приземляется на четырех уголках.

ТЦ до сих пор притягивает фотографов
За 45 лет изменился пейзаж вокруг первого челябинского гипермаркета 

Железобетонный купол действительно будто парит в воздухе. Колонн внутри нет, а углы, на которые опирается крыша, установлены на специальных катках и могут двигаться. Сейчас один из углов огорожен решеткой, а второй — специальными лентами. Интересно зачем? Чтобы на ногу покупателям не наехали?

А уголки решили на всякий случай огородить 

Кстати, конструкция размером в гектар может «дышать». По словам специалистов, она опускается или поднимается в зависимости от перепадов температуры.

Рендер Торгового центра показали в кино за 9 лет до открытия магазина

Уникальное не только по советским, но и по мировым меркам здание открыли в Челябинске в 1975 году. От решения до воплощения прошло 15 лет. Торговый центр даже мелькнул в известном фильме «Дайте жалобную книгу», который вышел в прокат в 1964 году. Самые внимательные зрители могут разглядеть наш «Торгаш» в сцене совещания в Министерстве торговли. Эскиз здания висит на стене за спиной героя, которого играет Николай Крючков.

Строительство растянулось на 15 лет 

Поначалу крупнейший областной универмаг хотели построить на перекрестке проспекта Ленина и улицы Российской. Сейчас там высится жилой дом из трех секций. Потом выбрали площадку на берегу реки Миасс. Архитектурно-инженерный шедевр появился в нашем городе благодаря московскому институту «Гипроторг» (проект здания) и Ленинградскому проектному институту № 1 (железобетонная оболочка).

Советские инженеры гордились челябинским сооружением 

Позже макет челябинского Торгового центра будут с гордостью демонстрировать за рубежом — в Нью-Йорке, Хельсинки и Лондоне. Дело в том, что в те времена аналогов подобному техническому решению — купольное здание без несущих стен — просто не существовало.

Фактически это был эксперимент. Неслучайно сооружение с уже готовым в 1974 году куполом оставили перезимовать. Железобетонную оболочку облепили приборами — специалисты следили за температурой, влажностью, объемом снега и деформациями. Нужна была твердая уверенность, что здание устоит на четырех опорах. Настал момент, когда рабочие с замиранием сердца убрали подпорки — купол стоял, как влитой.

Крутой советский гипермаркет


Торговый центр сооружали с учетом рельефа местности и советским размахом. Входы сделали со всех четырех сторон света, с набережной — даже в двух уровнях. А машины с грузами заезжали через тоннель прямо на склад.

В универмаг можно было зайти с любой из четырех сторон 

Открытие нового магазина назначили на понедельник. Несмотря на будний день, народу собралось, как на демонстрацию. В какой-то момент огромная толпа просто выдавила стеклянные двери и хлынула в новый магазин. Отделка мрамором и гранитом, мозаичные полы, экспериментальные светильники с отраженным светом, фонтан в центре зала, бар с разноцветным освещением и даже бесплатный туалет прямо в магазине — всё было в новинку для челябинцев.

На открытии горожане сломали стеклянные двери 

— Жителей промышленного города трудно назвать избалованными покупателями. А тут на открытие привезли и японские шелка, и кубинские ликеры, и какие-то деликатесы! — рассказал один из бывших работников ТЦ.

За покупками в Торговый центр ехали со всей области 

В универмаге организовали 8 комплексов — товары для детей, мужчин, женщин, для быта и дома, для шитья и рукоделия, культтовары, спорттовары, универсам. Уставших от примерок и очередей ждали кафе и бар. А ресторан на 150 мест разместили в пристрое, который крытой галереей соединялся с основным торговым залом.

От ресторана, кафетерия и бара сейчас осталось одно кафе «Пельмешка» 

В те годы цены на товары не росли такими темпами, как сейчас. Они вообще были низкими и фиксированными. Но обратной стороной этого приятного, на первый взгляд, явления стал постоянный дефицит товаров. В первые же дни с этой проблемой столкнулись и в самом большом магазине Челябинска.

Зачастую полки были заставлены однотипным товаром 

— Нечем было заполнить! И я вынужден был собрать товары со всех других универмагов, положить на полки хотя бы по одному наименованию, чтобы не было пусто, — вспоминает первый директор Торгового центра Виктор Сидой в своей книге «История торговли Челябинска. Идеи и воплощения». — Но в первый же день покупатели всё смели…

Секции самообслуживания соседствовали с обычными прилавками

Новый комплекс позиционировался как универмаг полного ассортимента. Здесь продавали практически всё — от продуктов, одежды и обуви до крупногабаритной техники и ковров. В 70–80-е годы в Торговом центре работало 2000–2500 сотрудников. Можно сказать, целый завод!

Магазин поразил челябинцев своим масштабом

— Секции размещали, учитывая психологию покупателя. Цоколь — хозтовары, первый этаж — одежда и обувь для детей и мужчин, второй целиком отдали женщинам. Там же, на втором этаже, были отделы парфюмерии и косметики, — вспоминает начальник организационного отдела Торгового центра, в свое время тоже трудившаяся продавцом, Наталья Исаева. — Почему отделы для дам дальше всех? Всё просто — если женщине что-то надо, она хоть куда дойдет.

А перед входом, оказывается, был фонтан 

В Торговом центре работали парикмахерская, ателье, фотосалон, радиоузел, бюро добрых услуг, зубной кабинет, столовая для сотрудников. Напротив лестницы в цокольное помещение находился демонстрационный зал — там устраивали показы мод.

— Работа продавцом в нашем магазине считалась престижной, попасть туда было не так-то просто, — продолжает Наталья Исаева. — Сам Торговый центр действительно был кузницей кадров. Неслучайно многие наши работники потом открыли свои фирмы, работавшие в том числе на площадях Торгового центра.

Ресторан на 150 мест занимал отдельное помещение — сейчас там обувной магазин
Здание ресторана, где когда-то впервые в Челябинске станцевали стриптиз, занял обувной салон

В советские времена челябинский Торговый центр каждый день посещало до 150 тысяч покупателей. Ежедневная выручка достигала полумиллиона рублей, годовой товарооборот оценивался в 100 миллионов рублей.

Конечно, времена дефицита накладывали отпечаток на ассортимент. Но в любом случае Торговый центр снабжался лучше, чем другие универмаги. Именно там чаще всего можно было услышать странно звучащую сегодня фразу: «Там джинсы/туфли/сумки выкинули!» То есть выставили на прилавок по госцене товары, пользующиеся большим спросом. Поэтому Торговый центр на долгие годы стал местом паломничества челябинцев и жителей области.

Где-то здесь размещался «склад, на котором всё есть»

А еще здесь имелся склад, где, как в Греции, «всё есть». По словам Виктора Сидого, его часто просили «прилично одеть» тех, кто уезжал на съезды, смотры, соревнования или представлял нашу страну за границей.

— Чтобы не водить людей по всем секциям, мы собрали товары, прежде всего одежду, в один склад. Да, там я обслуживал и жен начальников. Так сложилось и так повелось. И отказаться от этого я не мог, — признавал первый директор Торгового центра. — А что я имел с того? Больше возможностей решать вопросы торговли.

Раньше цокольный этаж был одним большим складом 

Впрочем, Виктор Сидой явно скромничал, говоря о своей влиятельности. В условиях советской распределительной системы директор главного регионального универмага был покруче секретарей обкома партии. Поэтому таким громким стал скандал, в который попал Виктор Сидой на заре перестройки. В 1984 году старший следователь городского УВД Раиса Подвигина возбудила в отношении директора Торгового центра уголовное дело о хищении госимущества. Повод — ему бесплатно заменили сгоревший кинескоп в телевизоре, хотя сроки гарантии давно вышли. Но неприятности начались не у подозреваемого, а у следователя. Начальство требовало от нее закрыть дело по-хорошему.

— «Ты на кого замахнулась? — говорили мне. — Он же в одном подъезде с секретарем обкома живет!», — делилась подробностями с автором книги «Челябинск. XX век» Раиса Подвигина.

Следователя даже успели уволить, но тут начались гласность и перестройка. Подвигину поддержала общественность, ее выбрали депутатом областного Совета. А 13-томное дело Сидого ушло в Генпрокуратуру, где-то там и растворилось.

Знакомые всё лица


В начале 90-х годов прошлого века в экономике страны начались тектонические сдвиги. На помощь пустым прилавкам пришла лихая свобода предпринимательской деятельности. Плюсы и минусы ломки системы ярче всего проявлялись в сфере торговли. Поднимать цены теперь можно было хоть каждый день. В продаже появились первые товары от челночников, ездивших за ними в Польшу и Турцию. Предприниматели один за другим начали брать прилавки в аренду. Вслед за импортной одеждой и обувью на прилавки хлынули диковинные фрукты и овощи, а также заморский алкоголь.

Карьера Василия Кичеджи началась с Торгового центра 

Судьбы сразу нескольких известных челябинцев пересекались в это время с Торговым центром. Так, с 1988 по 1995 год заместителем гендиректора комбината питания в ТЦ работал Василий Кичеджи. Комбинат питания объединял кафе, бар и ресторан. Говорят, что именно в здешнем заведении челябинцы впервые увидели стриптиз. После акционирования Кичеджи скупил акции и приватизировал ресторан. Позже он руководил ЧТЗ, переименовывал его в «Уралтрак», а также банкротил тракторный гигант. В дальнейшем Василий Кичеджи возглавлял департамент транспорта Москвы и был вице-губернатором Санкт-Петербурга. Сейчас наш земляк трудится гендиректором компании «Мельница», принадлежащей его жене. В прошлом году эта фирма купила бывший офис «Балтийского банка» в Питере и начала переделывать его в отель.

С небольшого отдела в Торговом центре начинала и компания «Мавт», ныне один из крупных дистрибьюторов алкоголя в Челябинской области. В 90-х годах прошлого века бывшие инженеры Александр Сафронов и Андрей Зуев взяли в аренду секцию в Торговом центре и начали продавать алкоголь. В то время уставшая от дефицита и талонов страна пробовала на вкус спирт Royal, водку Rasputin и ликер Amaretto неизвестного происхождения. Челябинские технари решили сделать ставку на импорт. Повезли на Южный Урал загадочные спиртные напитки, о которых раньше читали только в книгах, — ром, виски, текилу, кальвадос и прочие.

Сеть «Мавт» тоже многим обязана Торговому центру 

— Мой товарищ был коммерческим директором Торгового центра. Я к нему пришел в гости и обратил внимание, что во всем магазине пусто и только у одного отдела столпотворение. Там торговали импортным спиртным. Меня это заинтересовало, решили попробовать. Заняли деньги, арендовали отдел в Торговом центре, закупили спиртное, — рассказывал в интервью 74.RU один из основателей компании «Мавт» Александр Сафронов.

Компания разрослась до четырех отделов всё в том же Торговом центре. Потом «Мавт» купил первый магазин на улице Российской, занялся оптовой торговлей и расширением своей сети.

Летом 1992 года челябинский Торговый центр стал акционерным обществом. Такое решение приняла конференция трудового коллектива. Работникам раздали акции. Смысла в этих бумагах люди не видели и при первой же возможности старались их продать. Так хозяевами крупнейшего челябинского гипермаркета стали известные бизнесмены Александр Аристов и Юрий Антипов.

В прошлом году Александр Аристов и Юрий Антипов разделили империю 

— Был ваучерный аукцион, на котором продавалось 30 процентов акций Торгового центра. Кто больше принесет ваучеров, тот и победил. Мы пошли на Зелёный рынок, скупили сколько могли ваучеров, приняли участие в аукционе и получили акции, — объяснял ранее в интервью 74.RU Александр Аристов. — В Торговом центре тогда полки были практически пустые, централизованное распределение товаров по фондам закончилось, а по-новому руководство работать еще не умело. Мы и организовали нормальную работу: закупил товар — поставил в отдел — продал — получил прибыль. Пошло дело — начались разногласия с прежним руководством, не желавшим расстаться с социалистическим подходом. Решили получить контрольный пакет, докупили еще ваучеров, выкупили акции у трудового коллектива. Тогда же никто не верил, что акция — это ценная бумага, дающая гарантию на часть собственности. К ним, если честно, относились легкомысленно.

Работники магазина быстро расстались со своими акциями 

Среди других акционеров челябинского Торгового центра были еще два известных предпринимателя — Семён Мительман и Виталий Рыльских. В качестве одного из основателей компании «Профинвестсервис», специализирующейся на приватизации предприятий, Семён Мительман занимался как раз приватизацией Торгового центра. Долей в знаменитом магазине Мительман с Рыльских владели на паритетных началах до 2008 года. Потом Александр Аристов и Юрий Антипов выкупили у них оставшиеся акции.

Торговый центр начал обрастать различными постройками — полтора года назад рядом примостилось кафе башкирской кухни

В прошлом году тандем челябинских олигархов из списка Forbes распался. Александр Аристов и Юрий Антипов, которые совместно вели дела с 90-х годов прошлого века, разделили крупнейшую бизнес-империю. Предприятия металлургии перешли в собственность Юрия Антипова, а компании винно-пищевых отраслей — к Александру Аристову. В октябре дошла очередь до второстепенных активов — бассейн, дворец спорта и детский лагерь «Акакуль» достались Юрию Антипову. А вот судьба крупного торгового объекта оставалась неясной.

Предприниматели стараются занять площадку поменьше

Формально Челябинский торговый центр является филиалом АО «Кузнецкие ферросплавы». Металлургическое предприятие входит в Урало-Сибирскую металлургическую компанию, принадлежащую семье Антипова. В то же время всем известно, что в офисной части Торгового центра располагается резиденция Александра Аристова. По данным источников 74.RU, бизнесмены договорились, что Торговый центр останется у Аристова. А вот надолго ли? Большой вопрос. Известно, что приобретением гипермаркета интересовались несколько структур. Возможно, в скором времени Торговый центр сменит собственника.

Каждому времени — свой стиль торговли?


Сейчас в Торговом центре непривычно тихо. В будний день покупателей можно пересчитать по пальцам. В центре зала много пустующих площадей. То тут, то там встречаются надписи: «По вопросам работы звонить туда-то» или «Искать в таком-то отделе». На первом этаже еще в 2009 году сделали реконструкцию — торговый зал поделили на салоны, арендаторам выдали бесплатное оборудование.

В ТЦ всё больше мужской одежды — сильный пол не любит шума и суеты 

— Сегодня востребованы площади маленького размера — до 50 метров. Это связано с законодательством, с возможностью работать на патентной системе. При этом законодатели постоянно меняли критерии. Сначала говорили про 50 метров, в конце ноября выяснилось, что патентная система разрешена до 150 метров, правда, коэффициент там разный, — объясняет Наталья Исаева. — Понятно, что люди, пережив ковидный год, не готовы платить много. Предприниматели пытаются подстроиться под новые правила игры и переезжают на меньшие площади. Мы со своей стороны идем на уступки, стараемся помочь постоянным арендаторам.

Цокольный этаж пустеет на глазах

А вот один из основных арендаторов — компания «М.Видео» — уже 14 лет стоит на том же месте. Это был первый магазин сети в нашем городе, не самый большой по площади, но, видимо, удобный любителям техники.

Больше всего народу приходит на базарные распродажи 

Наибольшее оживление покупателей мы замечаем на ярмарке «Ивановский текстиль». Товары здесь просто разложены на столах. Всё это напоминает распродажи, которые часто проводятся во дворцах культуры. Оказалось, торговцы постельным бельем и прочими принадлежностями заехали сюда на месяц. Пытаюсь вспомнить, что же располагалось в этом отделе раньше. Ба, да тут же были меховые салоны!

Мехов здесь больше не найти, одни пуховики 
В опустевших коридорах можно потеряться 

— Да, несколько лет назад здесь действовал турецкий Mondial, — подтверждает представитель Торгового центра. — Магазин работал даже в момент обострения российско-турецких отношений, когда сбили наш самолет. Но не пережил чипирование мехов — помните, это был первый опыт маркировки товаров? В Торговом центре раньше было много меховых салонов, сейчас они закрыты. Но не потому, что в шубах сейчас ходить не модно. Это опять проблемы нашего бизнеса и экономики.

Летом 1999 года на площадке у Торгового центра открылся второй в России кинотеатр под открытым небом. На сеанс могли заехать более 200 машин

На втором этаже оставили систему рынка. Часть предпринимателей привыкла работать в таком режиме, говорят представители Торгового центра. У многих отделы там стоят по 20 лет, и предприниматели просто боятся, что потеряют покупателей, если куда-то переедут.

На втором этаже — Клондайк праздничных нарядов 
Ирина Соколова одевает челябинцев и гостей города на протяжении 20 лет 

Собственник бутика женской и мужской одежды Into Chic Ирина Соколова работает в Торговом центре больше 20 лет. Начинала с поставок турецкой одежды и обуви, теперь сконцентрировалась на платьях и верхней одежде.

— Раньше чаще покупали юбки, блузки, кофточки, футболочки. Сейчас этот сегмент у нас ушел, им занимаются федералы. Молодежь одевается в масс-маркете, а у нас женщины после 30 — состоятельные, ценящие качество. Они могут позволить себе купить пять платьев и менять их каждый день. Сейчас востребована универсальная нарядная одежда, в которой можно сходить на праздник, а потом носить ее в повседневной жизни, — уточняет Ирина Соколова. — Ассортимент разный — Италия, Турция, есть дизайнерская одежда российских производителей. Одеваем людей так, чтобы они видели, как они могут выглядеть, помогаем собрать образ. А дальше им самим решать — брать эту вещь или нет. У нас нет молодежной тусовки, которым главное — «дешево-дешево».

Продавцы говорят, что сюда приходят постоянные покупатели

По словам нескольких арендаторов ТЦ, они ориентируются на покупателей из области и тех, для кого Торговый центр с давних времен является знаком качества.

Коронавирусный год с его ограничениями, конечно, подкосил арендаторов Торгового центра. С конца марта до середины июля комплекс практически не работал.

Коронакризисный год добил многих арендаторов

— У предпринимателей остановились денежный и товарный потоки, многие и сами болели, и продавцы. Опять же система налогообложения меняется, много непонятного, вводят маркировку — всё это лишние расходы. Некоторые арендаторы приостановили деятельность, не желая рисковать товарными запасами и оборотными средствами. Дождутся сезона, может быть, восстановятся, — отмечает Наталья Исаева. — Особенность нашего бизнеса — мы работаем с малыми и средними индивидуальными предпринимателями, которые начинали бизнес в 90-х годах. Они сейчас в солидном возрасте — по 60–70 лет. Прошли все перипетии: то онлайн-кассы, то патенты, то маркировки. Многим уже тяжело со всем этим справляться, проще закрыть бизнес.

Бывший ресторан несколько раз становился универсамом 

Представители руководства Торгового центра признают, что некогда самый передовой в области объект переживает не лучшие времена. Но, по их словам, ТЦ не брошен на произвол судьбы.

— Постоянно ведутся технические работы: меняем освещение, систему пожаротушения, кондиционирования и так далее. Этих вложений, на первый взгляд, не видно, но, поверьте, они очень значительны, — указали в Торговом центре.

Шик, блеск, красота — еще бы покупатели пришли! 

Дважды проводилась реконструкция цокольного этажа. Изначально там находились складские помещения, всё это было мрачновато и тесно. С годами их востребованность упала, решили отдать их под торговлю. Первый раз, в 90-е годы, сломали перегородки и поставили общее оборудование. Во второй раз заменили пол и потолок, установили современные прозрачные секции.

Среди арендаторов сейчас не хватает детской одежды, спортивных товаров и сувениров, сетуют представители Торгового центра. С распростертыми объятиями ждут мебельщиков — места хватит для любых коллекций.

В поисках новой уникальности


Торговый центр настолько выделялся среди других советских магазинов в 70–80-е годы прошлого века, что даже стал героем анекдота. Впрочем, вполне приличного. Один горожанин показывал другому фигушку, накрытую сверху изогнутой, как купол, ладонью руки.

— Что это? — спрашивал собеседник.

— Челябинский торговый центр, — отвечал рассказчик.

Торговый центр до сих пор вызывает ностальгические чувства у доброй половины челябинцев 

Сегодня старожилу челябинской торговли сложно показать кому-то фигу — в борьбе за покупателя он проигрывает новомодным ТРК. По современной классификации Торговый центр с площадью 18 тысяч квадратов можно отнести к окружным или суперокружным.

— Его аналоги по формату — ТК «Урал» и «Башня». На фоне региональных и суперрегиональных торговых комплексов — «Горки», «Фокус», «Родник», «Алмаз» и планируемая «Аллея» — Торговый центр слишком мал. Он уже не может брать огромным форматом, поэтому ему нужна уникальная ниша или концепт, — объясняет директор компании Yellowstone development Денис Ни.

Сильный пол всегда в цене — здесь почему-то много отделов мужской обуви

Сегодня все ТК объективно испытывают трудности с заполнением, всячески пытаются удержать арендаторов. К тому же Торговый центр — это не обыкновенный комплекс, а спецсооружение, требующее внимательной эксплуатации. А значит, и не самый лучший вариант для быстрых инвестиций.

Пиццерия у главного входа пользовалась популярностью 

Как выяснил 74.RU, сейчас обсуждается возможность размещения в Торговом центре галереи современного искусства. Речь идет не обо всём комплексе, а о площадке размером примерно 2000 квадратных метров. Аналогом нового проекта называют музей «Эрарта» в Санкт-Петербурге, проекты «Винзавод», «Артплей» и «Гараж» в Москве.

Продавцов нынче придется вызванивать 
Или искать в других местах 

— Торговый центр — это памятник советской архитектуры. Среди плюсов для галереи — близость набережной, смотровые площадки, великолепная транспортная доступность, прилегающая территория, которую можно использовать для наружной экспозиции, огромная парковка, — объясняет один из основателей проекта YAMA Gallery Денис Ни. — А с точки зрения собственника Торгового центра галерея современного искусства может стать основой или первым этапом перезагрузки всего пространства. Речь не идет о каком-то спонсорстве или меценатстве. Мы изначально позиционировали галерею как некий драйвер, катализатор изменений для какого-либо объекта недвижимости, требующего редевелопмента. И тут всё сошлось.

Эксперты считают, что гипермаркет застыл во времени 
На склад по-прежнему можно заехать по тоннелю 

По словам экспертов, галерея станет ядром, генерирующим трафик, а прибыль инвестор получит за счет аренды окружающих площадей под торговлю и различные сервисы.

Торговый центр стоит перед выбором дальнейшего пути 

Легендарному челябинскому гипермаркету нужна свежая идея, которая вдохнет в него жизнь, сходятся во мнениях эксперты. Ранее здесь уже предлагали разместить концертную площадку, выставочный центр, развлекательный комплекс, музей и даже аквапарк. Челябинцам остается наблюдать за тем, какой вариант выберет собственник.

У вас есть фотографии Торгового центра разных лет? Хотите поделиться историей, связанной с этим и другими знаковыми объектами? Присылайте нам сообщения и фото.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
373
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления