Решение присоединить к одному из старейших кладбищ участок для новых захоронений в феврале приняли депутаты гордумы. Но жители расположенного рядом поселка Керамзавод возмутились: они и так живут почти на месте захоронений (от некоторых домов до могил нет и 300 метров), а теперь и вовсе рискуют оказаться бок о бок с надгробиями. Однажды Успенское уже закрывали (в 2018 году), но сейчас это решение хотят аннулировать. Рассказываем, как живется в домах с видом на кладбище и что может ждать дальше керамзаводцев.
Небольшой поселок находится недалеко от Свердловского тракта, в черте города. Здесь домов семьдесят, не больше. Зато виды что надо, иронизируют местные жители. Окна практически всех построек выходят на кладбище.
— Это вам еще повезло, что покрышки не жгут, чтобы землю разогреть и могилы копать, — рассказывает местная жительница. — А так черный столб дыма стоял бы и вонь была бы, такое у нас частенько бывает.
Успенское кладбище расположено в Курчатовском районе Челябинска, открыто в 1928 году. Сейчас его площадь — 140 гектаров, общая длина аллей и дорожек — более 100 км.
Женщина с двухмесячным ребенком на руках рассказывает, что в поселке она родилась и переезжать никуда не собирается. Здесь с мужем построили дом, обзавелись хозяйством — разводят кроликов, да и огород выручает. Кладбищенские виды семью не особенно-то пугают, но вот соседство все-таки выходит мрачноватое: по сути, первое, что увидела крохотная дочь в своей жизни, — кресты да надгробия, рассуждает молодая мама.
Другая жительница — Нурия Рамазанова — уже на пенсии, устраивает экскурсию по родному Керамзаводу. Дома — один страшнее другого, показывает она, и не потому что люди их запустили: капитальные ремонты, как и новое строительство, в поселке запретили еще в 2012 году решением гордумы. Любой новодел власти вправе сровнять с землей, да и продать недвижимость так просто не получится — подводят как невыгодное соседство, так и смешные цены: земля здесь ничего не стоит.
— Кладбище уже шло на наш поселок, санитарная зона была уже нарушена, — вспоминает Нурия. — Мы обратились в прокуратуру, и только после этого остановили рост кладбища в нашу сторону. Это было в 2018 году, буквально недавно, но сейчас его снова хотят открыть. Сейчас граница вразнобой идет: расстояние от домов до могил по санитарным нормам должно быть 500 метров, а тут даже 300 метров нет, где-то чуть больше 150 метров. Получается, мертвые живых теснят!
Ольга Ревякина достает из увесистой папки с документами градостроительный план — на тот момент границы кладбища закрепили, из мэрии женщине пришло подтверждение.
— В целях недопущения расширения кладбища «Успенское» администрацией города Челябинска было издано распоряжение «О приостановлении деятельности по захоронению на кладбище "Успенском" от 17.08.2018», — говорится в документе.
Исключение тогда сделали только для родственных захоронений, которые производят в пределах уже существующей оградки. Чтобы не портить вид, городские власти обещали поставить забор, но захоронения так и не огородили.
— Грунтовые воды оттуда к нам идут, а сейчас сколько ковидных там хоронят! — сокрушается Нурия. — Это чревато массовыми заражениями, да и территория кладбища должна быть ограждена, сейчас ничего нет. Вообще нам писали, обещали, что оградят, но забор так и не поставили, это только на бумаге осталось. Территория кладбища уже в несколько раз превышает позволенную. А те, кто приезжает к нам в город, едут и смотрят на него: впечатление всё же тяжелое.
Местные жители продолжают о наболевшем: сейчас им элементарно негде пасти коров, а многие здесь держат скотину, да и к тому же пожары пугают: после родительских дней мусор сжигают, огонь может перекинуться на дома.
В администрации Успенского кладбища нас заверили, что сейчас работают по прежнему регламенту.
— До нас еще никакой информации не дошло, сами только по телевизору слышали, — рассказали по телефону в администрации кладбища. — Сейчас захоронения проводятся в оградке, которые родственные. Слышали, что расширять будут, а когда, кто и как, никто пока не говорил. Даже разговоров пока об этом нет.
В мэрии разъяснить ситуацию тоже не смогли. На запрос 74.RU ответили размытыми формулировками, уточнив только, что новые места под захоронения действительно ищут.
— Управлением по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска и МКУ «Служба городских кладбищ» ведется работа по поиску новых мест для захоронений на территории Челябинска, в том числе в отношении кладбища «Успенское», — говорится в сообщении властей. — В связи с чем предоставить информацию о планируемом расширении территорий кладбищ, кадастровых номерах земельных участков, за счет которых предполагается такое расширение, их суммарную площадь и направление такого расширения не представляется возможным.
В документе гордумы четко указаны градостроительные зоны, в рамках которых будет вестись расширение. По этой схеме могилы подступят к Керамзаводу вплотную. При этом кадастровые участки, на которые зайдет кладбище, сейчас на публичной карте Росреестра никак не обозначены, то есть не поставлены на учет.
— Земельный участок, который не стоит на кадастровом учете, не может облагаться налогами ввиду отсутствия границ, — разъясняет адвокат Роман Сигунов. — Если в правилах землепользования и застройки указано, что Успенское кладбище может располагаться только в текущих границах, то увеличение его площади за счет присоединения земельных участков, не стоящих на кадастровом учете, будет считаться самозахватом земельных участков.
Впрочем, проблем гораздо больше, чем кажется, уверен юрист Антон Бавин. Он считает, что на челябинских кладбищах давно пора навести порядок: провести учет и определить четкие границы.
— Успенское кладбище — одно из самых больших захоронений в Европе, и оно никем не контролируется, — указывает юрист. — Если сейчас попробовать запросить официальные документы — сколько там могил, чьи, как велись захоронения, то мы поймем, что никто не скажет. Каждый раз, когда проходит очередной передел рынка, уходит одна администрация, приходит другая, все документы прошлые руководители забирают с собой.
В ситуации с Успенским, рассуждает Антон Бавин, надо еще разобраться, кто вышел за границы — поселок или кладбище.
— Дело ведь еще и в самой застройке, — рассуждает он. — Она тоже велась довольно активно: там возводили жилые массивы. Проблема в том, что изначально не были определены границы участка кладбища, которые нельзя трогать, куда не должна заходить застройка.
Выделить бюджетные деньги на создание нового кладбища в Челябинске проблематично, констатирует эксперт, но выход есть. В последние годы на федеральном уровне рассматриваются законопроекты, которые помогли бы исправить ситуацию, правда, ни один из них пока не принят.
— Необходимо сделать три вещи. Первое: узаконить статус частных кладбищ, чтобы деньги за услуги брали легально, а не выводили в черный нал, — перечисляет Антон Бавин. — Второе: заброшенные могилы можно повторно использовать, если за ними никто не ухаживает, срок в 25 лет прописан в законопроекте. Это, кстати, помогло бы в случае с Успенским кладбищем. Там многие захоронения существуют с начала века, и они заброшены, а вторичное использование могил — общеевропейская практика. Третье: создание семейных склепов, как за границей, когда создаются такие небольшие домики, и туда складывают гробы. Это экономит место: занимает он два обычных места, а вмещается до 7–10 похороненных.
Ситуацию могло бы скорректировать и строительство второго крематория в Челябинске, уверен собеседник 74.RU.
— У нас он только один, но это не конкурентно, — указывает юрист. — Там задрали цены так высоко, что порой похоронным организациям проще собрать несколько тел и везти их в Екатеринбург, а потом обратно. Это получается дешевле. В Магнитогорске не могут запустить, не дают по СанПиНам, их меняют каждый день.
Всего в Челябинске 12 муниципальных кладбищ: Успенское, Митрофановское, Братское, Сосновское, Шершнёвское, Сухомесовское, Покровское, Фатеевское, Махмутовское, Градское, Новосинеглазовское, Смолинское. Кроме того, в 2002 году начало работать еще одно, частное, — Преображенское.
Осенью 2016 года городские власти заявили о готовности закрыть четыре старых кладбища. А в 2018-м был запланирован поиск земли под новое кладбище. Но уже тогда говорили о проблемах: участки под новые захоронения найти сложно.
Ранее 74.RU рассказывал, во сколько обходится традиционное погребение и как одна контора подмяла под себя половину рынка.