Официально реновация звучит как «комплексное развитие территории» (КРТ). В конце прошлого года закон о КРТ приняли на федеральном уровне, а 15 апреля соответствующую документацию утвердят депутаты областного Законодательного собрания. И уже с этого года власти рассчитывают начать работу по замене старого (но не аварийного) жилья на новое, по застройке пустырей и других заброшенных мест. Как будет происходить расселение домов, в каких районах, что за это будет полагаться собственникам квартир и смогут ли они повлиять на решение о сносе их домов — подробно об этом 74.RU рассказал заместитель губернатора, курирующий вопросы строительства, Сергей Шаль.
Чтобы принять закон о комплексном развитии территории, в Заксобрании проведут в предстоящий четверг внеочередное собрание. На федеральном уровне документ принят, принят он уже и некоторыми нашими соседями, например Свердловской и Тюменской областями. Если можно так выразиться, наш регион должен «подтянуться» к ним в этом вопросе.
Реновация будет распространяться на четыре вида территорий. Они могут быть застроены жилыми домами, производственными объектами или, напротив, пустовать. Кроме того, в этот список входит земля, принадлежащая частным лицам.
Совсем необязательно, чтобы на участках под реновацию жили люди, подчеркивает Сергей Шаль. Но если под развитие попадет территория, на которой стоят дома, решение об их сносе будут принимать исходя из целого списка критериев, основные из них — непригодное для проживания жилье, изношенность 60 процентов, отсутствие света, газа, воды (даже чего-то одного из этих коммунальных благ) и так далее.
По словам вице-губернатора, администрация Челябинска предварительно уже прикинула, какие участки первыми могут попасть под реновацию. Всего в программе их 25, в общей сложности — на 112 гектарах.
— Например, в Металлургическом районе — 5 площадок, в Курчатовском — 2, в Ленинском — 6, в Тракторозаводском районе — 1, в Центральном — 1, в Советском — 1, — перечислил заместитель губернатора. — Если говорить о Центральном районе, то это участок, ограниченный улицами Парковой, Гостевой, Прибрежной (район Шершневского водохранилища. — Прим. ред.). В Советском районе — Орджоникидзе, Цвиллинга, Овчинникова и Елькина, это территория, на которой находится элеватор и прилегающие к нему бесконечные склады и ангары. Там, знаете, привет из 90-х, ни пройти ни проехать. Конечно, это весьма сложный объект, по моим ощущениям, город не в первую очередь решится реализовать КРТ именно на этом участке из-за огромного количества собственников и арендаторов.
По мнению Сергея Шаля, власти города, скорее, начнут реновацию с Копейского шоссе, улиц Бобруйской, Руставели, Гагарина, Энергетиков, Новороссийской, Майкова, Киргородка и квартала, ограниченного улицами Бажова, Героев Танкограда, Культуры, Котина, — тех микрорайонов, где дома давно требуют расселения.
— В прошлом году, когда открывали дорожную развязку на улице Российской, к губернатору подошли жители частного сектора. Алексей Текслер заехал, посмотрел, в каких условиях они живут, на самом деле — не в шикарных. И было принято решение, что с этим районом нужно что-то делать. Дома там в ненадлежащем состоянии, довоенной постройки, нет коммуникаций. И это центр города, который нужно развивать, — сказал чиновник. — Нашли застройщика, который изъявил желание там поработать. Но, так как еще не было закона о комплексном развитии территории, пустили его самостоятельно в переговоры и получили картину, что называется, маслом. Кто-то согласился переехать в двухкомнатную благоустроенную квартиру (а там дома по 40–60 метров, больших нет). А кто-то сказал: «Нет, у нас тут 16 человек зарегистрированы, на 4 семьи, будь любезен, предоставь 4 квартиры, и еще там, где мы хотим». Естественно, застройщик развернулся и ушел.
Сергей Шаль заметил, что раньше у города была только одна возможность по изъятию земельных участков для нужд развития муниципалитета — только для строительства улично-дорожной сети. На улице Российской больше никакую дорогу строить не собираются, соответственно, и механизма по приведению ее в порядок до сегодняшнего дня не было.
— Мы постоянно выслушиваем обвинения: «Вот, город застрял непонятно где, не развивается. А посмотрите на Екатеринбург!» И вот на улице Российской мы прям застряли, уперлись и не можем никуда двигаться. Наличие нового закона абсолютно точно даст возможность реализовать развитие города на справедливых условиях — на одинаковых условиях, по одной цене для всех. Здесь уже не будет такого, что меня в одном месте выселили, а в другом месте дали шестикомнатный пентхаус.
Чтобы начать реновацию, власти не будут ждать принятия генплана, который завернули на доработку два года назад и обещают утвердить до конца 2021-го.
— Закон о КРТ в первую очередь принимали для того, чтобы была возможность ускоренными темпами строить жилье, — уточнил чиновник. — Да, новый генплан у нас не принят, поэтому будут учитываться характеристики ранее утвержденного генерального плана развития города.
Решение о развитии территории будут принимать мэрия, сами жители или застройщики, а согласовывать — Минстрой.
— Если инициатива исходит от властей или строительной компании, а люди не согласны покидать свои дома и куда-то переезжать, они могут отменить реновацию?
— Если речь идет о территории, на которой проживают люди, то там в обязательном порядке предусмотрено их волеизъявление. Они должны провести общее собрание собственников жилья. Если две трети не проголосуют за развитие территории, то решение о нем не будет принято, — объясняет наш собеседник. — Если люди не хотят, чтобы их расселили из старых, непригодных для проживания домов, то да, это их право. Но вы же понимаете, что потом начнется другая история, как с немецким кварталом. Одни требуют, чтобы он был признан объектом культурного наследия, другие — чтобы их переселили, потому что это не объект культурного наследия.
— И тем не менее сомнения, что людей услышат, есть.
— У нас есть уже прецеденты и опыт решения таких проблем. Из нашумевшего — история о строительстве дороги от «Вишнёвой горки» напрямую через сад «Петушок», — напомнил Сергей Шаль. — С формальной точки зрения там и голосование было проведено, и все документы территориального планирования были выполнены, поэтому Сосновский район мог сказать, что построит дорогу. Тем не менее было принято решение в пользу граждан. Законодательное собрание, Владимир Мякуш (председатель ЗСО. — Прим. ред.), я сам принимали активное участие, и мы пообещали людям, что без их согласия дороги не будет. В итоге построили дорогу чуть дальше — вдоль ЛЭП.
Еще в качестве одного примера вице-губернатор привел историю со строительством хоккейного центра на Северо-Западе, когда из-за просьбы челябинцев сохранить деревья проект переделали и постройки перенесли.
— Если говорить конкретно о Челябинске, то здесь абсолютно точно администрация десять раз подумает, прежде чем принять какое-то решение, которое может быть негативно воспринято гражданами, — уверен заместитель губернатора. — Схема будет выглядеть так: сначала принимается решение гражданами, проводятся публичные слушания, а потом уже идет согласование в Минстрое.
— Хорошо, допустим, люди согласились. Что они получат взамен: новое жилье или деньги?
— В первую очередь будем предлагать денежную компенсацию, либо застройщик, который будет реализовывать проект, предложит квартиры в своих домах — в зависимости от того, где он строит. Очень часто так случается, что застройщики нигде в другом месте и не возводят жилье. Мне кажется, что на нашей практике с большой долей вероятности людям будет предлагаться жилье в этом же районе, — полагает Сергей Шаль. — Конечно, люди бывают упертые. Это не мне вам как журналисту рассказывать. Помните историю: из Розы переселяли в Тугайкуль? Сначала все были категорически против. Потом, когда поняли, что Тугайкуль — это полчаса до Челябинска по прямой дороге, абсолютное большинство согласилось. Но и тогда были те, кто писал нам, президенту писали, в Генеральную прокуратуру: «А я хочу жилье в Краснодарском крае, а я хочу жилье в Московской области». В нашем случае речь про другой регион не идет. Если реновация в Челябинске, то и жилье будут предлагать в Челябинске.
— По какой стоимости будут выкупать жилье, если жильцы согласятся съехать?
— Сейчас порядок ценообразования утверждается в постановлении правительства РФ, за основу будет браться цена для госзакупок. Мы имеем уже достаточно большой опыт переселения из аварийного жилья. За основу берем цену чуть меньше 36 тысяч рублей за квадратный метр, — уточнил вице-губернатор. — Если человек будет не согласен, он сможет обжаловать стоимость в суде.
По словам Сергея Шаля, основная цель принимаемого решения — это кратно увеличить ввод жилья. В этом году в регионе должны построить 1,6 миллиона квадратных метров.
— Без поддержки со стороны властей застройщики не в состоянии строить много и качественно, — считает вице-губернатор. — Но мы не будем их поддерживать деньгами, это бизнес. При этом мы понимаем, что микрорайон, где есть детский сад, школа, поликлиника, точно будет продаваться лучше.
Застройщики будут получать участки на торгах и реализовывать проекты за свои деньги. Компании смогут рассчитывать на предоставление льготных кредитов, а муниципалитет возьмет на себя обязательства по строительству инженерной и социальной инфраструктуры.
— Застройщики живо интересуются КРТ. Мы, конечно же, сделаем ставку на тех, кто строит много и качественно. Связываться со строителями, которые чудом построили один-два дома и не имеют финансовой устойчивости, должных компетенций, не будем, — заверил Сергей Шаль. — Основные компании, кто у нас сейчас на рынке, — «Легион», «Икар», «Никс», «Магнитострой», «Челябинскгражданстрой», КПДиСК. У нас есть кому работать.