![С карты челябинки списали деньги за поездки на самокате и доставку еды в Москве, но женщина была дома У челябинки три раза списали деньги за самокаты Whoosh и два раза — за доставку «Яндекс.Еда» | Источник: предоставлено героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/69/d2/65/69d26545266ebb155bd16d3e4e95ddf3/656x438_1:5723_536b66f29ede494628371495350e6613@1200x800_0xHOAkikMc_5876027262343192060.jpg.webp)
У Кристины сняли почти девять тысяч рублей. Списания прошли за прокат самокатов Whoosh и доставку через сервис «Яндекс.Еда». Более того, женщина говорит, что находилась в это время дома в Челябинске, а за эти услуги рассчитались в Москве.
Деньги у челябинки сняли 28 апреля с карты Сбербанка, на которую, по ее словам, приходили пособия на детей. О списании женщина узнала после звонка с номера 900.
— Вечером позвонил голосовой помощник и попросил подтвердить операцию на оплату за аренду самоката, я, естественно, не подтвердила. Какие самокаты? Я дома сижу с детьми, — рассказала 74.RU Кристина. — Потом я зашла в Сбербанк онлайн и увидела, что у меня три раза списали деньги за самокаты Whoosh и два раза — за «Яндекс.Еда». Причем странно, что все списания проходили в Москве. Но еще страннее — мой телефон никак не реагировал, никакие сообщения с номера 900 с кодом не приходили.
Кристина говорит, что у нее карте было 19 тысяч рублей, мошенники успели списать почти девять тысяч. Потом челябинка заблокировала карту.
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/42/ed/8d42edd6a6610b9b750e0264b91542eb/703x940_1_df2930b1cd04fdda39da21f7ae11eaa6@703x940_0xVCp4epmF_7651901115380870402.jpg.webp)
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/28/70/4c2870d23e6b18525a154e88362961c9/719x1029_1_ff8fdb82e51f454142868fb50ea0d068@719x1029_0xtFRqRQUd_6710349552459063310.jpg.webp)
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/92/0a/8e/920a8e594596c994e15e02981768d410/710x911_1_e49c8c7ffe37313befd5fc28a7baf90a@710x911_0x97i38mdn_9812102028988737905.jpg.webp)
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/76/16/1b/76161b2af9e0582f995552f2f3f1496f/716x998_1_04e9c7a7fcfb37a5fd28fc6ad696a40d@716x998_0xMcd59NYx_1619379380504660953.jpg.webp)
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/7e/da/4f7eda3fff7355959f7bd1fe94643143/709x979_1_946fbae43c9f517abb1a21934b76a057@709x979_0xKf8wluzr_7511923750503696434.jpg.webp)
— Я сама ни разу не заказывала еду и не каталась на электросамокате. А также не вводила данные карты ни на каких сайтах, — продолжает Кристина. — У меня есть еще одна карта Сбербанка, с которой я оплачиваю кредиты, делаю покупки в интернете, а этой картой я максимум в «Пятёрочке» расплачиваюсь.
После блокировки карты попытки списания продолжились.
— Стали приходить СМС с номера 900: «Операции в интернете ограничены. Подтвердите операцию, позвонив на 900», — добавила челябинка и показала эти скриншоты.
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/82/d1/d1/82d1d123b1c54b5442125c452fd5fa07/720x1280_1_1e16906e00725d76ad283a283a845c3b@720x1280_0x9LmLyXOY_8194375087157759165.jpg.webp)
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/14/a5/ff/14a5ff4cd7acfcffdf425fefdae9c2f2/720x1280_1_b9ba9f89c68333a34d078d01b2bf3b8c@720x1280_0xdAehRG3t_8682126141637653839.jpg.webp)
Представитель сервиса Whoosh Юлия Камойлик объяснила 74.RU, что при привязывании банковской карты в приложении для аренды самокатов не требуется дополнительное подтверждение с помощью кода, который владельцу счета высылают по СМС.
— Вообще эта история про то, что данные карты Кристины, к сожалению, утекли, возможно, после покупки в каком-то не очень надежном магазине, — говорит Юлия Камойлик. — При помощи данных карты можно создать аккаунт и привязать его к нашему сервису или «Яндекс.Еда» и еще где-то. Заметив подозрительные списания, нужно обратиться в банк, заблокировать карту и сообщить, что операция выполнена третьим лицом. Банк может инициировать процедуру чарджбэк (процесс отмены операции по карте. — Прим. ред.). То есть банк направит опротестование этих операций через платежную систему, она попадет к нам. Мы найдем данный аккаунт, покажем банку. Банк видит все данные владельца карты, а мы видим того, кто совершил операцию. С банками по защищенному каналу мы можем этими данными обмениваться. И, если эти данные не совпадают, банк возвращает человеку деньги. Мы свяжемся с Кристиной и всё проверим.
Представитель сервиса «Яндекс.Еда» Александра Метелева сообщила 74.RU, что после нашего запроса компания провела проверку.
— По данному кейсу мы разобрались, карту челябинки привязали к чужому аккаунту, все списания отменены, — прокомментировала Александра Метелева. — Если карта скомпрометирована, например пользователь оставлял ее данные на неблагонадежных ресурсах, то мошенники могут пытаться воспользоваться ей на популярных сайтах и сервисах. В таких случаях при обращении к нам мы помогаем вернуть пользователю средства, а также оказываем содействие правоохранительным органам в случае официального запроса. Если пользователь заметил аномальную активность на своей карте, ему незамедлительно следует обратиться в службу поддержки, полицию, а также рекомендуется заблокировать карту и установить на всех аккаунтах двухфакторную аутентификацию (метод идентификации пользователя для входа в сервис, при котором нужно двумя разными способами подтвердить, что именно он хозяин аккаунта. — Прим. ред.).
В Сбербанке пообещали проверить все совершенные клиентом транзакции по этой карте.
«Практика показывает распространенную причину несанкционированного списания — клиент сам раскрывает секретную информацию карты посторонним»
— В подобных ситуациях рекомендуем максимально быстро заблокировать карту и обратиться в банк, а также в полицию и в тот сервис или интернет-магазин, где была проведена оплата, — посоветовали в пресс-службе Челябинского отделения Сбербанка. — Просим клиентов быть внимательными и соблюдать важные правила безопасности. Не переходите по подозрительным ссылкам: мошенники могут прислать вам ссылку на поддельный сайт и украсть данные вашей карты. Используйте только официальные приложения банка в App Store, Google Play и Microsoft Store. Обязательно установите на смартфон антивирусы: бесплатный встроен в приложение Сбербанк онлайн на Android.
На момент выхода публикации Кристине пока вернулись только 1422 рубля, списанные за доставку еды.
![Источник: предоставлен героиней публикации](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/bf/43/efbf432ff88849016bce73d757bdbfcf/720x1280_1_2e047b6d2c52bb0512baf38b2e1d18e2@720x1280_0xVG2zE0GZ_9804631263034011079.jpg.webp)
Похожая история произошла с другой челябинкой. У матери-одиночки списали все деньги за поездки на самокате в Челябинске, которые она не совершала.
Шеринг электросамокатов заработал в Челябинске в середине апреля. Клиентам предлагают аренду с поминутной тарификацией. Мы испытали прокат самокатов на себе — ощущения неоднозначные.
С проблемами незаконных списаний сталкиваются и клиенты других сервисов. Вот история челябинки, с карты которой ушли 5000 рублей за поездку на такси в Подмосковье, которой не было.
У челябинцев с банковских счетов списали десятки тысяч через сервисы «Яндекса» и интернет-магазин Wildberries.
Другую женщину напугали «взломом» AliExpress. В итоге она перевела аферистам 270 тысяч рублей.