RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

735мм 45%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город Новый облик Челябинска репортаж «Будет модно, популярно»: смотрим, что происходит на строящейся набережной, цена которой выросла на 200 млн

«Будет модно, популярно»: смотрим, что происходит на строящейся набережной, цена которой выросла на 200 млн

За что компания говорит спасибо своему предшественнику, сорвавшему сроки открытия, и успеет ли она сама?

По условиям контракта, набережную должны сдать до 20 августа. Подрядчик утверждает, что всё сделает вовремя

Мало какая стройка в Челябинске приковывала к себе столько внимания, как набережная за филармонией. Ее открытия ждали в прошлом году, но подрядчик «Урал-Сервис-Групп» (УСГ), выигравший контракт за 574 миллиона, казалось, никуда не торопится. Сроки сдачи сдвигали несколько раз и, наконец, признали, что УСГ не в силах выполнить свои обязательства. Договор расторгли, но компания ушла не с пустым кошельком, получив из бюджета 254 миллиона рублей. В этом году ставки в прямом и переносном смысле повысили. Выросла и цена строительства (с учетом выплаченных УСГ денег она составила 743 миллиона рублей), и спрос с новой подрядной организацией. Сейчас работы выполняет связанная с бизнесменом Сергеем Вайнштейном «Строймеханизация». Корреспонденты 74.RU встретились с представителем компании Олегом Зюзенковым и вместе прогулялись по набережной, до открытия которой осталось всего полтора месяца. Успеют ли на этот раз, какие изменения внесли в проект и почему в «Строймеханизации» говорят УСГ спасибо (мы удивились) — в нашем репортаже.

Не выход, а тупик


На часах 9 утра, а на улице уже +30. Солнце высоко и безжалостно палит. В сопровождении подрядчика мы пробираемся на набережную через строительные ограждения и попадаем на гранитную лестницу, расположенную за концертным залом имени Прокофьева. Спуск ведет направо, на новую часть прогулочной зоны, которая протянется от улицы Кирова до сквера Искусств. А если взглянуть налево, мы видим тупик, хотя изначально по проекту под мостом был предусмотрен проход, соединяющий эту набережную с той, что за краеведческим музеем.

В проектной документации под сводом моста был предусмотрен проход на другую часть набережной
В реальности же тоннеля нет. Говорят, что его сделают позже, в ближайшие два года

— Как набережные будут связаны между собой? — недоумеваем мы.

— Город пытается объединить три участка набережной — от улицы Пушкина до Кирова, от Кирова до Красной и от Красной до Свердловского проспекта. Но проектные решения по каждой из этих частей разрабатывались разными проектировщиками и в разное время, поэтому увязать их и сделать единую концепцию, сейчас проблематично, — объясняет Олег Зюзенков. — Что касается нашей части, то на сегодняшний момент реализуются планы по ее соединению с набережной на противоположном берегу. Маршрут планируют протянуть до ТК «Набережный» через пешеходный мостик под конгресс-холлом.

По словам Олега Зюзенкова, тоннель под мостом будут делать по другому контракту. Кто возьмется за работу — определят на аукционе

Противоположный берег облачает в гранит хозяйственное партнерство «Конгресс-холл». Камень идентичен тому, что укладывает «Строймеханизация».

Черты будущей набережной на противоположном берегу уже вырисовываются

— А на пересечении набережной с улицей Кирова мы опять уперлись лбом в стену, причем буквально. На ваш вкус и взгляд, это хорошо?

— Не всё идеально, — соглашается представитель подрядчика. — Вообще в планах администрации, Комитета дорожного хозяйства — разобрать этот мост и в ближайшее время, в 2022–2023 году, сделать тоннель, который соединит набережные.

—То есть будет двойная работа? Сначала вы сделаете набережную, а потом ее будут ломать, чтобы пробить тоннель?

— Нет, двойной работы не будет. Мы обсуждали, как можно сделать проход. Те люди, которые строили этот мост, говорят, что просто так не прорубить дорогу. Надо перекрывать движение и открытым способом вскрывать мост, делать какие-то усиленные конструкции и уже потом там всё обустраивать. Но это не к нам вопрос, а к администрации, — отвечает Олег Зюзенков.

Для этого, по словам представителя «Строймеханизации», нужно будет разрабатывать отдельный проект. Подрядчик, который будет заниматься тоннелем, по всей видимости, разберет часть плитки на новой набережной, но потом всё восстановит (к слову о двойной работе).

— Все элементы в набережной, которые мы используем, ремонтопригодные. Любую плитку можно достать, убрать и потом вновь смонтировать, — заверил наш собеседник.

Белого камня здесь будет в избытке. Освежить набережную намерены за счет зелени и малых архитектурных форм, выполненных из дерева

Пока же в Комитете дорожного хозяйства обсуждают временное решение. Чтобы было удобно переходить с одной набережной на другую, в месте пересечения улицы Кирова и Труда намерены изменить светофорное регулирование. Сейчас, чтобы попасть от филармонии к краеведческому музею, нужно идти зигзагом и дважды переходить улицу Труда. Есть идея открыть прямой переход через улицу Кирова. Успеют ли к концу августа поставить новые светофоры и нанести разметку? Подрядчик посоветовал адресовать эти вопросы КДХ.

Чтобы попасть с одной набережной на другую, придется подниматься по лестнице и переходить дорогу по светофору. Предвосхищая вопросы о подтеках на плитке, подрядчик отвечает, что их уберут

Нравится, не нравится — бюджета не касается

— В каком состоянии приняли этот участок? Как оценили то, что досталось вам от «Урал-Сервис-Групп»?

— Начнем с того, что достраивать и доделывать за кем-то — это всегда сложнее, чем начинать заново. Поэтому у нас ушло большое количество времени, чтобы разобраться, что здесь сделано, где и что находится. Огромное спасибо надо сказать, на самом деле, УСГ, — делает неожиданное заявление Олег Зюзенков. — Предыдущий подрядчик нас не бросает, он до сих пор с нами в тесном контакте, он нам помогает, рассказывает, подсказывает. И на сегодняшний день мы полностью разобрались во всех нюансах. Проект неидеален, безусловно, и нам на месте приходится что-то дорабатывать, что-то доделывать, что-то придумывать.

Сколько успел сделать УСГ — звучали разные оценки. В «Строймеханизации» считают, что их предшественник выполнил 50%

Подрядчик напомнил, что для этого участка набережной было разработано два проекта. Он работает по той документации, что создал «Уралдорпроект», а потом бесплатно подарил ее городу.

В проект вносили корректировки, но в целом облик набережной в нем не должен измениться

— Насколько я знаю, корректировка этого проекта уже однажды была в госэкспертизе. Мы сейчас работаем по скорректированной проектной документации, — говорит представитель «Строймеханизации». — Но до сих пор небольшие косячки в процессе работы вылазят.

— Может, это от того, что проект был бесплатным?

— В любой проектной документации есть изъяны. В любой.

— Есть какие-то нюансы, которые вам не нравятся в проекте? Корректируете ли вы их?

— Нет такого понятия «нравится — не нравится», — улыбается подрядчик. — Этот термин бюджета и госэкспертизы не касается. Есть моменты, которые нельзя воплотить, мы их отрабатываем в рамках авторского надзора с «Уралдорпроектом». Согласовываем с ним другие материалы и технические решения, которые не влияют на несущую способность нашего линейного объекта.

По словам Олега Зюзенкова, в проекте есть недостатки, но их корректируют в рамках авторского надзора

«Столкнулись с настоящим адом»


Просим подрядчика оценить, сколько успел сделать «Урал-Сервис-Групп».

— Если с точки зрения финансов смотреть, то у нас осталась основная доля. Финишное покрытие — это дорого. С точки зрения времени, трудозатрат они, наверное, сделали 50 процентов, — отвечает Олег Зюзенков.

«Строймеханизация» практически вышла на финишную прямую — осталась отделка и расстановка малых архитектурных форм
Самая трудозатратная сегодня часть — вывоз водоупорной призмы. Грунт завозили, чтобы построить подпорную стенку. Теперь необходимость в нем отпала, и воду чистят
Что касается состояния самой реки — вопрос ее очистки остается открытым. По утрам строители видят здесь лодку, с которой собирают мусор, и всё...
Признаться, вид пока здесь не очень впечатляет

— Почему УСГ не смог сам довести начатое до конца, а сейчас так активно участвует и помогает вам?

— УСГ досталась очень сложная ситуация на момент захода сюда. Очень сложная. Какие можно собрать негативные факторы, они все были здесь. Они столкнулись с настоящим адом, — считает представитель «Строймеханизации». — Начиная от памятников культурного наследия, из-за которых останавливали работу на время их изучения, заканчивая переносом различных сетей — от теплотрассы до электричества.

Одна из причин того, что строительство затянулось, — обнаружение исторической набережной
В итоге останки стены решили облагородить и сделать табличку «Здесь была историческая набережная», как в Москве

Заместитель руководителя проекта Александр Уваров объясняет проблему с переносом сетей тем, что они старые и неучтенные, но действующие.

— Только после 90-х годов у нас начали более-менее наносить все сети на планы, а что было выполнено раньше — до конца никогда никто не мог понять, — говорит Александр. — Именно по этой причине сети не были изначально учтены проектом.

— И пока обыватели ругали «Урал-Сервис-Групп», строители четко понимали: всё, что здесь происходит, это нормально. В той ситуации УСГ сделал даже больше, чем по идее должен был. Но по иронии судьбы произошло то, что произошло, — рассуждает Олег Зюзенков. — Предыдущий подрядчик сделал колоссальный объем работы, но люди оценивают только то, что видят.

Челябинцы пристально следят за тем, как строят многострадальную набережную
Каждый день сотни прохожих останавливаются на мосту, чтобы разглядеть, что сделано и долго ли еще ждать открытия

— Никто же не видел, как делались буронабивные сваи, монтаж фундамента, монтаж лицевых панелей, обратная засыпка, а это самое трудоемкое, — продолжил выступать в защиту УСГ Александр Уваров. — Сейчас, как и на любой другой стройке, видят только, что стена неровно покрашена или где-то плитка уложена неровно. Все видят только это. Были фотографии светильников на набережной, люди писали: «О, новый уровень строительства — строят всё на пене». Так это технологическое отверстие, которое для бетонирования необходимо было запенить, а потом убрать оттуда пену. Этого никто не понимает, но говорят, что набережная на пене построена.

Украшение набережной — как во Франции


«Строймеханизация» должна сдать набережную до 20 августа. В ближайшие полторы — две недели компания планирует завершить строительство пешеходной части (за исключением пандуса, там еще есть работа) и перейти к финальной отделке.

Одна из стенок пандуса будет под наклоном
То, что набережную сдадут в этом году, — у подрядчика нет сомнений

Вдоль реки расставят лавочки, установят прозрачное ограждение, как за «Мегаполисом», проведут озеленение.

— В проекте были заложены малые формы немецкого производителя, срок изготовления — 6–10 месяцев, и, соответственно, стоимость этих малых форм тоже была слегка завышена, по нашему мнению, — отмечает Олег Зюзенков. — Поэтому мы решили их заменить. Оставили ту же самую концепцию, но сделали предложение по расстановке малых архитектурных форм и их замене на аналогичные с такими же характеристиками. Управление архитектуры, КДХ и «Уралдорпроект» рассмотрели наше предложение и согласовали его. Будут французы и местные производители. Бюджет остался тот же, но за счет того, что эти малые архитектурные формы дешевле, их количество увеличено.

В Челябинске любят равняться на французский опыт

Заменили в проекте и растения. Вместо дубов на набережной высадят ивы.

— Потому что всем хочется картинки. Картинку мы можем создать только с помощью быстрорастущих растений. Дубы, как мы помним, растут долго, — объясняет Олег Зюзенков. — Высота ив, которые мы высадим, — от 2,5 до 2,7 метра. Они картинку должны дать. Яблони и елочки оставили. А вот растения в цветниках тоже заменили. В августе нам надо было посадить однолетние цветы в сквере Искусств. Мы же согласовали посадку многолетних растений для того, чтобы не нести затраты из года в год, а просто ухаживать за многолетниками и получать тот результат, который хотел разработчик проекта.

На набережной высадят многолетние растения, ивы и яблони

— Посадите деревья летом? А как же практика высаживать их в холодное время года?

— Как только мы узнали, что мы стали победителем, наши инженеры тут же рассмотрели проект, отметили все тонкие места. На этой неделе мы должны закупить все вазоны, которые будут стоять напротив набережной, и в них посадить петуньи для того, чтобы 20 августа мы просто на машинах привезли их и была красота, — рассказывает представитель «Строймеханизации». — Аналогично произошло с деревьями, весной в питомниках их выкопали. Сейчас они прикопаны, готовы к транспортировке и посадке. Мы надеемся, что из-за летней посадки им ничего не грозит. Нас уверяют специалисты, что всё будет хорошо.

По задумке, набережная и сквер Искусств должны утопать в зелени

Пока мы разговаривали с представителем подрядчика, на набережной появился сотрудник КДХ с инспекцией. Он махнул Олегу Зюзенкову рукой, а когда тот пригласил его присоединиться к нашему диалогу, со смехом замотал головой.

— Сегодня ваш звездный час! — улыбнулся он и скрылся в глубине строительной площадки.

Часто проверяют?

— Каждый день. Мы находимся под пристальным вниманием, и мы никого не подводим, выполняем всё, о чем мы договаривались, — говорит Зюзенков. — Сами проводим каждый день оперативные совещания плюс в течение дня рабочие встречи. Каждый день размещаем план действий.

Самый трудозатратный процесс сегодня — это выемка водоупорной призмы, которая была создана для устройства подпорной стенки. По оценкам подрядчика, для ее вывоза потребуется еще месяц.

— Начинали работать круглые сутки, но поняли, что не эффективно. Сейчас весь световой день работаем. Грунт мокрый, на дороги вывозить его нельзя. Мы должны где-то его складировать, осушать, после этого снова грузить и вывозить, — рассказывает подрядчик.

Строители постепенно начинают смещаться к скверу Искусств.

— Здесь основной фронт работы остался. Он очень трудоемкий. Здесь должен быть амфитеатр, — Олег Зюзенков показывает на полукруг, который выкладывают рабочие.

На этом месте должен появиться амфитеатр

— Будет всё, как на картинке?

— Да, всё точно так же, — заверил нас собеседник.

Это та часть, которая называется сквер Искусств. Уже хочется дождаться открытия и сравнить красивые эскизы и реальность

— Когда мы приезжаем в другие города, нас часто ведут на набережные. Каждому есть с чем сравнить наш берег Миасса. У вас есть какой-то свой ориентир? На что вы равняетесь?

— Я очень люблю Екатеринбург. Мне нравится атмосфера за плотинкой, где концертные площадки, где ребята на скейте катаются. Для меня там место притяжения, — признался Олег Зюзенков. — У нас будет амфитеатр и мобильная сцена, я думаю, что мы придем к тому, что здесь тоже так же будут проводить концерты. Это будет место притяжения, потому что складывается очень хорошая концепция. Будет модно, популярно.

Олег Зюзенков часто сам прогуливается на набережной и, как многие из нас, ждет ее открытия

— А за тем, что делают за «Мегаполисом», поглядываете? Есть у вас какое-то соревнование?

— Нет. Хотя, кого я обманываю?! — смеется представитель подрядчика. — Я, конечно, раз в неделю смотрю, как отдыхают люди возле краеведческого музея, и дохожу до «Мегаполиса», но смотрю, скорее, не с профессиональной точки зрения, а из любопытства, как горожанин.

Утомленные солнцем


В тот день, когда мы гуляли по набережной, все рабочие в прямом смысле слова трудились в поте лица. Каждый день на площадке работают от 50 до 60 человек. Этого более чем достаточно, считает подрядчик.

Работа в 30-градусную жару дается нелегко

— Объект линейный, вытянутый, и имеются сумасшедшие стесненные обстоятельства. УСГ в свое время тоже критиковали, что мало людей, но их физически тут больше не поставишь. Можно, конечно, их выставить в одну цепочку, чтобы они взялись за руки. Но работать так не получится, — улыбается Олег Зюзенков. — 50–60 человек, как сейчас у нас, достаточно, чтобы на всех фронтах шла управляемая работа.

Но иногда можно встретить и такой кадр.

Хочется верить, что строители прилегли, потому что работали до упаду...
... а не потому что в жаркий летний денек хочется балдеть в теньке

— В жару тяжело ребятам. Рассматриваем вариант перейти на работу с 6 утра, сейчас с 8 часов выходят на смену, — рассказывает представитель «Строймеханизации». — Вообще такая жара — это палка о двух концах. С одной стороны, отсутствие дождей — это хорошо, каждый день можем работать, потому что при укладке плитки мы используем цементно-песчаную смесь, которая при соприкасании с влагой тут же затвердевает. Поэтому в дождь останавливаем работу.

— Плитку уже вы закупали? Как оцениваете ее качество?

— Плитка хорошая, выбраковка присутствует, но в пределах нормы.

— Не получится, как за краеведческим музеем? Прошло всего три года, а там уже камень разваливается.

— Предлагаю щебень оставить, с ним точно ничего не произойдет. Но если серьезно, натуральный камень не может быть идеальным. Обслуживание должно быть соответствующим. Не должны ездить КАМАЗы, не должны дворники лед долбить, — ответил Зюзенков.

— В первом аукционе на строительство набережной вы не участвовали. Почему решили, что во второй раз надо пойти и сделать то, что уже все устали ждать?

— Кто, если не мы? — смеется Олег. — Просто у подрядчика накоплен опыт таких работ.

— Каких таких? Вы же строите и содержите дороги, школу строили, инфекционку...

— Да, наш опыт начался с обслуживания дорог, потом мы занялись строительством. Мы сформировали команду и двигаемся вперед. Набережная — линейный объект тоже, это не промышленное и гражданское строительство. В первый раз по этой причине мы не участвовали. Сейчас пришло время развиваться, идти дальше. Поэтому во второй раз мы заявились, — объяснил наш собеседник. — На самом деле для нас это очень амбициозный проект, сроки, как всегда, короткие, так же как в случае с инфекционной больницей (подрядчик построил ее за 74 дня).

Сквер Искусств уже начинает вызывать симпатию, особенно если вспомнить, что тут было раньше
Так планируют обустроить детскую площадку в сквере

Почему на этот раз работаете без предоплаты?

— Потому что таково условие конкурса. Мы не могли диктовать свои условия. Безусловно, из-за этого у нас есть внутренние проблемы, потому что все ресурсы — это колоссально дорого. Я думаю, других участников на конкурсе не было именно по этой причине.

— Контракт подорожал. УСГ должен был построить набережную за 574 миллиона рублей. Ему оплатили 254 миллиона, и сейчас вам еще заплатят 489 миллионов. Каковы причины удорожания?

— Мы комментировать не можем удорожание. Мы можем сказать только, что однозначно не выйдем за те лимиты, которые в конкурсе есть. Откуда возникло удорожание от первого проекта — это вопрос к администрации города.

От себя Олег Зюзенков добавил, что строительство набережной — это супервидимый проект. Его ждет весь город. И их работа находится под постоянным контролем не только губернатора и мэра, но и горожан.

Строители читают комментарии и некоторые из них очень остро воспринимают

— Вечером я гуляю с детьми и вижу, как многие стоят на улице Кирова, фотографируют нашу работу. Потом люди выкладывают снимки в соцсетях и комментируют их. Я читаю, что люди пишут, — признался Олег. — Но обыватели многого не видят. Нас проверяет Росстройконтроль — это дочка Минстроя России. К качеству выполненных работ замечаний нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления