Челябинску снесло крышки от подорожания металла. Находчивые жители города, желая подзаработать, начали массово красть чугунные люки и сдавать их в металлоприемки. С начала года своровали больше четырех тысяч штук. И хотя каждая крышка стоит несколько тысяч, главной проблемой стали даже не деньги, а колодцы, стоящие месяцами открытыми. В ямы попадают дети, взрослые, машины и животные. Чиновники в ответ на претензии разводят руками, объясняя, что запас люков иссяк. Но в одной из челябинских компаний заявили, что знают, как решить вопрос. После публикации с фотографиями десятков зияющих дыр в асфальте, которые прислали нам читатели, в редакцию позвонили представители ООО «Символ». В фирме рассказали, что делают полимерно-песчаные люки, и предложили бесплатно поставить городу небольшую партию товара (50–70 штук), чтобы закрыть самые опасные участки. Такое же предложение они озвучили в официальных письмах в мэрию, но ответов пока не получили. Мы поехали на предприятие и выяснили, что продукцию там производят из отходов и в этом их главная гордость. Получился разговор не только об открытых колодцах, но и об экологии.
Деловые отношения с мусором
— Верите — нет, но мы специально не готовились к вашему визиту, — говорит встречающий нас директор по производству Андрей Немыкин.
Поначалу реплика сотрудника вызывает удивление: на территории такой порядок, какой кое-где наводят только к приезду больших чинов. Мы с коллегами даже успели поделиться первыми впечатлениями: «Непривычно чисто для предприятия». Внутренний дворик, залитый бетоном, судя по всему, недавно выметен, а у стены стоят контейнеры для раздельного сбора отходов.
С мусором у «Символа» особые деловые отношения. Это в первую очередь сырье для производства. В месяц здесь перерабатывают до 150 тонн пластиковых отходов.
«Самое обидное и удивительное на сегодняшний день — мы приобретаем пластик не из Челябинска, а из других регионов, даже из Казахстана»
— Это две тысячи километров, но нам иногда выгоднее привезти этот вторичный мусор из Казахстана, потому что наш город — Челябинск — увы, не может нам предоставить возможность перерабатывать свое сырье и производить из него качественную продукцию, — разводит руками руководитель компании Наталья Симонова.
Мы общаемся с Натальей в ее современном кабинете, мало похожем на офис производственной компании. Отсюда женщина руководит всеми организационными процессами. Ее муж, основатель ООО «Символ» Владимир Симонов, сейчас отвечает за техническую часть («Наш технический гений!» — отрекомендовал нам его Андрей Немыкин). Специалиста наша команда встречает на открытой площадке, посреди гор пластиковых отходов.
— Караганда поставляет раз в неделю сюда фурами 18–20 тонн мусора по цене 12 рублей за килограмм, несмотря на таможню, транспортные затраты, — делится своими расчетами Владимир Симонов. — А местный сбор или сортировка — ну, скромно — как минимум в два раза дороже. Я много раз пытался понять почему, но так и не получил ответа на этот вопрос.
Люки, которые производит челябинская компания, на 30–35 процентов состоят из вторичного пластика, еще около 70% — это песок. Из того же материала здесь делают и другую продукцию: например, дождеприемники, тротуарную плитку, вазоны, парковочные столбики и даже скамейки.
— Пластик передрабливается, превращается в мелкую крошку, потом перемешивается с песком и другими отходами — например, теми, которые остаются при производстве труб, — объясняет директор по производству. — Вся эта масса отправляется в печь, где плавится при температуре не больше двухсот градусов, а затем идет под пресс. Оттуда уже выходит готовая продукция.
В компании уверяют, что по надежности их изделия не уступают чугунным. «Символ» производит больше 20 видов полимерно-песчаных люков. Минимальная нагрузка, которую они могут выдерживать, — 500 килограммов (такие обычно используют на дачах), максимальная — 25 тонн (их уже без опаски можно ставить на дорогах с интенсивным движением). Цена крышек — от 450 до 3800 рублей за единицу, притом что чугунные стоят около 9000.
— Чем мы отличаемся от других производителей полимерно-песчаных люков? — задается вопросом Наталья Симонова. — У нас внутри находится арматура, поэтому наш люк выдерживает большие нагрузки. Таких производителей больше нет, мы единственные в Российской Федерации. У нас есть патент. Мы работаем уже 20 лет.
«Они привыкли устанавливать чугунные люки и не хотят что-то менять»
Руководитель сетует, что чугунные люки, которые постоянно воруют, сейчас ставят скорее по привычке. Проектировщики традиционно прописывают это в документах — подрядчикам приходится подстраиваться.
— Люди, которые принимают решения, консервативны. Они привыкли устанавливать чугунные люки и не хотят что-то менять, брать на себя дополнительную ответственность, — считает Наталья Симонова. — Мне иногда непонятно, кто в таких больших количествах устанавливает чугунные люки, особенно непонятно, если это школы, детские сады. Это достаточно укромные места, нет видеокамер — естественно, эти чугунные люки своруют.
Наша собеседница подчеркивает, что даже если кому-то придет в голову своровать полимерную крышку, решение есть — это запорные устройства. За них придется немного заплатить, тем не менее просто так люк уже никто не унесет.
— Есть еще один вариант, — подключается Андрей Немыкин. — В Москве запустили пилотный проект: один из операторов сотовой связи начал устанавливать сим-карты в люки. Они реагируют и отправляют уведомления при любом отклонении крышки люка. Сегодня это дорогое решение, и она обходится дороже самого люка, но возле школ такие устройства установить можно.
«Цель — не разрекламироваться. Есть искреннее желание помочь городу»
Официальные письма с аргументами за отказ от чугунных люков и предложением подарить Челябинску 50–70 крышек «Символ» направил в мэрию и другие организации, отвечающие за содержание колодцев. С идеей устроить такую акцию выступил Андрей Немыкин. Он говорит, что решился на это после того, как прочитал материал на 74.RU.
— Проблема приобрела масштабы эпидемии — первое, что я отметил. Второе — это реально угрожает безопасности, жизни и здоровью людей, и, что более всего печально, лица причастные пока проблему решить не могут, — констатирует директор по производству. — Договориться не могут или по каким-то другим причинам. С другой стороны, у нас есть конкурентоспособный продукт хорошего качества.
Ко всему прочему компания уже решила подобные проблемы в других городах за тысячи километров от Челябинска: Хабаровске и Владивостоке.
— Я как коренной житель Челябинска — здесь родился, вырос, сейчас работаю — понял: «Надо что-то делать с этим», — признается Андрей Немыкин. — Первое было — просто вынести всё это в публичное пространство. Целью было даже не разрекламироваться как-то — просто вот такое искреннее желание помочь городу.
Наталья Симонова добавляет: они готовы не только бесплатно поставить партию товара, но и пригласить школьников на экскурсию, чтобы показать детям, что такое вторичный мусор и какую продукцию можно произвести из него.
— В разных школах уже установлены контейнеры для раздельного сбора, и можно было бы детям на конкретном примере объяснить: «Вот из этих бутылок можно произвести этот люк, который стоит на вашей территории», — говорит она. — Надо людей потихоньку менять и показывать им, что продукция из вторичного сырья — это не плохо, а хорошо, и нужно относиться к этому с пониманием, а не так: «О, из мусора!»
Руководитель предприятия признается, что ее больше волнует скорее не производство, а экология. Она сама уже больше 10 лет сортирует мусор, приучила к этому всех своих друзей и знакомых. Челябинка считает, что проблема отходов уже стала критической, но наша страна, увы, только на первой стадии ее решения.
— Нам кажется, что проблемы беспризорников или животных — самые важные. Поверьте мне, то, что у нас творится с экологией и какие проблемы будут, это намного серьезней, — считает Наталья. — Вот мы живем, радуемся жизни, но каждый человек в год производит 500 килограммов — это очень много. С таким объемом мусора нам просто негде будет скоро жить. Надо это реально осознавать и предпринимать какие-то мероприятия. Начинать нужно в первую очередь с себя, своей семьи, своих детей. Привлекать своих друзей, знакомых для того, чтобы они тоже задумались об этом и бережно относились к природе, к экологии, это очень важно.
Наша редакция неделю назад отправила в администрацию Челябинска запрос по проблеме открытых колодцев, спросив, помимо прочего, рассматривает ли мэрия возможность замены чугунных люков на пластиковые? Но ответ от чиновников не поступил до сих пор.