Город подробности «Южуралмост» подал в суд на мэрию Челябинска. Цена вопроса — 182 миллиона рублей

«Южуралмост» подал в суд на мэрию Челябинска. Цена вопроса — 182 миллиона рублей

В чем суть иска и какова позиция городских властей

«Южуралмост» несколько лет отвечал за содержание дорог Челябинска

Компания «Южуралмост» в середине января этого года направила в Арбитражный суд два иска к администрации Челябинска. Бывший подрядчик потребовал с властей почти две сотни миллионов рублей. Разбираемся, о чем спорят дорожники и чиновники, откуда взялась такая крупная сумма и какова позиция городских властей.

В чем суть иска


Крупнейший до недавнего времени дорожный подрядчик требует взыскать с челябинской мэрии задолженность по муниципальному контракту 2017 года, следует из материалов дела. Также «Южуралмост» просит вернуть некие строения, возведенные компанией и указанные в актах выполненных работ 2018 года.

Суд указал, что в документах отсутствуют претензия и доказательства ее направления ответчику. Поэтому оставил иски без движения до 18 февраля.

Мы нашли спорный контракт. Он подписан 21 августа 2017 года и должен был действовать до конца 2018 года. Заказчиком выступило управление дорожного хозяйства администрации Челябинска, речь идет о строительстве и реконструкции объектов улично-дорожной сети города. В контракте указана внушительная сумма — 606,6 миллиона рублей.

Дорожники получали многомиллионные контракты один за другим

Закупка состояла из двух крупных блоков. В одном перечислялись работы по реконструкции и строительству улиц — Енисейская, 3-я Эльтонская, Тепличная, проспект Героя Росси Родионова, в другом — мосты и путепроводы.

Начальная цена была чуть меньше итоговой, но все равно больше полумиллиарда — 581,6 миллиона рублей. «Южуралмост» выступил единственным участником торгов и заключил договор по начальной, то есть максимальной цене, без всякого снижения. В общем, всё по классике — укрупнение лотов, единственный участник и никакой экономии бюджетных средств. Именно такое проведение госзакупок постоянно критиковали антимонопольщики, указывая на взращивание монстров-монополистов и отсутствие конкуренции. На региональном уровне дело о дорожном сговоре фактически привело к отставке бывшего губернатора Бориса Дубровского.

Как мэрия объяснила спор с дорожниками


В городской администрации подтвердили, что в курсе обращения подрядчика в суд. АО «Южуралмост» подало иски к муниципальному образованию «город Челябинск» в лице администрации города Челябинска. В мэрии обратили внимание на то, что до 17 и 18 февраля иски оставлены Арбитражным судом без движения, так как поданы АО «Южуралмост» с нарушением требований, предусмотренных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса.

Мэрия приготовилась судиться

— После устранения истцом замечаний и принятия указанных исковых заявлений к производству Арбитражного суда администрация Челябинска сформирует правовую позицию по существу заявленных требований, — сообщила 74.RU заместитель главы города по правовым и имущественным вопросам Надежда Рыльская.

Эта позиция будет представлена в Арбитражный суд и лицам, участвующим в деле в порядке, предусмотренном АПК РФ, добавила вице-мэр.

То ли пени, то ли долги

31 января 2019 года мэрия и Южуралмост» расторгли многомиллионный контракт по соглашению сторон. При этом подрядчик, судя по официальным документам, уже получил основную часть денег — 540,8 миллиона рублей.

В сентябре 2020 года заказчик выставил «Южуралмосту» претензию на 109,5 миллиона рублей — за нарушение сроков исполнения работ. Об этом говорится в протоколе, опубликованном в Единой информационной системе в сфере госзакупок. С тех пор дорожники и чиновники судятся, а сумма то ли пени, то ли долга растет.

После взлета цен на стройматериалы участники госзакупок пошли в суды

По мнению экспертов, споры заказчиков госконтрактов с исполнителями часто переходят в судебную плоскость. Даже если нет каких-то политических интриг.

— На самом деле сейчас это вполне типичная ситуация. Многие контракты заключались до взлета цен на строительные материалы, что в итоге делает их автоматически невыгодными или менее выгодными для подрядчика. К тому же государственные заказчики нередко нарушают платежную дисциплину, что вынуждает строителей либо уходить в долги, либо срывать сроки выполнения работ, — отметил старший юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. — Тяжелые экономические времена сказываются не только на частном бизнесе, но и на бюджетах разного уровня.

Кто стоит за «Южуралмостом»


Компания «Южуралмост» создана в 2001 году в Магнитогорске. Но крупнейшим дорожным подрядчиком Челябинской области стала лишь в 2015–2018 годах, когда губернатором был Борис Дубровский. По данным регионального УФАС, «Южуралмост» набрал 95-процентную долю на рынке услуг по содержанию и ремонту дорог Челябинской области. За все время работы компания заключила, по данным сервиса «Контур.Фокус», 90 контрактов на 40 миллиардов рублей.

В Челябинск «Южуралмост» зашел в конце 2015 года, выиграв первый крупный аукцион на 980 миллионов рублей и взяв годовой контракт на содержание городских дорог.

Учредителями «Южуралмоста», по данным «Контур.Фокуса», выступали ООО «Уралтрасс-Сервис» (70%) и ЗАО «Южуралавтобан» (30%). Компания «Уралтрасс-Сервис» ликвидирована в октябре 2011 года в связи с завершением конкурсного производства. Ее учредителем был Виталий Сидоренко — сын бывшего заместителя главы Магнитогорска Виталия Сидоренко, в 2012 году его приговорили за взятку к 9 годам колонии строгого режима (сына экс-чиновника летом 2017 года сотрудники Интерпола разыскали в Малайзии и доставили в Москву по делу о пособничестве в получении взятки). ЗАО «Южуралавтобан» находится в стадии ликвидации — признано банкротом, в августе 2018 года в отношении организации открыто конкурсное производство, а в штате остался один человек.

Владельцем АО «Южуралмост» с долей в 75%, по крайней мере, в 2016–2017 годах, был бизнесмен Сергей Вильшенко (сын бывшего первого секретаря горкома КПСС Златоуста, а затем экс-руководителя отдела УФСБ по Златоусту Геннадия Вильшенко — Прим. ред.). Этот факт обнародован в ходе судебных разбирательств налоговиков с дорожниками.

Дорожные контракты на миллиарды рублей перетекали из одной фирмы в другую, несмотря на банкротства

Семья Вильшенко связана с десятками дорожных компаний. В 2014 году Сергей Вильшенко продал нерудную компанию «Бердяуш» (сейчас «ПНК-Урал») Артему Чайке — сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. В августе 2019 года Тверской суд Москвы заочно арестовал Сергея Вильшенко по обвинению в хищении 1,3 миллиарда рублей у ОАО «РЖД». По данным правоохранительных органов, он находится за пределами России, разыскивается Интерполом.

В 2019 году арбитражный суд признал ЗАО «Южуралавтобан» и АО «Южуралмост» зависимыми организациями и удовлетворил требование налоговиков взыскать 1,3 миллиарда рублей — долг обанкротившегося «Южуралавтобана» — с «Южуралмоста».

Последние торги «Южуралмост» выиграл в марте 2019 года, за две недели до ухода в отставку губернатора Бориса Дубровского. Компания получила контракт на реконструкцию автодороги в районе Аргаяша за 695 миллионов рублей.

В 2019 году в штате «Южуралмоста» было, по данным ЕГРЮЛ, 3375 сотрудников, в настоящее время — 43.

Знаете новые подробности этого спора? Пишите нам.
Звоните8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
ТОП 5
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«На погоду повлиять мы не в силах»: идеолог транспортной реформы объяснил, почему автобусы Челябинска не ходят по расписанию
Анонимное мнение
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Рекомендуем
Объявления