В тройку самых дорогих госконтрактов России 2016 года попало ценовое предложение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Об этом Chel.ru сообщили в Ассоциации участников закупок. Региональное ведомство готово отдать 12,2 млрд на содержание автомобильных дорог – контракт уже вызвал пристальное внимание местного УФАС. Что входит в топ-5 самых дорогих госзакупок области, какие деньги крутятся в этой сфере, насколько эффективно они тратятся – подробности в материале Chel.ru.
Первый отечественный рейтинг эффективности госзакупок (по итогам 2015 года) представили в аналитическом центре Правительства РФ. Лидером признана Калужская область, аутсайдером – Калмыкия. Челябинская область в общем рейтинге эффективности занимает 37-е, по конкурентности – 48-е, по экономности – 24-е и по эффективности планирования (фактическое размещение госзаказа и заключение контрактов в течение года) – 51-е места.
Отметим, расположение субъекта в рейтинге определяло сочетание пяти индексов: конкурентности, экономичности, процедурных нарушений, подозрительных закупок и эффективности планирования. Субъект с большей суммарной стоимостью неотмененных закупок по их начальной максимальной стоимости поднимался в рейтинге выше. Кстати, авторы рейтинга приводят любопытные факты: 27,15% госзакупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (по 44ФЗ) совершены неконкурентным способом; 44,39% из числа всех госзакупок имеют нулевую или отрицательную экономию, при этом на одну закупку в госсекторе приходится лишь 2,06 участников. В будущем рейтинг эффективности госзакупок будет выходить каждые полгода, уточнили в аналитическом центре Правительства РФ.
Сайт Chel.ru изучил открытые данные Единой информационной системы в сфере закупок (с 1 января по 14 июля 2016 года) и составил топ-5 самых дорогих госзакупок Челябинской области. Как и ожидалось, пальма первенства принадлежит контрактам на дорожные и строительно-монтажные работы. Впрочем, среди самых дорогих госзакупок региона нашлось место инновациям.
Отметим, что во всех пяти самых дорогих госзакупках конкурс или аукцион были признаны несостоявшимися, в результате чего контракты заключались с единственным поставщиком. В трех из пяти случаях на торги заявлялся лишь один участник, в двух – по два, но соответствующей условиям конкурсной документации признавалась лишь одна заявка. В то же время, по данным Ассоциации участников закупок, в среднем в одном аукционе в России участвуют до пяти компаний.
«Мы давно поднимаем эту проблему – нельзя в один лот объединять функционально и технологически не связанные между собой объекты (товары и услуги). Всегда говорим: чем больше лотов, чем меньше сам лот, тем лучше, – отмечает руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. – Чем меньше начальная максимальная цена контракта, чем меньше обеспечение, тем в итоге большее количество участников может принять участие в конкурсе или аукционе. При этом обеспечивается доступ к торгам субъектов малого бизнеса».
Но есть некоторые сферы, например, дорожное строительство, строительно-монтажные работы, которые требуют наличия у исполнителей соответствующих ресурсов (техники, кадров), позволяющих обеспечить качество и сроки выполнения работ. В свое время дорожники пролоббировали изменения в 44ФЗ и в подзаконных актах, где появилось уточнение: когда сумма контракта свыше 50 млн руб., когда выполняются работы по капитальному ремонту и так далее, можно заложить требования к участникам конкурса, которые обеспечат качество работ.
По словам руководителя Челябинского УФАС России, в Челябинской области тенденция укрупнения лотов отмечается с 2011 года. «На торгах по ремонту и обслуживанию дорог область раньше делилась хотя бы на четыре зоны, сегодня – лишь одна, – приводит пример Анна Козлова. – В итоге пришли к тому, что на рынке строительно-ремонтных работ в регионе сегодня конкуренции практически нет, есть лишь два крупных хозяйствующих субъекта. То есть ставились одни цели, а добились другого – появились такие, можно сказать, монстры-монополисты, а качество работы мы с вами не всегда видим».
Укрупнение лотов наблюдается не только в дорожных работах и строительстве, но и в других сферах, говорят в антимонопольном ведомстве. «Это, конечно, проблема не только Челябинской области, она характерна и для России в целом. Но я бы отметила, что у нас эта проблема стоит очень остро, – добавила руководитель регионального УФАС России Анна Козлова. – Мы достаточно часто отменяем закупки как раз по той причине, что неправильно сформированы лоты. Один из недавних примеров - в один лот работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения объединили 411 объектов Челябинской области».
Как сообщили Chel.ru в региональном УФАС, сейчас антимонопольщики готовят обращение к губернатору Челябинской области Борису Дубровскому с целью усовершенствовать дорожную карту Челябинской области по развитию конкуренции – изменить подходы со стороны заказчиков, принять системные меры по дроблению подобных лотов.
Предприниматели давно и с нетерпением ждут реальных изменений в подходе заказчиков к организации госзакупок. «Не секрет, что у малого бизнеса обороты небольшие, многомиллионные задатки и госгарантии ему не по плечу, – рассказывал ранее Chel.ru председатель совета ЧРО “Опора России” Артем Артемьев. – А при дроблении лотов участникам аукционов необходимо будет платить меньшие суммы, не будет отсечения по размеру бизнеса. Это хороший шанс для предпринимателей среднего звена получить доступ к государственным и муниципальным заказам».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com