В голливудских фильмах русские всегда стереотипны. Или шпионы, или бандиты, или поддерживают злодеев. «Ну что эти американцы о нас знают?» — насмешливо думают многие. И заблуждаются. На сайте Центрального разведывательного управления США можно найти сотни страниц с рапортами, посвященными Челябинской области. Самые первые датированы 1947 годом, когда было создано ЦРУ. В отчетах — спутниковые снимки со складами боеприпасов, войсковыми частями, данные о производстве оружия, стали, атомных городах. Причем информация достаточно детальная, вплоть до географических координат всех крупных заводов. Мы полистали эти документы, чтобы узнать, что во время холодной войны узнала о Челябинске и ближайших окрестностях американская разведка.
Танки «Сталин» и охрана с партбилетами
Чаще других в донесениях разведки встречается Челябинский тракторный завод. Это и понятно: на ЧТЗ еще в годы Великой Отечественной войны эвакуировали из Ленинграда Кировский завод, наладили выпуск танков. В донесениях 1946 года это расписано довольно подробно.
— Кировский завод был переведен с прежнего места в Ленинграде и находился совместно с действующим Челябинским тракторным заводом. Он расположен в 2 километрах от города, — говорится в рапорте разведки. — Во время войны на заводе работало от 50 000 до 70 000 рабочих. В июле 1946 года около 40 000 человек работали в трехчасовые смены.
В донесениях есть подробные данные о суточных нормах производства танков, моделях, боевых свойствах, размерах.
— Во время войны завод выпускал четыре типа танков, из которых самые маленькие имели длину 4 метра, самые большие — 5. В марте 1946 года завод всё еще сохранял норму выпуска от 8 до 10 танков «Сталин» в сутки, — сообщала разведка. — Испытательный полигон для танкового вооружения находится в двух километрах от завода.
В донесениях можно встретить схемы расположения цехов предприятия, а месторасположение предприятия ЦРУ знало вплоть до географических координат — широты и долготы.
Объемы производства и всё, что с ними связано, разведка отслеживала и с помощью советских изданий.
— Челябинский тракторный завод досрочно выполнил план первого квартала и теперь сверх плана выпускает гусеничные тракторы, — сообщала газета «Красное Знамя» в апреле 1949 года. — Десятки тракторов отправлены в лесхозы и питомники. В апреле завод превысил уровень производства 1950 года.
— Челябинский тракторный завод выпускает мощный гусеничный трактор «Сталинец-80», а также запчасти для тракторов и различные виды погрузочно-разгрузочных работ, детали машин для этих тракторов из бывшей в употреблении быстрорежущей стали, — писала в мае того же года «Комсомольская правда».
Однако были у разведки и секретные данные. К примеру, о том, как охраняется стратегическое предприятие.
— Танковый завод обнесен частично кирпичной стеной, частично колючей проволокой. Днем и ночью его охраняет вооруженная военная охрана, — писали агенты в ЦРУ. — Охранники должны быть членами партии и иметь партийные билеты.
В донесениях уточнялось, что коммунистическая партия и местные власти уделяют пристальное внимание условиям проживания работников.
— Заработная плата и обеспечение рабочих были очень хорошими по сравнению с условиями на других заводах, — говорится в донесении конца 1940-х годов. — Весь персонал завода находится под контролем МВД, и почти каждый третий рабочий является официальным или тайным осведомителем МВД.
«Калибр», ЧМК и машиностроение
Следила американская разведка и за другими предприятиями Челябинска — ЧМК, «Калибром», механическим заводом. По некоторым объектам информации крупицы.
— Фабрика «К-4» — это стекольный завод, производящий в основном авиационное стекло. Там работает около 2000 человек. Находится на улице Карла Маркса, — говорится в рапорте за весну 1948 года.
И вот еще выдержка:
— Завод «Калибр» расположен примерно в 2,9 мили к западу от пассажирской железнодорожной станции Челябинск. Завод является совершенно новым сооружением, строительство которого не было завершено в сентябре 1948 года, — говорится в донесениях за март 1950 года. — В это время были завершены только каркас многоэтажного дома, котельная и столовая. Строились два цеха.
По другим объектам информации чуть больше.
— Химический завод на Свердловской улице производил химикаты для электроаккумуляторов и для нефтеперерабатывающих заводов. В 1945 году на фабрике работало около 3000 рабочих — в две смены по 12 часов, — написано в рапорте от 20 октября 1948 года, там же упомянуты имена директора и главного инженера завода. — Оба мужчины проживали в Челябинске, по улице Калинина, дом 56.
О Челябинском машиностроительном заводе информация тоже была более подробной. Приложена даже схема готовой продукции.
— До мая 1949 года завод выпускал один 10-тонный железнодорожный кран в месяц, пять 3-тонных автокранов в месяц и шесть земснарядов в год, — говорится в рапорте за февраль 1950 года. — Завод также изготовил неизвестное количество зубчатых колес для Кировского тракторного завода. Эти колеса имели диаметр 1200 мм и толщину от 100 до 120 мм. Строительство нового литейного цеха планировалось завершить в конце 1949 года, и ожидалось, что тогда производство будет увеличено.
В ЦРУ даже знали, из какого сырья идет производство и кто его поставляет.
— На заводе работало около 400 гражданских рабочих, — написано в донесении, — из которых 30 процентов составляли женщины.
Не было секретом для ЦРУ и использование сил трудармейцев (в том числе немцев Поволжья) при строительстве, например Челябинского металлургического комбината. В отчетах 1950 года расположенный поблизости от комбината лагерь военнопленных № 7629.
Кстати, само предприятие вплоть до 1970-х годов упоминалось в отчетах под своим первым именем — как Бакальский металлургический завод.
ЦРУ интересовали малейшие детали работы предприятий. Вот что написано, например, об электроснабжении ЧМК:
— Рядом со старой электростанцией строится новая электростанция с тремя котлами, — говорится в рапорте за ноябрь 1950 года. — Один из котлов предназначался для сжигания угля, два других, предположительно, — для сжигания газа. Газ должен был поставляться коксохимическим заводом, расположенным севернее. Угольный котел введен в эксплуатацию в конце 1948 года; два других котла должны были быть введены в эксплуатацию в начале 1949 года. Неизвестно, были ли соблюдены установленные сроки. Завод имеет многочисленные подъездные пути.
Где использовался труд военнопленных
Военнопленные упоминаются и в более ранних отчетах по Челябинску — за 1947 год.
— Весной 1945 года 800 немецких военнопленных были отправлены в Челябинск из лагеря под Троицком. Они прошли пешком около 100 километров на восток в почти безлюдную территорию, — говорится в донесениях о строительстве дороги Челябинск — Курган — Омск. — Они были разделены на рабочие группы по 100 человек и должны были построить прямую дорогу шириной 14 метров с запада на восток.
Начать строительство, как оговаривается в донесении, удалось не сразу. Поначалу дорога была лишь размечена, но ни инструментов, ни материалов не было.
— В июне 1945 года прибыл первый инвентарь, около 50 лопат и мотыг, и начались планировочные и земляные работы. Дороге дали очень прочную подложку из гранитных камней. Добыча этих камней занимала много времени, и их приходилось дробить рядом со строительными работами. Позже дорога должна была быть покрыта щебнем и гудроном, — написано в отчете за май 1947 года. — По словам одного из военнопленных, работавших на дороге, это была часть новой дороги на восток от Челябинска через Курган до Омска. На участке Челябинск — Курган работало много румын, болгар, венгров, поляков.
По контексту предельно ясно, что информатором по этому эпизоду был один из трудармейцев.
— Осведомитель был освобожден из-под стражи по болезни, — подтверждается это предположение в самом отчете. — Когда он ушел, около половины из 800 немцев умерли от страданий. После лета 1946 года было направлено больше немцев, но работа шла медленно из-за неорганизованности; зима также мешала работе.
Железная дорога
Отслеживала разведка и судьбу оборудования, вывезенного в СССР из Германии после войны. Так, в донесениях за июнь 1947 года упоминаются электровозы:
— Около 200 электровозов, выведенных из сети центральных электрических железных дорог Германии летом 1946 года, всё еще находятся в Брест-Литовске, ожидая отправки в СССР. В конечном итоге они будут использоваться в Челябинской области, где строится сеть железных дорог стандартной европейской колеи, — говорится в отчете ЦРУ. — Прокладывается около 1500 километров пути.
Железная дорога вообще интересовала американскую разведку не меньше, чем заводы.
А весной 1950 года большое донесение было посвящено добыче угля под путями.
— Во время горных работ полотно постоянно ремонтировали путем добавления балласта для восстановления профиля. Пробок и задержек движения поездов не было, — говорится об одном из таких участков на отделении железной дороги Копейск — Коркино. — Скорость движения пассажирских поездов снижена до 5 километров в час в районе минирования.
В отчете упоминаются несколько примеров добычи угля под железной дорогой, и все с подробными характеристиками — есть данные по составу почвы, глубине забоев, уровню проседания пластов и т. д. Могло ли это быть подготовкой к диверсиям?
— Участки железных дорог, под которыми ведутся горные работы, подлежат тщательному осмотру и регулярной подсыпке балласта в течение всего процесса просадки, — говорится в отчете. — Который колеблется от 2,5 до 4 месяцев.
Сеть информаторов у ЦРУ была достаточно обширна. Разведка, к примеру, получала о передвижении составов с танками в районе Еманжелинки.
— Обычно из Челябинска в течение 1947 года шло два грузовых поезда в день, редко только один товарный состав. В составах было около 60 вагонов. На каждой платформе было по одному танку, — говорится в донесении от июля 1950 года. — По сведениям информатора, самые большие перевозки танков были в июне 1946 года, когда якобы ежедневно в одном направлении по железной дороге проходило от шести до восьми товарных составов с танками.
Фамилию информатора из документа вымарали.
— На момент наблюдения отгружалось три типа танков: Т-34, Т-43, танк «Сталин», — сказано в донесении.
Жилье и хлебные пайки
Интересовали ЦРУ и бытовыми вопросами жизни челябинцев, но обычно — в привязке к производству. Так, в отчетах содержатся имена и фамилии руководителей заводов в разные годы и особенности снабжения сотрудников.
— В городе семь хлебокомбинатов, — говорится в отчете 1948 года. — К маю 1945 года Кировский тракторный завод ежедневно получал всего 45–50 тонн хлеба. Завод № 100 во время войны ежедневно получал две тонны хлеба. Он производил боеприпасы. Фабрика № 200 ежедневно получала 1,6 тонны хлеба и производила детали для автомобилей и самолетов. Завод Колющенко у главного вокзала выпускал минометы и ежедневно получал шесть тонн хлеба.
Есть в архивах ЦРУ и отчет о строительстве со ссылками на доклад Министерства строительства по итогам 1948 года:
— Из 63 трестов Министерства строительства предприятий тяжелой промышленности только 28 трестов выполнили 6-месячный план. Лишь треть годового плана по объему строительных работ министерство выполнило за первые 6 месяцев.
Интересно, что Челябинск в том отчете был поставлен в пример.
— Основной причиной отставания строительных работ является недостаточная механизация. Промышленные, сборочно-поточные методы строительства используются многими строителями Москвы, Ленинграда, Магнитогорска, Запорожья, Сталинграда и других городов. Однако не везде применяются эти методы, — говорится в донесении. — В качестве примера упомянем два крупных промышленных центра на Урале: Нижний Тагил и Челябинск. В этих городах действуют два крупных треста. Условия работы обоих трестов схожи, но результаты разные. Если Тагильский трест выполнил только две трети 6-месячного плана жилищного строительства, то Челябинский трест перевыполнил план. Сравнение обоих предприятий показывает, что в Нижнем Тагиле вопросам механизации и организации труда не уделялось должного внимания, а в Челябинске им уделялось первостепенное внимание.