Девочку с инвалидностью не пустили на аттракцион «Гусеница» в Саду Победы. На видео, снятом ее родителями, кассир сказал, что ребенку нельзя кататься на карусели. Рассказываем, как ситуацию объяснили в мэрии и что по этому поводу думает детский омбудсмен.
На записи слышно, как возмущается отец девочки:
— У нас ребенок-инвалид, и мы везде катаемся — и в [Парке имени] Гагарина были, и в [Горсаду имени] Пушкина, — спорит с контролером мужчина. — Она же будет с мамой!
В кассе объясняют, что детям с инвалидностью кататься на аттракционе «Гусеница» нельзя.
— В принципе по требованиям безопасности запрещено, — говорит продающий билеты человек.
После опубликования видео в Сети одни пользователи начали активно поддерживать администрацию парка, другие вступились за семью девочки-инвалида.
— Я, честно говоря, не понимаю маму этого ребенка, — написала под одним из постов Зуля Рахматуллина. — Если ей говорят, что они не смогут помочь ее чаду в чрезвычайной ситуации, это значит, что для него опасность выше. Зачем пихать туда его?
— Не понимаю, зачем тогда запустили эту карусель, если думают, что она сломается. Я так полагаю, что водить туда вообще детей небезопасно и необходимо провести проверку качества каруселей, а также всей документации! — добавила Анна.
На записи, сделанной родителями ребенка, видно, что в Саду Победы деятельность в парке аттракционов осуществляет ООО «Мир развлечений». Чтобы разобраться в ситуации, мы попытались связаться с предпринимателем, а также с администрацией парка, но представители фирмы и руководство Сада Победы не взяли трубки.
ООО «Мир развлечений» — предприятие, работает в Челябинске с 2015 года. Основной вид деятельности — зрелищно-развлекательная. Генеральный директор и владелец — Сергей Киренский. Чистый убыток на конец 2021 года составил 2,2 миллиона рублей.
Мы обратились с запросом в городскую администрацию, которая пустила арендатора «Мир развлечений» в муниципальный парк. В мэрии объяснили, что действительно существуют ограничения для детей с инвалидностью.
— По информации администратора ООО «Мир развлечений», администратор не разрешил ребенку кататься на аттракционе, проанализировав состояние ребенка, руководствуясь правилами посещения аттракциона и ГОСТом 33807–2016 «Безопасность аттракционов». Данный аттракцион не рекомендован для детей с нарушением опорно-двигательной системы из-за риска, — ответили городские власти на запрос 74.RU. — В случае аварийной остановки в экстремальной ситуации оператор не сможет обеспечить полную безопасность посетителю с ограниченными возможностями здоровья, но при этом вся ответственность возлагается именно на оператора и администратора аттракционов.
Вместе с тем посетителям предложили альтернативы «Гусенице», имеющие пониженную степень рисков, уточнили в администрации, но они категорически отказались.
Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова объясняет: юридически вопрос неоднозначный, поэтому и вызывает споры.
— Нигде в регламентах четко не прописано, кому можно кататься, а кому нельзя, — говорит Евгения Майорова. — Контролеры парков боятся, что с ребенком может что-то случиться. С другой стороны, зачем аттракционы, если дети не могут на них кататься? Законодательно это слабо урегулировано, потому что ответственность за безопасность несет тот, чьи аттракционы.
Напомним, в июле в Челябинске сложилась похожая ситуация: ребенка с ДЦП не пустили играть на детскую площадку. После этого родители детей-инвалидов встретились с руководством Парка Гагарина и нашли решение.
— Родители вместе с директором прошлись по всем аттракционам и определили, какие из них доступны и безопасны, а какие — нет. Сейчас мы готовим наклейки, которые в сентябре разместим на каруселях, обучим контролеров. Вплоть до того, что мы разработали такую систему, что могут быть введены дополнительные расписки родителей, позволяющие подстраховать контролеров, — сказала Евгения Майорова.
По словам детского омбудсмена, этот опыт будет применен и в других городских парках.
Добавим, что еще один похожий скандал разразился в Челябинской области в 2016-м. Трехлетнего ребенка с синдромом Дауна не допустили до катания на аттракционе в Копейске. Администрация парка тогда объяснила: сотрудники сомневались в том, что для него это безопасно.
А в Миассе в 2013-м Людмилу Зайцеву, страдающую спинальной мышечной атрофией, не пустили на вечеринку из-за того, что она была в инвалидной коляске.