30-летняя Ольга Демьяненко из Магнитогорска последние пять лет учит женщин шить спортивные костюмы и пальто в своей школе и руководит магазином тканей. После объявления частичной мобилизации в стране она стала пристально следить за новостями. Из общероссийского чата для швей Ольга узнала, что закройщицы по всей стране собирают выкройки военной формы и начинают отшивать мобилизованным теплые вещи по своей инициативе. Ей пришла идея организовать собственное производство. Собрать бригаду швей получилось очень быстро — за один день. 30 сентября женщины вышли в первую рабочую смену. У них побывали наши коллеги из MGORSK.RU.
— Я окончила Магнитогорский госуниверситет (сейчас вуз расформирован. — Прим. ред.) по специальности «Конструирование швейных изделий», в 2017 году организовала школу кройки и шитья для тех, кто любит шить для себя. В пандемию открыла интернет-магазин тканей, сейчас он работает в обычном формате. У меня сформировалась хорошая репутация, а вокруг меня — сообщество швей, — рассказала Ольга. — Я услышала информацию и подумала: у меня есть школа, кабинет, где мы всё это можем делать. У нас и девочки есть активные, и клиенты в магазине тканей. Самое сложное было всех организовать, чтобы было продуктивно.
Группа Ольги начала шить зимние спальные мешки и комплекты термобелья для бойцов. В планах — подготовка партии плащ-палаток из непромокаемой ткани. О том, что требуется мобилизованным, Ольга узнала от магнитогорских волонтеров. К тем начали обращаться мужчины, не сумевшие приобрести экипировку для службы из-за ее нехватки в местных магазинах.
— Мы планируем за неделю отшить 50 комплектов термобелья, минимум 100 спальников, частично отошьем что-то уже за выходные, — продолжает Ольга. — Мощности хватает, рвение есть, девчонки без проблем будут и дома шить. 12–15 человек шьют здесь, плюс человек 15 заберут шитье на дом.
Часть средств на покупку тканей и фурнитуры передают волонтеры, какие-то деньги собирают сами швеи. Ольга закупает товар у своих поставщиков, говорит, на выгодных условиях.
Атмосфера в школе кройки и шитья рабочая, с четким распределением ролей. Одни занимаются раскройкой изделий, другие — сборкой, есть швея, которая крепит нашивки на готовые изделия.
Ольга сравнивает текущую ситуацию с той, что сложилась с масками во время начала пандемии коронавируса. Масок не хватало, их отшивали все, кто только мог.
— Только здесь всё гораздо серьезнее. То, что со складов смели все спальники, дефицит, — это понятно, — говорит Ольга. — Я не могу не помогать, умею и есть ресурсы. Это будет до тех пор, пока не наладятся поставки. Я все проекты свои остановила, бросив все силы сюда.
На пошив одного спального мешка у швей уходит в районе 5–6 часов, термобельевую пару — кальсоны и лонгслив (футболка с длинным рукавом. — Прим. ред.) — отшивают за 3 часа. Сколько по времени займет производство плащ-палаток, женщины пока не определились: изучают выкройку, которую только получили.
Ирина Стоянова сшила первый спальный мешок. Мобилизация не обошла ее стороной — друг получил повестку из военкомата, отбывает в ближайшие дни. Ирина признается: очень переживает по этому поводу, но продолжает шить, чтобы поддержать мужчин.
— Тыл прикрывает фронт. Чем сильнее тыл, тем спокойнее фронту. Воевать же я не пойду. Чем можем, помогаем, — рассуждает Ирина. — Если человеку будет комфортно, то он спокойно себя чувствует и не волнуется, здраво рассуждает.
Мы писали о том, что сейчас происходит в челябинских военторгах и туристических магазинах, амуниция там почти закончилась. Продавцы специализированных магазинов рассказали, что после объявления частичной мобилизации к ним хлынул поток покупателей.
О том, что в продаже нет так необходимых спальных мешков, в пятницу, 30 сентября, заявил и губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он объявил сбор спальников, попросив их жертвовать из туристических закромов.
Сейчас в Челябинской области началась работа по перепрофилированию предприятий под нужды мобилизованных. Армии требуются производители одежды, обуви, защитных костюмов, постельного белья, лекарств и средств личной гигиены.