Снежные горы вдоль оживленных улиц Челябинска и грязная каша на проезжей части — о таких городских пейзажах сообщали СМИ в первой половине января. Качество уборки улиц традиционно вызывает эмоциональные дискуссии в городских пабликах.
— Это ужас, кучи лежат с праздников, и никому нет дела. Ждут, пока они сами растают?
— Ладно кучи на обочинах, а когда едешь по полосе и внезапно перед тобой сугроб — это засада!
Сотни гневных комментариев можно было прочитать в лентах соцсетей.
— Люди не обязаны вникать в специфику нашей работы и разбираться в технологиях уборки снега. Из-за этого у некоторых обывателей складывается ошибочное мнение, что дорожники не вывозят накопленный снег. Но это не так. Обслуживание улично-дорожной сети проводится каждодневно и круглосуточно. В каникулы мы проделали колоссальную работу, — объясняют в группе компаний «Автодор», которая обслуживает дороги в нескольких районах Челябинска.
По словам представителей дорожных служб, вывоз снега в праздники действительно был проблемным. Обильные осадки, которые длились несколько дней, выдали сверхнормативное скопление снега. Расчистка улиц шла в несколько смен круглые сутки. Это позволило дорожникам выйти на своеобразный рекорд — с 30 декабря по 8 января только из Советского и Тракторозаводского районов, где ситуацию контролирует группа компаний «Автодор», было вывезено более 70 тысяч кубометров снега. По статистике, это на треть больше, чем за аналогичный период в начале декабря прошлого года.
— Каждые сутки с улиц вывозилось по 6,5 тысячи кубометров снежной массы. Чтобы справиться с выпавшим снегом, количество техники для вывоза доходило до 80 единиц в смену. Кроме того, практически круглосуточно работали до 25 фронтальных погрузчиков. А всего в уборке территорий участвовало порядка сотни дорожных рабочих, — рассказывают в ГК «Автодор».
В январе дорожники столкнулись практически со всеми «радостями», которыми славится уральская зима: перепады температур, резкое похолодание, гололед и сильные снегопады. Каждое из проявлений погоды требовало применения определенных подходов к работе. К примеру, когда столбики термометров опустились ниже минус тридцати, в режим работы уборщиков снега были добавлены дополнительные перерывы. Люди проводили их в утепленных мобильных боксах, для этого кузова нескольких машин специально оборудовали печками.
Как объясняют специалисты ГК «Автодор», у борьбы с сугробами особая специфика. Чтобы обеспечить проезжее состояние дорог при снегопадах, техника в усиленном режиме расчищает улицы и проспекты. Трактора и комбинированные дорожные машины сгребают снег к обочинам, делая при продолжительных и обильных осадках по несколько проездов.
— В результате у края дорог формируется снежный вал, — говорят подрядчики. — Рабочие делают это специально, ведь в компактном виде снег «съедает» меньше полезного городского пространства. Сформированные таким образом валы сразу начинают уменьшаться, снег грузится на самосвалы, которые осуществляют вывоз всего собранного с проезжей части. Но вместо вывезенного снега появляются новые валы, которые образуются от очистки с тротуаров и парковочных пространств.
В ГК «Автодор» также прокомментировали ситуацию с использованием противогололедных материалов. Полностью отказаться и не применять их зимой дорожники просто не могут.
— Для локальной обработки опасных участков, на которых образуется гололед, используется техническая соль. Полный отказ от ее применения может привести к увеличению количества ДТП. Опыт крупных городов, которые в качестве эксперимента прекращали посыпать улицы реагентами, переходя при этом исключительно на скребковый метод очистки магистралей, показал значительный рост аварийности, быстрый износ дорожного покрытия и нарушение уличной разметки. Кроме того, требование применять противогололедные материалы закреплено нормативно, их использование является вынужденным для организаций, занятых в нашей сфере, — рассказывают в ГК «Автодор».
Дорожники добавляют, что просыпка технической солью согласовывается с заказчиком. Реагент используют только для обеспечения безопасности дорожного движения, это делается лишь на особо опасных участках дорог. В других же случаях стараются применять иные технологии уборки улиц.