В Челябинске начали третий этап реконструкции улицы Свободы. Общественник, экс-член рабочей группы Миндортранса Челябинской области Александр Агарков раскритиковал идею сделать там вместо диагональных параллельные парковки. По его словам, власти услышали от урбанистов о необходимости ограничить автомобилистов, но не поняли, что это должно приносить пользу горожанам. Приводим его мнение от первого лица.
В предыдущие годы было сделано два участка улицы Свободы: от проспекта Ленина до улицы Тимирязева и от улицы Тимирязева до улицы Плеханова. Сейчас начали реконструкцию от улицы Плеханова до улицы Орджоникидзе. Предполагается, что будут полностью обновлены пешеходные тротуары, появятся малые архитектурные формы, будет построена велодорожка. Кроме того, планируют радикально сократить количество парковочных мест, заменив нынешнюю диагональную парковку (как говорят в народе, «елочкой») на параллельную. Высвободившееся пространство намерены засадить газоном и кустарником.
Параллельная парковка обычно применяется на узких улицах, где другое расположение транспортных средств приведет к остановке движения — в Челябинске это улицы Карла Маркса, Труда, Цвиллинга и им подобные.
Улица Свободы на участке благоустройства строилась во времена СССР и имеет достаточно широкий задел, где места бы хватило и личному транспорту, и общественному, и парковкам, и велодорожкам, и широким тротуарам со скамеечками. Разве что процент высадки кустарника и газона мог бы быть ниже, если бы парковки сохранили в полном объеме.
Главный недостаток параллельной парковки в том, что, если у вас автомобиль с левым расположением руля, а таковых в России более 90 процентов, то вы выходите из автомобиля прямо под колеса транспорта, идущего на скорости. Кроме того, при параллельном расположении парковочных мест значительно меньше, а их количество невозможно посчитать — ведь там, где Daewoo Matiz спокойно влезет, длинный седан залезть не сможет.
Диагональная же парковка уравнивает все автомобили. Конечно, идеальной является парковка на дублирующих проездах, площадках — вне основной проезжей части вообще, но улица Свободы не до такой степени широкая. Однако обычная диагональная парковка хотя бы позволяет с водительского кресла вылезать не под колеса движущегося транспорта.
Конечно, мы от урбанистов часто слышим, что ради всеобщего блага автомобилистов надо ограничивать. Да, это действительно так, нужно вводить выделенные полосы для общественного транспорта. Нужно ограничивать парковки для строительства тротуаров там, где этих тротуаров попросту нет (например, между ТК «Невский» и ТРК КС на улице Черкасская давно нужно уменьшить количество парковочных мест, чтобы люди с трамвая в КС шли не по парковке, а по тротуару). Нужно убирать парковочные места, вплотную прилегающие к нерегулируемым пешеходным переходам, чтобы водителям движущегося транспорта было видно пешеходов, включая детей. И можно сказать, что ничего этого не делается.
Выделенных полос в городе пока 1/10 от требуемых. По тротуарам тоже много вопросов. Они прерываются парковкой не только на улице Черкасской. Есть и пример в центре, на улице Российской — между проспектом Ленина и улицей Тимирязева прерываются сразу оба тротуара по обеим сторонам. С западной стороны там парковка магазина «Пятёрочка», а с восточной — парковка «Люкс-воды», которые никак не обойти по тротуару, потому что тротуара там нет.
В то же время никто до сих пор не смог объяснить целесообразность уменьшения парковочного пространства на улице Свободы. Там и так был широкий тротуар, там и так было место под велодорожку, а нерегулируемых переходов в этой части улицы нет совсем! Разработчик заявляет, что не обязан ничего комментировать посторонним лицам, а заказчику все было обосновано. А заказчик в лице администрации Советского района ссылается, что как разработчик создал проект — так они и делают. То есть администрация знает, что автомобилистов надо ограничивать, но не знает, что ограничивать нужно не «чтобы жизнь медом не казалась», а только с целью повышения общего качества жизни в городе.
С одной стороны, не делают выделенных полос, но с другой — сокращают парковки. В итоге вы не сможете доехать без пробок на общественном транспорте, но, приехав на автомобиле, так как ради вас не стали делать выделенку, припарковать этот автомобиль не сможете. Более того, проблемы возникнут и у тех, кто на автомобиле работает — у курьеров, у тех, кто, например, настраивает интернет, у деловых людей, которые ездят на переговоры или по вопросам оформления документов. Ведь парковку не перевели в платный режим, чтобы у тех, кто приехал по работе, было преимущество перед теми, кто приехал на работу и бросит машину на весь день. Вместо этого физически сократили, чтобы шанс припарковаться точно был только у тех, кто рано утром приехал на весь рабочий день.
Также стоит посмотреть на реальность, а в реальности на уже реконструированном подобным образом участке между Тимирязева и Плеханова мы видим, что никто параллельно не паркуется, а «креатив» разработчиков привел лишь к тому, что автомобили частично стоят на проезжей части, мешая движению транспорта. То есть сделали по принципу «лишь бы стало хуже». И, запуская третий этап, никак не скорректировали планы, используя негативный опыт реализации второго.
Ах да, и велосипедистам тоже не сделали лучше, ведь велодорожки должны обходить автобусные остановки, а не упираться в них. Нужны отдельные от пешеходных переходов велопереезды, чтобы велосипедисты могли на зеленый сигнал светофора пересечь проезжую часть, не спешиваясь. Ничего этого сделано не было и не запроектировано в начавшемся третьем этапе.
Согласны с автором?