В этом году поселку Каштак, самому северному району Челябинска, исполнилось 260 лет. Когда-то сюда заселили государственных крестьян, потом казаков, в войну — тысячи рабочих с эвакуированных заводов. Пригнали в Каштак и немцев с Поволжья, им на новом месте пришлось тяжелее всего. Мы прогулялись по Каштаку с краеведом Алексеем Кондратьевым, который провел там свое детство, а также изучили документы и старые фото.
Каштакский бор не такой популярный, как его собрат в центре Челябинска, но тоже любим горожанами. На берегу Миасса в Каштаке ты вроде и в городе (это еще черта Челябинска), но вокруг такие пасторальные деревенские пейзажи, что сразу теряешь связь с мегаполисом.
— И выбросами здесь совсем не пахнет, весь дым уносит на город, — вдыхая воздух леса, начинает рассказ наш проводник Алексей Кондратьев. Сам он очень любит Металлургический район и Каштак, где провел детство. Сейчас в паузах между работой в спортшколе он изучает историю родных мест и даже проводит экскурсии.
Происхождение названия «Каштак» имеет несколько версий. По-тюркски оно произносится как «кыштак» — значит зимовье, зимняя стоянка (от слова «кыш» — зима). Уже потом казаки речку эту стали называть Каштаком, да и старое название селенья Кыштак переименовали на свой лад, а именно Каштак. Еще одна версия перевода — «зимняя гора».
Населенные пункты с таким названием есть не только в Челябинске, но и в Томске, Иркутске, Красноярске, Забайкальском крае и даже в Абхазии. Сибирские значения «каштака» отличаются: 1. Балаган, шалаш, укромное место в лесу за городом, либо ручей в горах, горный ключ. 2. Словом каштак обозначались также в Сибири потаенные, укромные места незаконного винокурения. Исследователь Геннадий Бутаков считает, что винокуры впоследствии неспроста облюбовали эти каштаки — именно проточная родниковая вода быстро осаждала винные пары. Но при всем российском неравнодушии к хлебному вину каштаков-зимовок больше, чем официальных винокуренных заводов.
С чего все начиналось
Самая старая фотография челябинского Каштака относится к 1928 году. Это вид на реку Миасс и входную группу (так бы это сейчас назвали) Каштакского дома отдыха. Этот мост просуществовал здесь до середины 1970-х, а часть строений дома отдыха стоят до сих пор.
Но была у Каштака история и до — ни много ни мало с 1763 года. Сначала сюда заселили крестьян, потом казаков. Последние не только несли военную службу, но и занимались предпринимательством — снабжали Челябинск мясом, хлебом, овощами, сырьем для кожевенных мастерских. Росло и население Каштака — если в 1900 году здесь жили 382 человека, то в 1926 уже 788.
По обоим сословиям — и казаков, и крестьян в Каштаке больно прошлась коллективизация. Самые большие дома, амбары и конюшни у владельцев конфисковали в пользу колхоза «Красный бор». И ничего, что он просуществовал всего 10 лет. В начале 1940-х его присоединили к «Челябметаллургстрою» — гиганту, который возводил ЧМК.
Война и немцы
С началом войны в Каштаке жизнь загудела, как никогда раньше. На окраине Челябинска началось строительство металлургического завода. Помимо оборудования, сюда свозили рабочих с эвакуированных заводов. В Каштаке, соседних Першино и Баландино расселили восемь тысяч человек.
Но основной рабочей силой стали поволжские немцы, которых пригнали сюда в начале 1940-х. Они строили сам завод, дома для рабочих (многие помнят «Немецкий квартал» на ЧМЗ). Первое время люди жили в землянках, под охраной. Те, кто не был занят на стройке, работали в полях.
Вот как первые годы в Каштаке вспоминает прожившая всю жизнь здесь Надежда Михайловна Власюк (в девичестве Франк):
— Мы с мамой в Каштак приехали в 1946 году к отцу, который был мобилизован на строительство металлургического завода, — цитирует автор книги «Каштак» Геннадий Халдин воспоминания женщины. — Когда было организовано подсобное хозяйство при заводе, отца назначили бригадиром во фруктовом саду близ деревни Новое Поле. Тогда нам ежемесячно приходилось подвергаться унизительной процедуре отмечаться в комендатуре. Наша семья сначала ютилась в теплице, потом через год - в бараке дома отдыха.
Мы и сегодня можем увидеть один из тех домов — он уцелел на улице Санаторной. Дата постройки — 1929 год.
Расцвет Каштака
База отдыха, которая располагалась в бору, была построена еще до войны и предназначалась не для ЧМК, а для ЧТЗ. Только представьте: на вершине горы Каштак был небольшой пустырь. Там в ряд построили пять деревянных корпусов для отдыхающих. Возводили их московские специалисты. Внутри было все для идеального отдыха передовиков производства — просторные комнаты с огромными окнами, водопровод, канализация, электрическое освещение! Дома обогревались централизованно от котельной, работающей на угле.
«Фундаменты зданий были сложены из качественно обработанного «под шубу» гранита, стены — из добротных сосновых бревен, веранды первого и второго этажей имели декор и орнамент», — пишет автор книги про Каштак Геннадий Халдин.
Рядом с жилыми корпусами была широкая аллея с вазонами, цветущими клумбами. По ней можно было спуститься к реке. На берегу тоже, сейчас бы сказали, отличная фотозона — площадка с колоннами и статуями. Только вот фотографий оттуда почти нет — если найдете такую в своем семейном архиве, присылайте в редакцию!
Как бы мы не пытались найти этот спуск к реке сегодня (ведь там была основательная бетонная лестница), у нас ничего не вышло. А вот от корпусов наверху остались весьма колоритные фундаменты. Хотя еще 10 лет назад они стояли на месте — посмотрите, как там было.
Под первым же корпусом дома отдыха мы обнаружили огромные каменные подвалы. Из него же идет каменный подземный ход неизвестного назначения. Его нам показал Алексей Кондратьев. Он утверждает, что ход «вскрылся» совсем недавно, после разрушения корпусов. Он не исключает, что корпуса дома отдыха были построены на фундаментах каких-то более ранних построек. Возможно, больших купеческих домов.
— Сами подумайте: зачем в обычном доме отдыха такие каменные большие подвалы? Вот и у меня нет объяснения, — разводит руками наш проводник. — Может быть, здесь был какой-то купеческий дом. Это сегодня мы раз в день ходим в «Пятерочку», а раньше в этих подвалах люди создавали себе запасы на месяцы вперед.
Один из корпусов бывшей базы отдыха мы все-таки нашли — он находится на территории школы-интерната №3. Учреждение для детей «нуждающихся в длительном лечении» появилось здесь в 1956 году. Но непохоже, что в историческом здании кто-то живет или учится, оно выглядит заброшенным.
Недалеко от базы, на самом высоком месте, до сих пор стоит водонапорная башня. Когда-то она наполнялась водой от водокачки, расположенной на берегу Миасса.
После войны дом отдыха перестал выполнять свою функцию, а стал «деловой» частью Каштака — в его помещениях начали работать типография, баня, парикмахерская, столовая, аптека, почта, медицинский пункт, клуб и даже сапожная мастерская.
Была там и пожарная каланча. Люди, занятые в этом хозяйстве, продолжали жить в служебных квартирах дома отдыха. Был магазин, который работает и по сей день. Он сложен из «рваного» природного камня, поэтому именуется жителями Каштака как «Каменный».
— Когда был построен этот магазин, сложно сказать, — признается Алексей Кондратьев. — Но сейчас — не лучшие времена в его истории. Хозяева много лет пытались его продать, но безуспешно. В итоге вселились во вторую часть здания, обнесли его забором и покрасили в странный голубоватый цвет. Покупателей мало, все ездят вниз в сетевые магазины. А вот раньше, во времена базы отдыха и в послевоенное время, здесь была площадь, куда съезжались торговцы. Продавали молоко, творог, другие продукты, которые делали сами. Постояльцы базы отдыха охотно покупали их.
Между Каштаком и базой отдыха мы наткнулись на еще одни колоритные развалины — старого дома культуры. Его посещали жители двух поселков — Каштак и Новое поле. Смотрели кино, занимались в кружках. Теперь это все в прошлом.
А что сегодня?
Каштак сейчас — типичный пригородный поселок с населением в две тысячи человек. Здесь много приземистых деревянных домиков с наличниками и более современных, обшитых сайдингом. Особняком стоит профилакторий ЧМК, работающий с 1960-х. Конкуренцию ему составляют более современные базы отдыха в формате глемпингов. В самом поселке есть школа, детский сад и продуктовые магазины. Ближе к реке и в глубине бора можно увидеть роскошные коттеджи. Таких мало в центре поселка из-за плотной застройки, а ведь любителям красивой жизни нужен простор. В прошлом году журналист Артем Краснов делал репортаж о современной жизни в Каштаке и Каштакском бору. Здесь в окружении природы можно встретить довольно разных людей.
Хотите еще почитать про историю необычных мест в Челябинске? Недавно мы публиковали репортаж об остатках базы отдыха на Монахах и о Соцгородке на ЧТЗ.