Урочище Монахи в городском бору притягивает любителей прогулок круглый год. Зимой тут катаются на лыжах с горы, летом гуляют вдоль реки, отдыхают в тишине и наслаждаются живописными видами. А для тех, кто интересуется историей, наиболее привлекательны развалины. На берегу — как будто останки причала, выше на холмах — фундаменты зданий, а в глубине леса — большая круглая площадка и вазон на постаменте. В середине прошлого века здесь построили так называемые «Зальцмановские дачи» для отдыха работников ЧТЗ, а затем — базу отдыха «Шершни». Мы нашли архивные фото и посмотрели, как там сейчас. Взгляните, возможно, и вы захотите прогуляться!
«Некоторые падали в обморок»
Первые упоминания о строительстве в районе Монахов датируются 1942 годом — тогда директор ЧТЗ Исаак Зальцман, заботясь об отдыхе рабочих, поручил построить там несколько дач.
— Люди стояли у станка круглые сутки, перевыполнение плана доходило до 1000%. Некоторые падали в обморок, — рассказывает сотрудница музея ЧТЗ Надежда Дида. — Зальцман руководил коллективом, численность которого в моменте превышала 50 тысяч человек. Конечно, он был жестким. Но рассказы о пистолете, который он мог наставить на мастера и пригрозить убийством за невыполнение плана, уже набили оскомину. Он постоянно был в цехах, заботился о рабочих. Одна из мер такой заботы был отпуск на дачах — от 7 до 10 дней. Отпуск в тылу в военное время — это было что-то неслыханное. Но рабочих насильно отправляли в отпуск.
Сколько было построено домиков в бору, сколько они вмещали отдыхающих — в музее ЧТЗ не смогли сказать. Вместе с тем там отмечают, что оздоровительный эффект от посещения дач иногда был феноменальный.
— В годы войны на ЧТЗ работал заместителем главного конструктора завода Михаил Федорович Балжи, — продолжает Надежда Дида. — Он стал автором конструкции тяжелого танка ИС-3, но долго не мог придумать, как спроектировать башню. Зальцман как-то зашел к нему в кабинет, увидел, что тот сильно устал. «Миша, приведи себя в порядок!», — сказал он ему. И отправил на дачи. В первый же день отдыха Балжи взял мыльницу с мылом, чтобы побриться. Она упала и перевернулась. Он ее долго не мог поднять — она постоянно соскальзывала. Так и родилась форма башни танка — неуязвимая для снарядов, в форме перевернутой мыльницы.
Как долго просуществовали деревянные дачи — неизвестно. В музее ЧТЗ склонны полагать, что работали они непродолжительное время, потому что после войны у предприятия появилось много других, более современных, баз отдыха вокруг Челябинска. Позже в этом месте построили дом отдыха «Шершни».
Танцплощадка и лодочная станция
По воспоминаниям челябинцев, дом отдыха «Шершни» принимал рабочих до середины 1960-х годов, причем приезжали в отпуск туда не только сотрудники ЧТЗ, но и других предприятий. Помимо жилого корпуса там были построены причал, столовая и танцплощадка.
В группах, посвященных истории Челябинска, во «ВКонтакте» есть несколько фотографий этой базы отдыха. В комментариях отдыхающие с теплотой вспоминают свой отпуск в «Шершнях».
— Я отдыхала с мамой. Мне было 16 лет, — вспоминает жительница Челябинска Людмила Малькова. — Очень уютное местечко было. И танцы! Как было здорово, деревянная столовая, всё белоснежное и клуб деревянный. И на лодке катались до плотины. А сейчас мне 69 лет, и я ходила туда лет 15 назад, увидела только бетонный пол от танцплощадки. Время идёт, всё меняется.
О лодочной станции на базе отдыха вспомнил и другой житель города:
— В 60-х ходил с родителями купаться и загорать туда, — пишет Александр Мыслинский. — Левее лодочной станции был «лягушатник» из деревянных досок в воде. А на лодочной станции «командовал» дяденька без правой руки по локоть — он ловко зажигал спичку о коробок, прижатый культёй к боку, чтобы прикурить. На прилегающей травяной площадке на взгорке росла земляника. А недалеко были остатки опор лыжного трамплина. Шершневская плотина была уже построена. А в Миассе росло много кувшинок и камыша-рогоза.
Загадочное здание круглой формы
В отдалении от Монахов в лесу есть идеально круглая бетонная поверхность. Именно ее челябинцы называют «танцплощадкой» базы отдыха. Встретить ее среди густого леса, вдали от тропинок, было неожиданно.
Краеведы-блогеры в 2010 году опубликовали несколько старых фотографий здания, которое могло стоять на бетонном постаменте. Фото сделаны в 1954 году. Любители истории предполагают, что на первом этаже в здании была та самая танцплощадка, а на втором — библиотека. На крыше лозунг: «Все силы — на разгром врага!».
Между Монахами и этой танцплощадкой метров 400. По пути в зарослях мы увидели вазон на постаменте. Он вполне мог находиться где-то на аллее, ведущей от круглого здания до жилых корпусов.
Трамплин и спортивная база
Самые впечатляющие развалины на Монахах сегодня — остовы от трамплина 1948 года постройки. Сама конструкция была деревянной и простояла чуть более 10 лет, а вот бетонные останки пролежат тут, наверное, еще очень долго.
В газете «Челябинский рабочий» от 1948 года есть заметка о возведении трамплина добровольным спортивным обществом «Строитель».
Потом трамплин-гигант заменили на несколько небольших конструкций рядом. В соцсетях жители вспоминают, что кататься было страшно, но рискнуть хотелось:
— Я в 70-е годы ездила на Монахи с классом, — написала Галина Мисюра в посте к фото с трамплином. — Каталась на двойном трамплине пару раз…думала, живой не доеду, но всё равно хотелось рискнуть.
Зимой мы рассказывали историю других развалин в городском бору — около Голубого карьера. Почитать о разных малоизвестных уголках города можно в нашей рубрике «В ЧЕрте города».