После рекордных снегопадов в конце декабря Челябинск буквально парализовало. Ситуация начала выправляться только на четвертую неделю. Работа дорожников из режима «пинок-аврал» потихоньку вернулась в обычную колею (простите за каламбур). Магистральные улицы худо-бедно почистили, но проблемных мест еще много, а терпения у жителей — уже мало. Не все знают, но в мэрии, районах и управляющих компаниях есть диспетчеры, которые принимают заявки и должны передавать их дорожникам на исполнение. Мы решили проверить, как это работает. Взяли два проблемных проезда: на Северо-Западе и в Ленинском районе. В прошлую пятницу оставили заявки (оказалось, тот еще квест) и отвели дорожникам два рабочих дня и два выходных на исполнение. Смотрим, что из этого вышло.
Кто-то может нас раскритиковать за выбор точек, мол, есть места и похуже. Но постойте, каждый кулик за свое болото переживает, поэтому для маленького эксперимента мы взяли те места, которые были под боком у наших сотрудников.
Опасная колея на Чайковского
Участок улицы Чайковского, который соединяет Братьев Кашириных и Университетскую набережную и ведет к парку Калининского района, обычно представляет собой комфортную, довольно широкую двухполосную дорогу. Стоит ли рассказывать, что после прошедших снегопадов она стала значительно уже. Как рассказывают наши сотрудники, живущие на Северо-Западе, в какой-то момент по ней прошла техника, видимо, это был грейдер, расчистил полторы полосы. На этом все и успокоились. Сейчас там максимально неприятная колея в одну сторону, при любой попытке не столкнуться со встречкой машина норовит неуправляемо уйти в занос и развернуться.
Эти фото мы сделали в начале нашего эксперимента.
Чтобы оставить заявку на очистку дороги на улице Чайковского, днем 19 января мы открыли телефоны диспетчерской службы Комитета дорожного хозяйства города Челябинска, которые опубликованы в официальном телеграм-канале мэрии. Первый номер +7 951 771-73-25 оказался занят. Мы еще полны энтузиазма и набрали второй указанный номер 727-05-14 — там не взяли трубку. Не спешим отчаиваться. Через пять минут повторили звонки, но теперь ситуация поменялась — городской занят, а мобильный не отвечает. Так прошел час. Наконец, по номеру мобильного телефона на том проводе всё-таки взяли трубку. Но прежде чем поздороваться, диспетчер заканчивала разговор о нечищеной улице Фруктовой около Карпового пруда.
— Здравствуйте. Вам же можно оставить заявку на очистку улицы Чайковского от Братьев Кашириных до Университетской набережной? Там сильная колея.
— Да. Это какой район, получается, Калининский? (Проговаривает названный нами участок, слышен звук клавиатуры). Очистить проезжую часть, убрать колею.
— И когда почистят?
— Я не знаю, я только передаю заявки подрядчику. Они там сами планируют. Я на телефоне. У меня и городской, и сотовый телефоны. Если успеваю ответить, я беру трубку. По двум одновременно говорить я не могу. Плюс миллион заявок в WhatsApp.
— Но они [заявки] выполняются вообще или нет? Вы вот сами, может, тоже оставляли заявку, и через сколько дней техника приехала?
— Я каждый день езжу на работу от остановки [называет микрорайон], там кучи просто жесть, — не смогла сдержать эмоций диспетчер. — Там даже остановку не видно. Я точно так же пишу свою заявку: улицу, номер дома. Я так же, как и вы, отправляю свои заявки. Потом прихожу домой, а воз и ныне там. Последний раз я заявку подавала 11 января, сегодня 19-е. Ноль эмоций. Но справедливости ради скажу, что там тяжело очистить, потому что стоят машины. Грейдер не может отгейдировать полосу, он засыпет машины просто.
Мы поблагодарили диспетчера (во многом — за откровенность), попрощались и стали ждать. В пятницу на Чайковского тишина, в выходные — снова тишина (ну, тут уж мы не сильно удивлены, хотя хотелось бы в таких условиях ненормированного графика работы дорожников). Днем в понедельник, 22 января, мы снова проехали по участку дороги, о котором говорили диспетчеру. Сложно сказать, была ли здесь снегоуборочная техника по нашей заявке, проезжая часть по-прежнему в сомнительном состоянии. В некоторых местах двум автомобилям разъехаться всё так же сложно, а колейность, кажется, стала менее ощутимой, но, возможно, свою роль сыграло потепление.
Трудный путь к знаниям
Вторым объектом для нашего эксперимента стал тротуар межквартального проезда в Ленинском районе, на улице Дзержинского. Особую остроту этому нечищеному участку придает школа № 60, которая расположена в центре двора. По словам местных жителей, снегоуборочной техники здесь не видели с конца года, вместо скрывшегося под сугробами тротуара пешеходам приходится идти по дороге для машин.
— Тротуар занесен снегом с конца декабря, люди вынуждены идти по дороге к школе № 60 (Дзержинского, 94), — говорит местная жительница. — Хотя это дети, многие из них сами ходят, без родителей. Еще из других дворов идут на остановку трамвая, это самый короткий путь получается. По одной дороге и пешеходы, и машины. Скользко, колея. И тротуар-то небольшой — метров 10. Почему так трудно его почистить?! Месяц уже прошел с последних снегопадов!
Раз речь о тротуаре внутри квартала, размышляем мы, то в диспетчерскую КДХ по этому вопросу звонить бессмысленно, за нее отвечает управляющая компания или администрация района. Что ж, открываем сайт Ленинского района, звоним по указанному там телефону — 256-23-05. Днем в пятницу, 19 января, по этому номеру до диспетчера дозвониться не получилось, никто не брал трубку. Тогда мы, ничтоже сумняшеся, решили позвонить с нашей проблемой в приемную главы района Александра Орла.
— Записывайте номер диспетчера КДХ, — сходу приготовилась диктовать цифры секретарь главы.
— А вы уверены, что это к ним, ведь это не общегородская дорога, она во дворе…
— Вы им позвоните, а мы проедем сами, тоже посмотрим. Я передала информацию.
Для того, чтобы понять, сработает ли районная администрация, снова в КДХ мы обращаться не стали. А взяли паузу, чтобы дать время на исполнение заявки (не забывая фотографировать). Но фиксировать оказалось нечего, с пятницы там ничего не изменилось. Тротуар по-прежнему под сугробами.
Сугробы в Челябинске не только портят жизнь пешеходам и автомобилистам, они свели на нет благоустройство в городе. Только посмотрите, как комично выглядят засыпанные снегом лавочки и даже остановки общественного транспорта.