Уже в марте 2024 года завершится строительство первых корпусов челябинского межвузовского кампуса, и в сентябре в них должны поселиться первые студенты. Находится ли проект в графике, как изменится городской ландшафт и какую пользу от кампуса получат горожане, рассказал Алексей Шулепов, генеральный директор Челябинской Концессионной Компании, которая реализует этот масштабный проект.
— Что удалось сделать за год с того момента, как было заключено концессионное соглашение?
— Соглашение о финансировании, создании и эксплуатации на принципах государственно-частного партнерства Межуниверситетского кампуса между Челябинской областью и Челябинской концессионной компанией, входящей в Инфраструктурный холдинг ВТБ, было подписано в октябре 2022 года. Работа закипела сразу по нескольким направлениям. Начало проекта всегда связано с большим объемом подготовительных работ — выделение земельных участков, получение заключений Главгосэкспертизы на проектную документацию, разрешения на строительство. Сама стройка — это «вершина айсберга», уже то, что видно всем, без «подводной» части. Сейчас мы завершаем строительство первых двух гостиниц для студентов — то, что мы привыкли называть общежитиями, но в более комфортном и современном варианте, а уже к началу учебного года там поселятся первые студенты.
Также мы завершили проектирование второго этапа, в который входят еще шесть гостиниц общей площадью 61,7 тысячи квадратных метров. В ближайшее время мы получим положительное заключение Главгосэкспертизы и начнем строительство. Сейчас проектируем третий этап — учебно-научный комплекс площадью более 40 тысяч квадратных метров и многофункциональный административно-деловой центр площадью более 10 тысяч квадратных метров. Достроить всё планируется в 2026 году. Генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком проекта выступает компания «Голос Девелопмент», техническим заказчиком — ВТБ Девелопмент.
— Так много общежитий — это повысит привлекательность челябинских вузов для иногородних студентов?
— Мы надеемся, что создание новой инфраструктуры привлечет к нам больше талантливых студентов из ближайших регионов, а также повысит комфорт и качество обучения для челябинских студентов.
— Такой масштабный проект, который строится в одном из центральных районов города, наверняка как-то затронет окружающие объекты. Можете ли успокоить горожан на тему, лишатся ли они чего-то?
— Я думаю, что они больше приобретут, и речь тут не только о самом кампусе, как об инфраструктуре для проживания и обучения. Мы планируем территорию таким образом, чтобы она стала общегородским пространством, точкой притяжения для жителей и гостей города. Здесь будут малые архитектурные формы, места для отдыха, откроются кафе, небольшие магазины. Будут созданы игровые площадки, прогулочные зоны. Молодежная аудитория будет притягивать современный, активный бизнес, который оживит этот район, сделает его привлекательным — и не только для студентов.
Но стройка есть стройка — в ближайшее время начнутся строительные работы по второму этапу кампуса. Площадь требуется большая, а застройка вокруг достаточно плотная, поэтому мы задействуем территорию лыжероллерной трассы, а вокруг поставим забор — это делается для безопасности горожан.
Когда работы будут завершены, то лыжероллерная трасса будет реконструирована и снова доступна для всех. Территория в целом преобразится. И мы видим запрос на создание площадки, где смогут проводить время и родители с детьми, и взрослые, и люди старшего поколения, так что территория будет многофункциональной. Ну и поскольку кампус задуман все-таки как научно-исследовательский центр, дух складывающегося академгородка будет оказывать благоприятное влияние на подрастающее поколение. Те самые дети, которых сейчас возят в колясках, рано или поздно из этих колясок вырастут и, надеемся, что они захотят тут учиться и жить.
Еще один важный момент, который подтверждает наш ответственный подход. На территории, где будет кампус, находился яблоневый сад. Осенью, в благоприятный для пересадки период, вместе с научной группой ЧелГУ мы все деревья перенесли, чтобы его сохранить. Теперь они будут расти рядом с ботаническим садом. Что касается самого Ботанического сада ЧелГУ, то его работы по кампусу не затрагивают. Наоборот, мы делаем всё возможное, чтобы не беспокоить растительность на этой территории.
— Межуниверситетский кампус в Челябинске вошел в первую волну проектов президентской программы строительства кампусов. Сложно ли быть первыми — или наоборот есть азарт поэкспериментировать?
— Скорее, экспериментируют на нас (улыбается). А если серьезно, кампусы первой волны строятся помимо Челябинска еще в 7 регионах, и все мы, конечно, немного «подсматриваем» друг за другом. Но всё равно каждый проект уникален, а аналогов, на чьи решения мы могли бы опираться, нет. Начнем с того, что в принципе у нас не существовало с юридической точки зрения такого понятия как «кампус», а значит, и нормативов для них. Поэтому нам с нуля приходится обосновывать инвестиции, защищать технические решения при прохождении Главгосэкспертизы и т. п. По сути, именно на кампусах первой волны «на практике» отрабатывается взаимодействие с концессионерами, отчетность, стандарты — в общем, становится понятно, насколько эффективна такая модель работы. Ведь надо, чтобы проект был не только уникальным, но и востребованным.
Челябинску еще сложнее в том, что наш проект межвузовский — в других городах все кампусы рассчитаны на то, что им будет управлять один вуз. А здесь вузы совместно будут использовать общую инфраструктуру по заявкам, которые формируются заранее. И уже сейчас каждый вуз говорит, что ему нужно от будущего кампуса. Напомню, что у нас в проекте пять вузов из Челябинска и один — из Магнитогорска, а один из участников — частное учебное заведение. Да, у нас есть два «локомотива» — ЧелГУ и ЮУрГУ, но все вузы показывают максимальную вовлеченность и заинтересованность.
— Примеров такой совместной эксплуатации в России до сих пор не было?
— Да, это будет такое первое межвузовское пространство. Причем еще и вузы собрались разнонаправленные. Если два из них в целом технической направленности, то в остальных и медики, и дизайнеры — и у всех свои потребности. А создавая кампус, мы должны ориентироваться не только на то, что нужно сейчас, но и на будущее. То есть не на старые программы обучения, а на создание университетского пространства нового типа. Именно поэтому мы планируем насытить научный центр разнообразными лабораториями для индивидуальной работы, чтобы студенты, молодые ученые могли создавать свои стартапы. А мы готовим инфраструктуру для того, чтобы развивались технологии, необходимые стране.
— Как же всё это вместе соединить?
— Концепция кампуса рождается прямо сейчас — и это нелегкий процесс, так как проектировать научные мощности приходится с расчетом на будущее. Поэтому мы привлекли Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), который уже стал признанным центром технологических компетенций и интегратором программ национального масштаба. Кроме того, у него есть опыт создания стартапов на базе вуза, что необходимо и нам в проекте. Сейчас уже понятно, что базовыми в кампусе будут три направления: специальное машиностроение, новые материалы и живые системы (экология, биология, генетика). Ну а сквозной темой станут информационные технологии и искусственный интеллект, которые объединят их на общей платформе.
— Государственно-частное партнерство предполагает возврат инвестиций. На чём будет зарабатывать кампус?
— Доход мы планируем получать от операционной деятельности, включая сдачу в аренду гостиниц, объектов образовательной и коммерческой инфраструктуры.
Вообще, если говорить об инвестициях, то одна из целей кампуса — вывести его со временем на самоокупаемость за счет создания проектов, стартапов и реализации технологий, которые нужны и государству, и бизнесу. Это большая совместная работа вузов резидентов, технологических партнеров, бизнес-сообщества и правительства Челябинской области. Создание инфраструктуры кампуса — это одно из условий, в которых такая деятельность может развиваться.
— Как распределяется финансирование между участниками проекта?
— Примерно половина — это капитальный грант, который финансируется на 90% из федерального и на 10% из регионального бюджетов. Вторую половину обеспечат частные вложения, в том числе кредиты.
— Какова роль местных властей в развитии этого проекта?
— Проект по созданию кампуса является частью национального проекта «Наука и университеты», который реализуется по поручению президента РФ. Челябинская область включилась в его реализацию с самого начала. Профессиональная работа региональной команды во главе с губернатором позволила региону войти в первую волну отбора, выдержав серьезную конкурентную борьбу. Власти региона совместно с университетами-участниками определили научно-технологические приоритеты реализации кампусного проекта и сейчас ведут активную работу по наполнению содержанием учебно-научной функции создаваемой инфраструктуры, привлекая к проекту ведущих индустриальных партнеров.
Хотя проект федеральный, он затрагивает очень много вопросов областного и городского уровня — это и организация парковки для посетителей кампуса и жителей близлежащих кварталов на прилегающей городской территории, и создание инженерных сетей, которые выходят за границу территории кампуса, согласование архитектурного облика и т. п. Поэтому в проект активно вовлечены и лично губернатор Алексей Текслер, и Министерство образования и науки Челябинской области, и администрация города Челябинска. И эта совместная слаженная работа позволяет нам идти строго по графику.