Недалеко от пересечения Университетской набережной и улицы Наркома Малышева в Челябинске огородили участок у реки Миасс. За глухим забором появились вагончики и строительная техника. Горожане тут же забеспокоились — очередная стройка на берегу? Редакция 74.RU выяснила, что возводить здесь ничего не будут — земля временно станет площадкой для сушки ила, который извлекут со дна реки.
Структура Министерства экологии — ОГКУ «ЦЭМ» — заключила контракт до конца 2028 года на реабилитацию реки Миасс в черте Челябинска с ООО «БМТ-Сервис» на 3,4 миллиарда рублей. В документах указано, что это лишь первый этап — от пруда Коммунар до пруда ЧГРЭС. Рассказываем, как это все должно происходить.
Компания «Баромембранная Технология — Сервис» («БМТ-Сервис») создана в 2019 году во Владимире. Занимается производством оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей, численность сотрудников — 15 человек. Директором является Иван Ерогин, ему же принадлежит 10 % компании. Основной владелец «БМТ-Сервис» — Михаил Буторин (90 %). По данным «Контур.Фокуса», в 2020 году выручка компании составила 1,4 миллиарда рублей (рост на 146 %), чистая прибыль — 15,2 миллиона. В 2023 году эта же компания получила контракт на обслуживание закрытой челябинской свалки.
«Ил намывался 50 лет»
По данным компании, которая готовила проект — ООО «ГеоТехПроект» — почти на 10-километровом участке дна Миасса лежит 11 миллионов кубометров ила. Это так много, что река на две трети завалена этими отложениями — где-то они уже торчат из воды. Из-за этого Миасс местами больше напоминает болото. Подрядчик должен будет вытащить семь миллионов кубометров грязи — еще четыре находятся близ инженерных сооружений, которые нельзя трогать. Об этом рассказал директор «БМТ-Сервис» Иван Ерогин.
— Грубо говоря, реки в Челябинске нет — это, скорее, каскад гидротехнических сооружений: несколько плотин в центре города формируют большие заводи, — объяснил Иван Ерогин. — А плотина — это преграда для ила. Он намывался последние 50 лет, с момента строительства этих гидротехнических сооружений из-за сброса снега и всего остального. Если не было бы плотин, то Миасс был бы быстрее, все проносилось и не намывалось. Большое количество ила не очень хорошо с точки зрения экологии, потому что он гниет, тем самым выделяет определенные вещества, которые мешают развиваться некоторым видам растений, которые растут в реках, но начинают расти болотные. Поэтому сменяются рыбы: которые раньше жили, сейчас уже там не могут существовать и так далее.
«Ил будет выжиматься, как творог через марлю»
Работать будут два земснаряда-амфибии типа тех, которые полтора года назад чистили реку от мусора и зарослей, но больше, мощнее. Специальным землесосом машина будет откачивать ил и по трубам переправлять на берег. Чтобы эта жижа не воняла в центре города, ее запакуют в специальные геотубы — там она будет отлеживаться с коагулянтами и высыхать в течение года. Из семи миллионов кубов мокрого ила должно получиться 600–700 тысяч кубометров сухого.
— На площадки мы не просто выливаем ил — он бы пах, что неприемлемо в городе. Он будет собираться в специальные текстильные контейнеры от 400 до 1000 кубометров. В них он будет выжиматься, как творог через марлю, — образно объяснил Иван Ерогин. — Лишняя вода будет уходить на очистные сооружения, а после — сбрасываться обратно в реку. В этих геоконтейнерах ил вылежит, полностью обезводится, после этого мы его вывезем. Было очень много вопросов относительно качества этого ила, нужно ли размещать на [мусорном] полигоне. Мы провели изыскания и пришли к выводу, что качество ила соответствующее, и он не является отходом. Поэтому обезвоженный он будет использоваться для рекультивации иловых карт очистных сооружений Челябинска.
Последние работы машина-амфибия, по плану, должна завершить в 2027 году, а в 2028 подрядчику останется вывезти ил и привести площадки для складирования в порядок. Одна из причин, почему проект растягивается на большой срок, — нехватка места для отлеживания ила.
В проекте в качестве примера машины-амфибии представлен агрегат Watermaster. Мы нашли видео от производителя, в котором показано, как они работают.
ООО «ГеоТехПроект» зарегистрировано в 2010 году в Красноярске. По данным сервиса «Контур.Фокус», владеет компанией гендиректор Андрей Мордвинов, директором по защите гостайны значится Наталья Белоглазова. На конец 2022 года выручка компании составила 777,8 миллионов рублей, чистая прибыль — 3,3 миллиона. Это та же компания, которая делала проекты рекультивации челябинской и магнитогорской городских свалок.
«Будем ликвидировать намытые острова»
В первую очередь работы начнут проводить на пруду Коммунар и в центре города — уберут иловые «острова». Например тот, который находится у улицы 8 Марта. Об этом 74.RU рассказал заместитель губернатора Челябинской области Александр Козлов.
— Мы начнем сверху по течению, с пруда Коммунар, а параллельно в центре города будем ликвидировать намытые острова — они мешают воде течь, и так далее. Один есть около «Мегаполиса» — его образование связано с некоторыми процессами 90-х годов — там же просто снег валили в реку; плюс там ливневка сливается — все это грязевое и намыло остров. У нас будут работать на реке два земснаряда одновременно.
По словам Ивана Ерогина, работы будут проводить в теплое время года за исключением нерестового периода (с начала мая по середину июня). Изменять рельеф дна, контур берегов не будут.
ОГКУ «Центр Экологического Мониторинга» (ЦЭМ) было зарегистрировано в январе 2017 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», исполняет обязанности начальника учреждения Сергей Сорокин. Учредителем указано министерство экологии Челябинской области. Именно это ОГУК курирует систему мониторинга воздуха, а также ранее заказывало очистку реки Миасс от мусора и травы.
«Нужно кроме речки еще и ливневые стоки очищать»
Недавно в Челябинске презентовали концепцию развития набережной в центре города, в том числе — на участке возле ЖК «Манхэттен». Именно там сделали одну из площадок для складирования ила.
— Мы сейчас как раз с городом стыкуем график выполнения работ, чтобы мы могли почистить [реку] до строительства набережной, — рассказал вице-губернатор Александр Козлов. — Потому что после строительства мы там сделать площадку не сможем. Более того, есть идея использовать очистные сооружения, [которые поставят для очистки иловых вод] после строительства этой набережной, чтобы чистить ливневые стоки. Потому что у нас сейчас основная история: кроме чистки речки, нужно еще и ливневые стоки очищать.
«Сумма будет, возможно, корректироваться»
Минэкологии несколько раз пыталось сделать проект реабилитации реки, но всё шло не так и срывалось, были даже суды. Александр Козлов объяснил, что чиновников не устраивало качество исполнения и подход подрядчиков. «ГеоТехПроект» за год подготовил пакет документов, 18 декабря проект уже прошел госэкспертизу. Через неделю, 25 декабря, заключили контракт с исполнителем — компанией «БМТ-Сервис». Правда, минэкологии отчитывалось, что фирма приступила к организации площадки у пруда Коммунар еще в ноябре, и тогда же с ней якобы заключили контракт.
— Когда мы проект делали, то отдельно выделили первый этап с подготовительными мероприятиями, — объяснил Александр Козлов. — И в экспертизу занесли первый этап пораньше, чтобы [быстрее] выйти из нее. Экспертиза сметной стоимости на подготовительную площадку [у пруда Коммунар] прошла, а весь остальной проект, который до 2028 года будет продолжаться, смотрели дольше, и он из экспертизы вышел только в конце ноября (на самом деле, заключение экспертизы было получено 18 декабря — Прим. ред.)
«ГеоТехПроект» разрабатывал проект рекультивации челябинской городской свалки, а «БМТ-Сервис» сейчас занимается ее содержанием. Александр Козлов объяснил это опытом компаний по работе над сложными проектами.
— Мы смотрели, в первую очередь, опыт работы, чтобы он (подрядчик — Прим. ред) был способен выполнить эти работы качественно, — объяснил вице-губернатор. — Ранее мы выбирали подрядчика, а потом вынуждены были расторгать контракт, потому что он не мог с должным качеством выполнить работы на этом достаточно сложном проекте. Мы знали, что эти подрядчики способны сделать работы. Более того, в Казани «БМТ-Сервис» выполняет даже более сложный проект, чем у нас — ила больше. Этот проект был представлен Минприродой России, как лучшая практика. Мы понимаем, что компания умеет отложения извлекать, формировать очистные сооружения.
Сумму контракта в 3,4 миллиарда рублей Александр Козлов объяснил сложностью проекта, необходимостью специализированной техники, закупки реагентов для высыхания ила, геотуб.
— Надо просто понимать, что контракт многолетний. Экспертизу прошли, они там всё достоверно посчитали, — заверил Александр Козлов. — Однако сумма будет, возможно, корректироваться — всё зависит от того, как инфляция будет идти, с чем мы столкнемся в ходе исполнения. Это нормальная практика при строительстве. Может быть и такое, что контракт удешевится.
Вице-губернатор подчеркнул, что министерству экологии дали поручение работать с общественниками, отслеживать тревожные сообщения.
— Есть поручение губернатора при реализации этого проекта привлекать заинтересованную общественность, чтобы они все этапы видели, что-то подсказывали, потому что в итоге результат должен нам всем понравиться и быть достигнут в оптимальные сроки, с минимальными возможными затратами. Нам нужно другое качество водного объекта, — резюмировал Козлов. — Мы очень хотим, чтобы все гордились рекой Миасс.
Заметим, что река в Челябинске — объект особого интереса и переживания горожан. И любой процесс вокруг нее вызывает острую реакцию. Этой зимой возмущение вызвало складирование на берегах реки грязного снега, растаявшая жижа от которого весной окажется в водоеме. А чуть раньше бурное обсуждение возникло после заключения в декабре контракта на 110 миллионов рублей на подсветку безобразно выглядящих подпорных стенок реки Миасс в центре города.