Ѕорис  аплун, ударник ансамбл€ «јриэль»: «я не  аплун, но €  аплун»
Ѕорис  аплун, ударник ансамбл€ «јриэль»: «я не  аплун, но €  аплун»
ѕоклонники «јриэл€» и сегодн€ хран€т верность ансамблю. ¬иниловые диски с «золотыми» хитами 70-х и 80-х бережно передаютс€ по наследству в чел€бинских семь€х.  ак сегодн€ живет «јриэль»? ѕринимает ли его новое поколение? ¬озможен ли «римейк» ансамбл€? Ќельз€ было не задать этих вопросов сегодн€шнему гостю нашей редакции – ударнику «јриэл€» Ѕорису  аплуну. Ќо больша€ часть вопросов, конечно же, касалась личности самого Ѕориса ‘едоровича – замечательного рассказчика, талантливого музыканта, человека, сохранившего искренность, необыкновенную доброту и широту души. Ѕорис  аплун не скрывал ностальгии по золотым временам «јриэл€», по той дружбе и жажде творчества, которые св€зывали знаменитую шестерку ярушин- аплун-√уров-√епп-Ўариков-јнтонов.

јнгел-хранитель

¬ы родились в ќренбурге, но, суд€ по фамилии, у ваших предков не российские корни?

– ƒа, корни мои из ћолдавии. » фамили€ мо€ вовсе не  аплун, а  апул. Ўла война, отец с первой женой и детьми были эвакуированы из ћолдавии. ѕо дороге пароход, на котором плыли, попал под бомбежку. ¬с€ семь€ погибла, отца спасли. » он приехал в ќренбург без паспорта, документ был потер€н, и в этом нет ничего удивительного. Ќо в военное врем€, сами знаете, что могло быть за потерю документа. ќтцу повезло – есть у нашей семьи, видно, ангел-хранитель – удалось сделать паспорт. “олько ошибку допустили, вписыва€ фамилию. » невозможно было пойти и сказать: вы ошиблись. Ќевозможно! —пасибо, что паспорт дали, а не дело завели. ¬от так € стал  аплуном, маленьким каплуненком. (—меетс€.) ѕолучаетс€, € не  аплун, но € –  аплун.

ј мама ваша из ќренбурга?

– Ќет, мама тоже была эвакуирована во врем€ войны, но с ”краины. ћуж ее первый был политруком, погиб в первые дни войны. ” мен€ есть старший брат јлександр, на 12 лет старше, это сын от первого маминого брака. ќн теперь живет в ѕитере, после окончани€ кораблестроительного института какое-то врем€ строил корабли, но потом по комсомольскому призыву пришел на Ћќћќ. “ак там и осталс€, сегодн€ руководит музеем Ћќћќ.  ака€ должность чудна€, он историю нашу знает по архивным документам. » такие вещи рассказывает, когда приезжаю к нему!

¬ ћолдавии остались родственники?

– ¬ детстве € часто ездил в ћолдавию с отцом. Ќо сейчас почти все родственники живут в √ермании: тетки, д€дьки мои, их дети и внуки. Ёмигрировали во врем€ войны в ѕриднестровье, когда бомбили “ирасполь. ѕопросили убежища в √ермании. “еперь они уже там корни пустили и все врем€ зовут мен€ в гости.

–одители после войны не захотели вернутьс€ в ћолдавию или ”краину?

– ќренбург стал родным городом, там они познакомились, € там родилс€. ќтец всю жизнь вагранщиком на заводе проработал. ќн очень рано ушел от нас – в 51 год. ƒавление было высокое, как он с таким давлением работал у вагранки? ј как отец мой пел! Ќасто€щий драматический тенор. я все врем€ молил Ѕога: дай хоть маленькую частичку от голоса отца. ѕению он никогда не училс€, просто по слуху пел италь€нскую музыку. ¬ ћолдавии выступал на самоде€тельной сцене, но потом война... ј когда € родилс€ – все внимание мне.

ј мама? »звестно, что украинские голоса тоже хороши.

– ƒа, она пела в самоде€тельности в ќренбурге: «јх, —амара-городок». ¬от уж кто выступал! ћама была хорошей чтицей и актрисой – как она читала со сцены! » любила это дело.

ѕрощание со скрипкой

¬ музыкальной школе и в музучилище ќренбурга вы учились играть на скрипке.  ак можно было потом промен€ть скрипку на барабаны?

– (—меетс€.) Ћегко. —крипка – это индивидуальна€ штука, ей надо было отдать всю жизнь. «√орб» иметь, чтобы играть по 8-10 часов в сутки. ј мен€ более увлекала эстрадна€ музыка. » потом, барабаны – это же целый оркестр! я и в школе музыкальной, и в училище пробовал себ€ на барабанах, мен€ приглашали даже во взрослые эстрадные джазовые оркестры. » мне это ужасно нравилось.

“о есть вы признаетесь, что ленились на скрипке по 8-10 часов играть?

– ј когда мне было этим заниматьс€, если «художественна€ самонаде€нность» захлестнула мен€ «по самое не хочу»? Ќекогда. » € серьезно о скрипке никогда не думал, € думал о дирижировании.

“о есть в „ел€бинский институт культуры вы приехали поступать на дирижерско-хоровое?

–  ак ни странно, на скрипку. Ѕыло тогда в институте культуры скрипичное отделение с консерваторским уклоном. я там два года проучилс€ и отделение расформировали. ¬от тогда € пошел на дирижерско-хоровое. ј так как в 1970 году началась мо€ эпопе€ с «јриэлем», и мне там понравилось, € стал всерьез заниматьс€ на барабанах. » полюбил их, и был любим, поэтому безболезненно перенес расставание со скрипкой.

ƒома иногда берете в руки скрипку?

– ”же давно не беру. ” мен€ собака, и, когда € достаю скрипку, она так лает – просто невозможно. —овсем недавно, когда собака была на даче, € достал свою скрипку, протер пыль... и пон€л, что уже так далеко от этого инструмента и он от мен€, что мен€ совсем не т€нет эти звуки извлекать. ∆изнь скрипача закончилась. Ќо когда-то играл на скрипке в «јриэле», были у нас произведени€, где приходилось одновременно играть на скрипке и барабанах – маленький такой феномен. »ли цирк.

≈сли говорить о школе обычной, сколько ей удел€лось внимани€?

– ќчень мало, неверо€тно мало. ѕотому что, как только начал учитьс€, сразу попал на сцену.  ружок, музыкальна€ школа, спорт. ¬ третьем классе € сильно спортом увлекс€, даже вопрос сто€л: музыка или спорт? я занималс€ боксом и делал успехи, тренер говорил: «Ѕрось ты скрипку, ну, смешно – мальчик и скрипка. ” теб€ все хорошо на ринге, давай заниматьс€ серьезно». » вот, надо было ехать на соревновани€, € вынужден был сказать об этом педагогу по музыке.  огда он узнал, что € занимаюсь боксом, то вскричал просто: «—крипку положи мне на стол и пошел вон отсюда»! ¬от тогда € всерьез задумалс€.

» музыка победила. —порт € не бросил, но занималс€ уже не на результат, а дл€ себ€. «ато музыкой начал заниматьс€ более серьезно и все стало получатьс€, музыкальную школу окончил хорошо и был прин€т в музучилище. Ќа п€терки окончил училище, все как-то чудно образовывалось, играл серьезные вещи и поехал со всей группой поступать в консерваторию ”фы. ≈динственный получил там на вступительных четверку по специальности. ј потом двойку по истории. Ќа столе лежали справочники по истории, € открыл и оказалось, что в корочках от справочника спр€тан учебник. ј вопрос мне попалс€ классный, € его знал: декабристы – мо€ любима€ тема. ѕоэтому € тут же подн€л руку и стал говорить, что вот така€ ситуаци€ со справочником. ћне, конечно, никто не поверил. –ешили, что этот учебник пронес €. ћы с педагогом отправились к ректору, а тот: «я бы с удовольствием, но дадим ему пересдать – все завоют и зарыдают». ќднако вс€ эта истори€ не была трагедией дл€ мен€, вз€л скрипку под мышку и поехал в „ел€бу. ѕриезжаю, а город – красавец! я увидел вокзал и подумал: «¬от это да! Ёто, как ћосква, наверное». Ќа трамвае приехал в институт культуры, сдал документы, отыграл по специальности и мен€ зачислили.

“о есть с немузыкальными предметами проблем никогда не было?

– ƒа были, потому что никогда не учил. Ќо € не троечник, нет, € – твердый хорошист.

ѕервым был «јриэль»

¬стреча с «јриэлем» – это была не только т€га к творчеству, но необходимость зарабатывать деньги?

– Ѕезусловно. ћаме т€жело было мне помогать. —амое большее, что она могла послать от силы рублей 20, стипенди€ была 25 рублей. ј мне приходилось сначала квартиру снимать, общаги не давали первый год. » не было у мен€ стремлени€ попасть именно в «јриэль» или в «ѕесн€ры» мне это было до фонар€.  уда устро€т, где сгожусь – там и останусь. “ак и получилось. —тас √епп отвел мен€ во ƒворец спорта «ёность», где ¬алера ярушин играл танцы. ¬се очень спонтанно.

—колько тогда можно было заработать на танцах?

– –ублей 50-60 в мес€ц. Ќо мы на эти деньги не шиковали. ѕравда, с Ћевой (Ћев √уров. – ѕрим. автора) могли себе позволить зайти в ресторан, вз€ть бутылку водки и два шницел€ по-чел€бински. Ёто стоило 10 рублей.

Ќо, наверное, хотелось стильно одеватьс€?

– ƒл€ мен€ одежда никогда не была целью. „то есть, то и носил. Ќо у нас были плащи из болоньи – зеленые, красные, голубые, черные, синие, которые сворачивались в комок и входили в карман брюк. ≈сли ты – обладатель этого плаща, а стоил он, по-моему, полтинник, это было все! ” нас такие плащи были, еще бы их не было, мы же играли на танцах в ∆ƒ! Ќам без такого плаща было невозможно.

“огда на танцах играли уже в специально сшитых дл€ ¬»ј костюмах?

– Ќет, в своей одежде. ‘орма по€вилась, когда мы стали ездить на конкурсы. —еребр€ные расписные камзолы с высокими воротниками, белые рубашки навыпуск – о-о-о!  расота необыкновенна€. Ёто было в ƒ  „“ѕ«.

 огда по€вилось ощущение, что вы можете больше, чем танцы?

– ќбнадежил нас конкурс «јлло, мы ищем таланты». ћы, чтобы участвовать в нем, поехали в ≈катеринбург. ¬ел программу —аша ћасл€ков. “ам и пон€ли, что лучше всех. ћы привезли русскую народную песню «ќй, мороз, мороз», разложив ее на голоса. » все тогда прибежали к нам за кулисы: «ƒа вы “ѕесн€ры”!» Ѕыло €сно, что надо продолжать эту линию – обработку народных песен, что у нас хорошо подобраны голоса. ћы шли на лауреатов, но... был там ансамбль «ялла». » ћасл€ков сказал: «–еб€т, вы лучшие, но давайте «ялле» отдадим первое место?» «ƒа Ѕог с вами, забирайте! ќни нам портвейн постав€т и замечательно!» «ялла» нам поставили портвейн и подарили большой барабан. Ќо потом получилось очень непри€тно, потому что они повезли в ћоскву «ќй, мороз, мороз» в нашей обработке! ѕравда, вокально спеть ее, как это делали мы, не смогли. » таки спели там на телевидении. я эту запись увидел недавно и обалдел: мы не знали об этом. “о есть нас тогда сильно обманули. Ќо мы были молодыми и имели самое главное чувство самодостаточности.

¬ 1971 году «јриэль» поехал в √орький и стал там лауреатом конкурса «—еребр€ные струны». ј € с —ашей √радским разделил первую премию как солист. ѕеред поездкой, помню, мы ночь сидели и думали, чем бы их удивить и удивили. —делали большую композицию «ќтдавали молоду», спели ««олодые сны» The Beatles и «ќтставала лебедушка». ¬есь √орький собралс€ вокруг нас и вс€ ћосква. ¬опроса не сто€ло: кто? ѕервым был «јриэль». ќ нас заговорили, много писали. “от конкурс расставил все по местам. ј в 1972 году конкурс в Ћиепае это подтвердил.

Ќо вас туда не хотели отпускать?

– ƒа, была за€вка, но нам не разрешали ехать. ƒл€ ”рала ѕрибалтика была заграницей. » денег нам не дали, сказали: «Ќикуда вы не поедете, что это еще за конкурс?» » тогда мы продали гитару – св€тое! Ќа эти деньги и поехали: нас ждали, и жить было где. ћы стали разорвавшейс€ бомбой на конкурсе – лауреатами и геро€ми. –аймонд ѕаулс, который был в жюри, предложил нам исполнить его музыку. » мы с ним записали пластинку «ќрган в ночи».

«Ќе могли жить друг без друга»

Ѕорис  аплун, ударник ансамбл€ «јриэль»: «я не  аплун, но €  аплун»

“акое впечатление, что все давалось вам очень легко.

– Ќа самом деле легко, потому что мы были молодыми.

Ќо ведь не раз вставал вопрос – быть или не быть группе «јриэль»?

– ¬ 1973 году, когда мы с ѕаулсом записали пластинку «ќрган в ночи» и вернулись из ѕрибалтики, в институте висел приказ о моем исключении и ¬олоди  индинова, который работал тогда у нас.  ак вы€снилось, мы нарушили «закон» – нельз€ было ехать, а мы поехали. ћен€ к ректору потащили, сказали: восстановим, если ты отречешьс€ от «јриэл€» и забудешь это слово. ќни хотели расколоть коллектив, потому что после исключени€ из института мне бы пришлось уйти в армию...

–азбежатьс€ мы могли и в 1975 году, когда впервые поехали за границу (√ермани€, „ехи€, ѕольша).“ам некоторые почувствовали себ€ очень рафинированными музыкантами в отличие от ярушина, и мне пришлось встать на его сторону. ”спокаивать ¬алеру: «Ќу, ладно, разбежимс€, в конце концов, можно собрать еще один коллектив и сделать еще один ансамбль». ћного пришлось приложить усилий, чтобы консолидировать группу и спасти от перспективы разбега. Ќелегко это было. ѕоэтому очень обидно вдруг стало, когда ярушин, недавно приезжавший в „ел€бинск, телеканалу «¬осточный экспресс» сказал про злополучный 1989 год, когда он ушел из коллектива, что во всем виноват  аплун: «Ёто он мне говорил: давай наберем новых музыкантов!» ќн перепутал временные рамки, это был не 1989 год, а 1975-й. —делал мен€ стрелочником.

ј что вас тогда, в семидес€тые, объедин€ло?

–  онечно, творчество. ¬се в далеком 1970 году сложилось как надо: голоса, €рушинское творчество, все – просто Ћуна и —олнце тогда над нами си€ли. «дорово было. ћузыканты все слабые, а в куче представл€ли собой необыкновенную силу и вызывали такой интерес.  аждый вложил то, что было у него, и получилс€ «јриэль». ѕоэтому € говорил ярушину: «ћы соберем другой коллектив, но такого уже не будет».

—амое €ркое ощущение в 70-е годы?

– Ёто 1971-1972 годы, когда сделали «ќтставала лебедушка», «ќтдавали молоду». ћы играли «ѕесн€рам» эти композиции, у них огромные глаза были – откуда на ”рале така€ композиционность?!  лассическа€! –убинштейновскую «Ќоченьку» мы тогда сделали в своем стиле. Ёто доставл€ло огромное, необыкновенное удовольствие. ѕотом были другие этапы мы стали старше и уже понимали, что представл€ем из себ€. ј вот юношеское созерцание – это был необыкновенный полет. ћы каждый день удивл€лись: неужели у нас это получаетс€?

Ќа что потратили тогда самый большой гонорар?

– (—меетс€.) ¬се купили мебель. ћы жили в автономном режиме тогда, смотрели друг на друга и покупали то же самое. ” нас были одинаковые пиджаки, одинакова€ мебель. ∆или таким вот музыкальным интернатом. ”жасно дружили, не могли жить друг без друга, ходили в гости друг к другу. «а столом никогда не получалось нормальной беседы. ѕришли на день рождени€, поздравили с первым стаканом, а со вторым уже все – начинали говорить о творчестве, о том, что необходимо сделать. » не проходило ни одного концерта, чтобы мы были всем довольны.

√овор€т, с возрастом у человека становитс€ меньше друзей?

– —огласен. —тановишьс€ философичнее. » в выборе друзей тоже. ѕросто многое начинаешь понимать. ¬ молодости не разбирались в люд€х вообще: говор€т комплименты, льют воду на нашу мельницу – и это замечательно. Ќо когда становишьс€ постарше, начинаешь распознавать в этом хоре и злые €зыки, и лесть злую.

— кем из «јриэл€» сохранились крепкие дружеские отношени€?

–  репких ни с кем. ћолодые реб€та, которые пришли к нам 17-18 лет назад, хорошие реб€та. Ќо сказать, что мы не можем жить друг без друга, как было тогда, когда мы поднимали п€титыс€чные дворцы спорта, этого нет. —ейчас у всех сво€ жизнь. ƒа, мы собираемс€ и едем на гастроли, это наша работа. Ќо собиратьс€ за единым столом и говорить о творчестве – этого уже нет. “от «јриэль» это та жизнь, а этот – немножко друга€ истори€.

Ќо вы до сих пор поете «живьем».

– ћы по-другому не можем, мы сделаны из этого теста.

Ќовые песни рождаютс€?

–   большому сожалению, уже нет.Ќо € все врем€ убеждаюсь, что нашим слушател€м нужны старые песни.  огда приезжаем на гастроли и выходим на сцену, из зала кричат: «“Ѕабу ягу” давай!», «¬ краю магнолий!»... ћы записали диск бардовских песен в аранжировке —таса √еппа. «ѕереведи мен€ через ћайдан», считаю, просто вышак сегодн€. ¬ јмерике наш диск Beatles in the Russians разошелс€ мгновенно. ¬ерси€ обалденна€ – такой The Beatles, каким мы его слышали в 60-х. ярушин, правда, обгадил эту пластинку. ќн кричал: « ак вы могли?! Ѕитломаны от вас отвернутс€!» ј мы могли. Ќикто так не увидел The Beatles еще. » мы этим гордимс€.

Ѕренд в комнатушке

“огда, в 70-х, вас знали все, вы снимались в фильме с ѕугачевой и ќбодзинским.  азалось бы, сам Ѕог велел – подн€тьс€ и улететь из „ел€бинска в столицы, в тусовку...

– Ќе было даже в мысл€х. «емл€ нас чел€бинска€ держала, мы здесь столько пережили: победили, были биты и подн€лись из этого, всем доказали, что мы стоим чего-то, и с нами стали считатьс€ и говорить: «јриэль» бренд „ел€бинска». Ёто же здорово! ј ћосква все рассасывает, раздергивает, раствор€ет... ћы тогда уже прекрасно понимали, что не смогли бы там жить. ’от€ был период, когда мы в „ел€бинске оказались в вакууме, нас отовсюду выгон€ли. » мы пожаловались ѕаулсу, он готов был нам предоставить общежитие и потом жилье в –иге, он понимал, что мы из себ€ представл€ем, и что никто другой так не спел бы «ќрган в ночи»... «ато сегодн€, когда в столицы уехали «„айфы», все уехали, мы остались здесь самые любимые, самые востребованные на ”рале и в —ибири. ћы частые гости повсюду.

ћолодежь приходит на ваши концерты?

– ћного. ¬от в  агалым приехали – пришли на наш концерт молодые люди и пытливо сидели до конца. ћожет быть они с нами в чем-то не согласны, может быть это не их музыка, но как не пон€ть «¬ краю магнолий» что там непон€тного? »ли «ѕесню про Ѕабу ягу»?  ак не пон€ть самое любимое из ћит€ева, что мы играем? Ёто общечеловеческие ценности в музыке. Ќет, нас очень хорошо сегодн€ встречают. ј сколько мы играем на дн€х рождени€ городов, на площад€х, где собираетс€ практически одна молодежь... » никто не уходит.

ѕомогаете советом сегодн€шним молодым талантам?

– «овут в јкадемию культуры преподавать, но € пока не решилс€, не готов. ≈динственное, чем занимаюсь, езжу по конкурсам и работаю в жюри. Ќа конкурсе «ѕесн€ не знает границ» с јлександрой ѕахмутовой сижу уже шесть лет. ќб€зательно тащу с собой «јриэль», и мы выступаем, даем мастер-классы.

Ќет желани€ воспитать на смену «јриэлю» подобный музыкальный коллектив?

– ” мен€ давно есть така€ иде€, но у нас сегодн€ даже помещени€ своего нет. јрендуем малюсенькую комнатушку, где просто стоит аппаратура.

 ак так, вы же бренд города?

– ѕри ¬€чеславе “арасове хотели уйти в муниципалку, потому что она давала свободу, можно было не думать о хлебе насущном, а заниматьс€ творчеством, работать с детьми. Ќо “арасов откликнулс€ на «ƒиксиленд». — тех пор никуда не ходим. «ато никаких политических проблем, есть только работа.

Ѕорис  аплун, ударник ансамбл€ «јриэль»: «я не  аплун, но €  аплун»
„то сегодн€ в эстраде нашей очень радует, а что может быть ужасно злит?

– «л€т одни и те же физиономии на телеэкране, видеть их уже не могу. ќдно и то же: формат и фанера. ≈ще и поэтому мы всем противопоставл€ем «живой» звук на сцене. ј нравитс€ нова€ программа «ћинута славы», она дает возможность творчески про€витьс€ любому человеку, кто этого пожелает. ≈сли бы эта «ћинута славы» на минуточку стала профессиональнее и серьезнее, то есть пошел бы отбор зерен, то лет через п€ть мы получили бы новые имена. ѕотому что «‘абрика» навредила всем и вс€, она не вы€вила таланты, а еще больше закрепила формат.

ћожно нечто подобное «ћинуте славы» сделать на региональном уровне?

– ћожно сделать все что угодно. Ќо никаких предложений не было. ” нас очень талантлива€ область.  акие голоса! Ќедавно открыли девочку, котора€ голосом подражает любой певчей птице. Ёто в „ел€бинской области. ћосква заинтересовалась, из √несинки приезжали педагоги.

 то стрижет знаменитые усы

¬ернемс€ в 70-е, 80-е. Ѕыл безумный творческий процесс, и в это же врем€ в ваших семь€х рождались дети, когда вы успевали их воспитывать? ¬аши сыновь€, как вы€снилось, тоже очень талантливы.

– ƒа, дети замечательные. ћне кажетс€, как-то само собой это все получалось – воспитание. Ќаверное, хватало того, что дети нас видели, ездили с нами на гастроли, учились при нас. ѕотом ходили в музыкальную школу, и мы могли им сказать: «„то же ты ничего не делаешь? ѕосмотри на своего папу!» —ейчас говорим уже «дедушку». (—меетс€.) ѕотому что то же самое сегодн€ происходит с моими внучками. ” старшего сына јлександра дочке шесть лет, а у младшего нашего – Ћешки – год и два мес€ца. ƒве девчонки у мен€ – это же замечательно! ѕотр€сающе! Ќикогда не ожидал, что это будет так тепло и красиво.

—ыновь€ в ћоскве?

– ƒа, и если есть кака€-то окази€, радуюсь и спешу их повидать.

¬ы советовали дет€м, что выбрать в этой жизни?

– Ќет, советов не давал. ѕросто говорил, что надо заниматьс€ серьезно, надо работать. —аша окончил наше музыкальное училище, полетел в ћоскву и поступил в √несинку – 10 человек на место. ƒвое из „ел€бинска тогда поступили. ќн училс€ звукорежиссуре, хот€ прекрасный пианист. — Ћешей тоже особых проблем не было, он хотел заниматьс€ джазовой музыкой – поступил в джазовый колледж на ќстроженке, во второй год учебы собрал свой ансамбль. я помог ему купить инструменты. ј потом, когда его позвали в Uma2rman, он бросил колледж и поехал на гастроли. ”же шесть лет в группе, и ему это нравитс€.

ј вам нравитс€, что Uma2rman делает сегодн€?

– —егодн€ – нет, а то, что было раньше – очень. ѕервые концерты – просто чудные. » «ƒевушка ѕрасковь€», и «—трела», весь альбом очень чувственный, нежный, индивидуальный. ¬идимо, ћосква стирает искренность, она много чего стирает. Ќо, надеюсь, ¬ладимира  ристовского трудно стереть до конца, он закоренелый нижегородец.

јктивна€ поддержка детей не только морально, но материально иждивенчества не рождает?

– ¬от мы со —тасом (–остислав √епп. – прим. автора) часто разговариваем об этом. ” нас разные платформы – он дет€м не помогает, считает, что сами должны пробитьс€ в этой жизни. Ќаверное, правильно. ” мен€ старший тоже все своим трудом, свои горбом. ј младшему € помогаю, он же младшенький, слабенький. ≈сть у него нотка така€: «ѕап, ну сейчас так сложно»... » € его понимаю. я считаю, что дет€м надо помогать, если есть возможность. Ќадо помогать до определенной ступени. Ќу как же? ќн в ћоскве как маленька€ горошинка.

Ѕыли золотые времена и мириады поклонниц.  ак все это вытерпела жена?

– ћы уже 35 лет вместе. ¬се, что создано в нашей семье, создано ее терпением, ее потенциалом. ќна удивительно проникновенный и умный человек, внутренне очень цельный красивый человек.  онечно, ей было сложно: гастроли, огромное количество тех, кто хотел быть р€дом, за нами даже ездили поклонники и поклонницы. » надо было быть мудрым человеком, чтобы все это пон€ть, мо€ жена – такой человек. Ќо мы не давали поводов своим женам дл€ недовери€. ј еще были дети, которых надо было учить музыке. ќна была их первым учителем мо€ жена преподает музыку.

„ем сегодн€шний день вашей семьи отличаетс€ от дней прошедших?

– —егодн€ мы живем успехами наших детей и внучек. ¬от € прилетел в четыре утра из  агалыма, и мы начали говорить о том, что внучка путает большую терцию с малой, как же ей помочь-то? Ёто в четыре утра!!!

”даетс€ всей семьей собратьс€, отдохнуть вместе?

– ј как же? ” нас есть замечательный дом под ћиассом – большой, рубленый. Ќо не сам € его построил, мы купили его 14 лет назад по дешевке. —тоит дом в сосновом бору, озеро р€дом, до “урго€ка три километра. ¬се туда приезжают: дети, внучки. —обаку туда на все лето вывозим. “ам у нас и сад, и огородик. —ами всю закуску выращиваем. (—меетс€.) ¬сем родственникам хватает.

Ѕлагодар€ какой черте характера вы спасаетесь от всех неур€диц в этой жизни?

– ќ, не будь этой черты характера, € поубивал бы уже всех. я очень отходчивый человек и достаточно оптимистично смотрю на все. √оню от себ€ все дурные мысли. ћен€ мать всю жизнь учила: «»щи и в плохом хорошее».

ј с завистью как?

– ’ороша€ зависть была всегда.   музыкантам. Ёто помогает совершенствоватьс€. ј в остальном € не потребитель, спокойно ко всему отношусь. Ѕогатство? я душой богатый человек, могу поделитьс€.

Ќи у кого из «ариэлевцев» не возникает желани€ написать книгу о тех золотых временах?

– Ѕыло, но ярушин опередил, написал книгу «—удьба по имени “јриэль”». ѕравда, он рассмотрел одну концепцию, а есть еще и друга€. ќн ничего не сказал о творчестве нашего коллектива.  ак можно было написать книгу и ничего не сказать о том, как мы творили – это же самое главное! ј не то, где мы гул€ли и как выпивали с какими-то друзь€ми. «јриэль» это же наш цех, наша фабрика, наш маленький завод, в котором мы пытались себ€ найти. Ќаверное, стоит написать еще одну книгу.

» вопрос, который, наверное, никто еще не задавал: кто стрижет ваши шикарные усы?

– ¬от этой истории, действительно, еще никто не слышал. ѕро то, как усы по€вились, € рассказывал много раз.  огда “еодор ≈фимов предложил «јриэлю» свою песню про Ѕабу ягу, то сказал: «ћне бы хотелось, чтобы Ѕор€ спел эту песню, но надо образ какой-то поискать». я начал экспериментировать с усами и нашел вот эту форму. “акие усы нельз€ не заметить и теперь это уже бренд «јриэл€».  огда заказывают коллектив, всегда спрашивают: «јриэль» это там, где с усами?» (—меетс€.) ј усы € стригу, конечно же, сам. ∆ена не беретс€, боитс€.

“о есть вас можно назвать чел€бинским Ёркюлем ѕуаро?

– (—меетс€.) ¬полне.  аждый день вот так мучаюсь: надо сохранить очертани€ и добитьс€ того, чтобы один ус был симметричен другому. Ќичего не получаетс€ как правило. ƒо такой степени иногда уравн€ешь, что ничего не остаетс€ почти – страшно и горько.