≈вропейский разворот чел€бинского транспорта
≈вропейский разворот чел€бинского транспорта

—егодн€ транспортна€ отрасль „ел€бинска испытывает серьезные изменени€: предпри€ти€ наконец-то переход€т с советской плановой экономики на современные методы хоз€йствовани€. ќднако оптимизаци€ работы общественного транспорта вызывает множество вопросов у инженерно-технических работников. ќ переменах и перспективах одной из самых убыточных отраслей „ел€бинска рассказал начальник городского управлени€ транспорта  амил ћаматказин.

–  амил  аримович, в каком положении находились предпри€ти€ транспортной отрасли „ел€бинска еще год назад?

– ¬ прошлом году на транспортные организации города ушло около одного миллиарда рублей. Ёто огромна€ сумма, которую потратила муниципальна€ казна. Ќо при этом сами транспортники привыкли работать по старинке и не особенно задумываютс€, где и как можно сократить расходы. ћежду тем стоимость топливно-энергетических ресурсов повышаетс€ каждый год. ƒл€ оптимизации затрат на транспортную отрасль в администрации города разработана программа, направленна€ на улучшение качества транспортного обслуживани€ населени€. ќна включает в себ€ сокращение неэффективных расходов на содержание парков, увеличение результативности работы сотрудников предпри€тий. —овременные, европейские требовани€ к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли и внедрение инновационных технологий способно обеспечить его бесперебойную работу и снизить убытки.

– —колько денег нужно вложить в отрасль, чтобы она перестала быть убыточной?

– ƒело не в деньгах, а в правильном выстраивании работы. Ќедавно был на собрании в троллейбусном депо №1 и там рассказали, что расписание движени€ троллейбусов не мен€лось с 1977 года. —ами водители сетуют, что троллейбусы идут пустые, потому что выезжают в рейс, когда поток пассажиров уже исс€к. » наоборот, едут в депо, когда основна€ часть людей ждет машины на остановках. ¬ первую очередь транспортные предпри€ти€ должны отстроить регул€рность движени€ машин, чтобы не получалось, что в обеденное врем€, когда увеличиваетс€ пассажиропоток, наши водители едут в депо. √рафики движени€ должны быть выстроены четко, в соответствии с реальным потоком людей. Ќапример, до недавнего времени по отчетам регул€рность составл€ла 98%, а после установки системы √ЋќЌј—— датчики показали – не более 12%. √орожане при выходе на остановку знали, что муниципального транспорта или не будет на линии, или машины поедут друг за другом. Ёту ситуацию мы и хотим переломить. —егодн€ в транспортных предпри€ти€х теперь точно знают, какие маршруты пользуютс€ попул€рностью и где автобусы, трамваи и троллейбусы ждет пассажир. –егул€рность движени€ – один из эффективных способов привлечь людей в городской транспорт и повысить доходы предпри€тий. ¬от на четвертом автобусном маршруте транспортники уже сумели отстроить необходимый график, автобус ходит каждые четыре минуты. —разу повысилась выручка.

 амил  аримович ћаматказин родилс€ в “аджикистане в 1962 году. ќкончил „ел€бинский политехнический институт по специальности «јвтомобили и автомобильное хоз€йство». –аботал главным инженером и директором ћелеузовского ј“ѕ Ѕашавтотранса, замом, а затем и генеральным директором √”ѕ «Ѕашавтотранс» (крупнейший транспортный комплекс Ѕашкортостана), а также был депутатом √осударственного собрани€ –  урултай –еспублики Ѕашкортостан. Ќазначен начальником управлени€ транспорта „ел€бинска в апреле 2011 года. ќн сменил на этом посту јлександра „ерных. 

–  акие еще изменени€ ждут пассажиров?

– √орожане уже заметили по€вление 50 современных автобусов марки Ћиј«, которые обслуживают городские маршруты. »нтересно, что в новых автобусах нет случаев вандализма, никто не режет сидений и не разрисовывает салон. ≈сли мы заботимс€ о комфорте пассажиров, то и они отвечают нам тем же. ¬ыгоду получают и транспортные предпри€ти€ – новые машины в первые три года не требуют ремонта и замены запчастей, и на обслуживании таких автобусов транспортники существенно эконом€т. ¬ ближайшее врем€ число таких автобусов увеличитс€.

– –еально ли сделать городской транспорт конкурентоспособным?

– ≈сли по городу будут ходить красивые, чистые, удобные, комфортабельные машины, которые станут воврем€ подъезжать к остановкам, пассажир сам выберет самый удобный и выгодный дл€ себ€ транспорт. ≈сть задумка привлечь пассажиров безналичной формой оплаты проезда, позвол€ющей экономить немалые деньги.  ондукторы получат терминалы дл€ выдачи вместо билетов кассовых чеков, где указаны оплаченна€ за проезд сумма, врем€ поездки и название предпри€ти€, осуществл€вшего рейс. Ёто страховка дл€ всех пассажиров, которые всегда сумеют доказать, когда они передвигались на том или ином транспортном средстве. ј те, кто часто пользуетс€ общественным транспортом, смогут накапливать бесплатные поездки и другие бонусы с помощью электронной карты. ƒл€ владельцев такого электронного кошелька стоимость поездки может снижатьс€ до предела. Ёто тоже поможет привлечь пассажиров в муниципальный транспорт – ведь они получат реальную возможность планировать свои транспортные расходы. Ќе пострадают и социально незащищенные пассажиры, а транспортные предпри€ти€ будут точно знать, сколько они перевезли людей. Ёлектронный способ учета станет отличным инструментом контрол€ средств, выделенных транспортным предпри€ти€м.

–  ак улучшить регул€рность движени€ общественного транспорта?

– —егодн€ мы занимаемс€ изучением сложных перекрестков и особенно загруженных улиц, и в ближайшее врем€, надеюсь, там, где это возможно, по€в€тс€ выделенные полосы дл€ общественного транспорта, как это сделано во многих городах. ¬ ћоскве, например, они огорожены и оборудованы видеокамерами. ћашины станут двигатьс€ по своей полосе без помех, не будут сто€ть вместе с остальным потоком в пробках. ¬ правилах дорожного движени€ така€ возможность предусмотрена, а  одекс об административной ответственности предусматривает штрафы дл€ легковых автомобилей, заезжающих на «автобусную» полосу. «адача транспортных предпри€тий – организовать такую регул€рность движени€, чтобы автобусы и троллейбусы двигались с определенным интервалом, и пассажир всегда знал, когда подойдет к остановке нужное ему транспортное средство. ≈ще одно технологическое новшество – электронные табло, которые в будущем по€в€тс€ на каждой остановке. ќно будет св€зано с навигационной системой  всех трамваев, троллейбусов и автобусов, выехавшими на маршрут.

– —ократитс€ ли в рамках оптимизации отрасли количество депо в „ел€бинске?

– ƒепо никто не собираетс€ убирать или зарывать, а тем более продавать. ” каждого из существующих депо свои задачи. ѕервое трамвайное занимаетс€ эксплуатацией и капитальным ремонтом, второе – техническим ремонтом и техобслуживанием. — первым и вторым троллейбусными депо похожа€ ситуаци€. “ехобслуживание регламентировано, поэтому мы можем прогнозировать, скольким машинам и когда требуетс€ техобслуживание. ј отстаивать электротранспорт в депо – не разумно, поскольку значительные средства трат€тс€ на холостой пробег. —егодн€ после того, как организована сто€нка троллейбусов на конечных разворотных площадках, электротранспортники эконом€т 110 тыс€ч рублей в день. “ак много кривотолков вокруг перевода троллейбусов на конечные остановки по€вилось из-за того, что обыватели думали, что электромашины сто€т под крышей. Ќо на самом деле ни в одном городе троллейбусы не загон€ют в депо, они ночуют под открытым небом. “ак было и в „ел€бинске – электромашины просто выстраивались за забором депо.

– ћного разговоров возникает о планирующемс€ в св€зи с оптимизацией сокращением сотрудников…

– ќб этом говор€т те, кому хочетс€, чтобы оставша€с€ еще с советских времен система оплаты труда не мен€лась. „тобы оставалась уравниловка, и все получали одинаковую, но маленькую зарплату.  азалось бы, абсурд – каждый должен стремитьс€ зарабатывать больше, – но, оказываетс€, есть люди, которые цен€т работу, где не нужно прилагать никаких усилий и иметь массу свободного времени, пусть и за небольшие деньги. «арплата чел€бинских транспортников сегодн€ на самом деле очень низка€ и требует повышени€. »з-за маленького жаловани€ в отрасль не идет молодежь, не заманишь квалифицированных специалистов. ƒл€ того чтобы высвободить средства, в том числе и дл€ повышени€ оплаты труда, и задумана оптимизаци€ городского транспорта. Ќапример, выведение на аутсорсинг неспециализированных служб позволит платить люд€м по труду, приглашать на работу высококвалифицированных специалистов, усилить контроль за выполнением услуг. Ёксперимент по выведению ремонтных служб на аутсорсинг успешно прошел в „ј“. » если вчера зарплата у ремонтных рабочих составл€ла 10-11 тыс€ч рублей, сегодн€ у них есть возможность получать до 30 тыс€ч, работа€ по сдельному тарифу. √рамотна€ организаци€ рабочих процессов позвол€ет добиватьс€ высоких результатов труда. ѕрограммы, которые до недавнего времени использовали экономисты транспортных предпри€тий, были созданы буквально на коленке, а  их обслуживание обходилось в 60 тыс€ч рублей в мес€ц. ѕон€тно, что в таких услови€х контролировать расходование государственных средств практически невозможно, а тем более проводить реформы по сокращению затрат предпри€ти€.

—егодн€ все расчеты будут вестись в седьмой версии программы 1—, исчезнут ненужные траты на обслуживание программного продукта, а бухгалтеры будут быстро получать все необходимые данные по затратам предпри€ти€.

”вольн€ть и сокращать людей никто не собираетс€, а вот повысить производительность труда сегодн€ нужно. ¬ транспортных предпри€ти€х предлагают люд€м или переобучатьс€ и включатьс€ в новые технологические процессы, или переквалифицироватьс€ и работать по специальност€м, которые всегда востребованы – водител€ми, кондукторами, контролерами.

– Ѕудет ли обновл€тьс€ трамвайный парк?

– ѕока у администрации города нет средств дл€ приобретени€ новых трамваев, стоимость которых доходит до 30 миллионов рублей. Ќо все понимают, что электропарк устарел морально, физически и необходимо принимать меры, чтобы пассажиры имели возможность передвигатьс€ на комфортабельных и безопасных транспортных средствах. ћодернизаци€ трамвайного парка подразумевает полную замену всех устаревших деталей и оснащение энергосберегающим оборудованием. “акое усовершенствование электрических машин обходитс€ государству в разы дешевле, чем покупка новых. “ак что на линии выход€т не подвергшиес€ косметическому ремонту трамваи, как думают некоторые, а полностью обновленные транспортные средства, которые имеют удобный салон, новейшее оборудование у вагоновожатого, соответствуют всем требовани€м безопасности.  ƒа, мы убрали печки из-под сидений, но выставили тепловую завесу, температуру которой можно регулировать и она соответствует санитарным нормам.

–  амил  аримович, ваши прогнозы: когда транспортна€ отрасль „ел€бинска будет приведена в пор€док?

– Ѕудем наде€тьс€, что изменени€ чел€бинцы увид€т скоро, а как будут идти реформы, зависит от самих транспортных предпри€тий. —тоит отметить, пассажиры стали намного требовательнее к транспортным услугам, значит, и транспортна€ отрасль должна двигатьс€ вперед, подстраива€сь под людей.