RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

749мм 93%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Конец «безвластию» в опере

Конец «безвластию» в опере

Более десяти лет челябинская опера жила без главного режиссера. Новый директор театра Владимир Досаев решил, что это неэффективно. Но, как доказывает практика, найти сегодня главного режиссера для регионального театра – дело почти нереальное. Почему москв

Более десяти лет челябинская опера жила без главного режиссера. Новый директор театра Владимир Досаев решил, что это неэффективно. Но, как доказывает практика, найти сегодня главного режиссера для регионального театра – дело почти нереальное. Почему москвич Андрей Сергеев после долгих раздумий все-таки согласился занять эту должность? Какую роль в его решении сыграл царь Михаил Романов? И почему профессия режиссера не терпит мечтателей? Об этом мы говорили с новым главным режиссером Челябинского театра оперы и балета Андреем Сергеевым.

Андрей Викторович, сколько понадобилось времени, чтобы принять окончательное решение?

– Думал я долго. Откровенно говоря, не очень хотелось становиться главным режиссером театра. Не секрет, что приглашенным быть легче и удобнее. Главной причиной, почему я согласился здесь работать, является художественный руководитель и главный дирижер театра Антон Гришанин. Это большой музыкант. Мне с ним интересно работать, я в него очень верю.

Семья благосклонно приняла ваше решение?

– Все мне объясняли, что я идиот. (Смеется.) Но режиссер постоянно находится в сложной ситуации – профессия такая. А поскольку я люблю свое дело, то все не так уж и страшно. Не я первый говорю: когда тебя приглашает большой музыкант, то отказываться грех. Я часто отказывался ставить спектакли, потому что мне не нравился музыкант, который будет стоять за дирижерским пультом. В таких случаях я отказываюсь без колебаний, не хочу попусту время тратить. Но в челябинском театре есть Антон Гришанин – замечательный дирижер. Да еще и директор новый, который стремится поднять театр на должную высоту. Ситуация, по-моему, уникальная. Видно, это судьба, что я здесь.

Владимир Досаев, кстати, подчеркнул, что вам предстоит заниматься реконструкцией тех спектаклей, которые давно идут на сцене и пользуются успехом у зрителей.

– Обязанность главного режиссера – отсмотреть все спектакли репертуара, понять, каков уровень их исполнения, их состояние в плане декораций и костюмов. Вмешиваться в авторскую режиссуру я не собираюсь. В оригинальный рисунок постановок таких режиссеров, как Георгий Миллер или Алексей Степанюк, я не имею никакого права вмешиваться. Но исполнение спектаклей будем подтягивать до нужного качественного уровня.

Андрей Сергеев родился в 1962 году в Свердловске, помимо общеобразовательной окончил там одновременно музыкальную и художественную школы. Поступив в школу-студию МХАТ, окончил ее как сценограф. Затем работал в московских драматических театрах: Малом, Театре сатиры и других.
Своим учителем считает известного режиссера, критика, театроведа, народного артиста России Бориса Львова-Анохина, который настоятельно рекомендовал ему начать заниматься музыкальной режиссурой. Что в конечном итоге Андрей Сергеев и сделал.
Работал несколько лет в Саратове с дирижером Юрием Кочневым, поставил там семь оперных спектаклей, два из которых были приглашены на фестиваль «Золотая маска». В это же время началось сотрудничество с челябинским театром оперы и балета.
На челябинской сцене Андреем Сергеевым поставлены оперетты «Сильва» и «Летучая мышь», а также концертный вариант оперы Вагнера «Лоэнгрин». Спектакль был также приглашен на «Золотую маску».

Кроме оперы «Жизнь за царя» Глинки какие собственные постановки планируете еще?

– Пока ни о чем другом не могу думать. Постановка этой оперы – очень большая работа. К тому же я выступаю не только в роли режиссера, но также в роли сценографа и художника по костюмам. Проект затевался почти два года назад, и я взял на себя максимально большую ношу. В должности главного режиссера вряд ли решился бы работать сразу в трех лицах. Но в этом сезоне мы к проекту подошли уже вплотную, и я намерен все довести до логического завершения. Премьера оперы, вероятнее всего, состоится в начале будущего сезона.

Иван Сусанин в вашей постановке «Жизнь за царя» выйдет на сцену в исконно русской дубленке, или вы сторонник модерна?

– Сценография и костюмы максимально приближены к историческим реалиям, зритель увидит польское и русское оружие, пышный польский бал... Кроме того, мы намерены вернуть опере не только ее авторское название, но и первоначальное звучание, для чего пришлось разыскивать партитуру первой редакции. Конечно, она будет с купюрами, потому что современный зритель не рассчитан на пятичасовой спектакль с тремя антрактами. Но музыкальный и поэтический текст будут подлинными, что сильно меняет смысл оперы «Иван Сусанин», к которой мы привыкли. Есть еще один нюанс – композитор подразумевал присутствие царя Михаила Романова и его матери в сюжете оперы, но по тогдашней традиции царских особ запрещалось показывать на сцене. Поскольку мы живем с иное время, думаю, это возможно.

Зритель сегодня любит спектакли, где есть аромат эпохи, и я как режиссер привержен школе художественного театра. Но ставить спектакль в чисто историческом виде невероятно сложно, театры финансово не выдерживают такой нагрузки, разве что Ла Скала, Метрополитен-опера или Ковент-Гарден. А еще существуют мода, тенденции и музыкальные критики. Поэтому режиссер должен балансировать на уровне хорошего вкуса прежде всего.

Вы знаете нашу труппу. Каков ее потенциал на сегодняшний день, насколько она пластична для постановок?

– Сегодня труппа в любом провинциальном театре – поток. Да и в Москве такая же ситуация: как только проявляется особо талантливый солист – он тут же оказывается в Европе. А из провинции самые талантливые едут в Москву и Петербург. Это общая проблема театров России. И все провинциальные труппы примерно равноценны, везде есть свои плюсы и минусы, везде есть звезды и не совсем звезды. В одном театре есть тенора, но нет сопрано, в другом есть сопрано, но нет теноров... Но в опере обязательно должен быть хороший хор, здесь он очень хороший. Еще очень важно, что в труппе этого театра есть костяк и есть традиции. Все остальное – дело наживное.

Вы из режиссеров-диктаторов?

– Я обязан быть диктатором, но я это не очень люблю. Чем меньше мне придется быть диктатором, тем будет лучше. Амбициями такими я страдал по молодости, но сейчас диктатура – не самый хороший вид правления, я надеюсь на творческое взаимопонимание. Мой учитель всегда говорил: «Вы должны понять – если актер чего-то не полюбит, он этого не сыграет!» Поэтому качества в театре диктатом добиться невозможно, нужна любовь. Моя задача – влюбить актеров в то, что они делают.

Сегодня с надоевшим постоянством пророчат гибель репертуарному российскому театру.

– Конечно, театр находится в кризисе. Это секрет Полишинеля. В особо сложной ситуации оказался театр музыкальный. Как было при коммунистах? Первым делом гостей вели в музыкальный театр. Это было лицо города. И потому к театру серьезно относились.

Эта традиция идет от русских царей?

– Конечно, но в свое время Сталин это взял на вооружение, сам три раза в неделю приходил в Большой театр. Естественно, были и зарплаты, и внимание. Существовало понимание, что без очагов культуры не будет нации, не будет власти. Когда я работал в московских драматических театрах и мы выезжали на гастроли в разные города, то все кожей чувствовали, что публика в городах с музыкальными театрами значительно отличалась от публики городов, где их нет. Но опера требует роскоши, она не может долго находиться в состоянии выживания. Она всегда убыточна и погибает, если нет меценатов или ее перестает любить власть.

После такого ответа трудно спрашивать о том, что мечтает поставить режиссер...

(Смеется.) Я так долго о разном мечтал, пока не убедился, что профессия режиссера не терпит мечтателей. Наш патриарх Борис Покровский так говорил об опере: «Представьте себе общежитие, где живут певец, музыкант, дирижер, художник, режиссер. Ранним утром певец поет о том, как хорошо было бы чаю попить, художник рисует натюрморт… наконец, просыпается режиссер, который берет чайник, идет за водой, разжигает плиту и заваривает чай». Я бы еще добавил, что в соседней комнате живет еще один студент – критик, который приходит, пьет чай и говорит, что это отвратительно. Режиссер – профессия очень конкретная. Есть и мечты, и планы, но мы всегда зависим от конкретной ситуации: кто это будет петь, есть ли возможности финансовые и так далее.

Вы намерены постоянно жить в Челябинске?

– Я понимаю прекрасно, что в театре нужно быть постоянно. Я не та звезда, которая раз в год приехала, что-то объяснила и уехала. Предстоит огромная практическая работа, ежедневная. Мы договорились, что жить я буду здесь. Но, поскольку мои близкие остались в Москве, то время от времени я буду туда наведываться. (Улыбается.)

Что вас заставит уйти из театра?

– Во всяком случае до премьеры оперы «Жизнь за царя» я не уйду! (Смеется.) Мне уже самому интересно – поставлю я ее здесь или нет? Пока все обнадеживает.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления