До конца 2018 года мэрия Карабаша по решению суда должна рекультивировать заброшенное кладбище у подножия Золотой горы или обеспечить его содержание. Могилы похороненных на нём людей периодически размывает сточными водами, и человеческие кости буквально валяются под ногами. Прокуратура требует от администрации навести порядок на кладбище, где в том числе могут быть погребены участники Великой Отечественной войны. Работы должны были стартовать ещё весной, но до сих пор не начаты. В истории разбирался 74.ru.
Впервые общественность широко заговорила об этой проблеме осенью 2014 года. Два жителя Карабаша во время фотосессии у подножия Золотой горы наткнулись на разбросанные по земле человеческие кости и части гробов и рассказали о находке журналистам.
По решению тогдашнего главы города Вячеслава Ягодинца размытое стоками бесхозное кладбище должны были засыпать, а погребённых на нём людей перезахоронить на действующем кладбище, установив там общий крест. К решению вопроса привлекли православный приход, похоронную службу и коммунальные организации. Завершение работ анонсировалось в апреле 2015 года, но уже в мае жители вновь пожаловались в СМИ на вымытые на поверхность земли человеческие останки. В ответ в администрации Карабаша уточнили, что перезахоронить всё кладбище невозможно. При этом заверили, что оно не опасно для горожан.
По словам чиновников, изначально кладбище окружал густой лес, который не пропускал талые воды к могилам. Но во время войны деревья вырубили для нужд медеплавильного завода. В июле 1946 года карабашский исполком закрыл кладбище у подножия Золотой горы из-за его полного использования. На 30 лет здесь запретили какое-либо строительство и другие работы, а начальник Горкомхоза должен был сделать от старого кладбища отводные канавы.
Созданная искусственная система дренажа и отвода паводковых вод прослужила недолго – уже в конце 1950-х годов из-за эрозии почв захоронения начало размывать. В последние годы весной и после каждого сильного дождя кости погребенных людей и полусгнившие доски гробов оказываются на поверхности и растаскиваются.
По обращению местных жителей в 2015 году прокуратура Карабаша провела проверку и внесла главе города представление, в котором потребовала устранить нарушение законодательства о погребении и похоронном деле. Но действенных мер по нему в мэрии не предприняли. Никаких работ по переносу кладбища, а также по рекультивации земель на его территории, как уточнили в прокуратуре, не проводилось. При массовом выносе останков на поверхность мэрия Карабаша проводит их перезахоронение. Прокуратура считает эти меры недостаточным и настаивает на кардинальном решении проблемы.
Летом прошлого года прокурор Карабаша Андрей Григоренко обратился в суд с иском к администрации города, требуя наведения порядка на бесхозном кладбище.
– Мы требовали принять меры, чтобы избежать в дальнейшем размывания грунта и выхода останков на поверхность. Для этого необходимо проведение комплекса работ, – рассказал 74.ru Андрей Григоренко. – Суд частично удовлетворил наши требования, обязав мэрию обеспечить сохранность и надлежащее состояние мест захоронения, определить местоположение и границы кладбища, отразить сведения о его границах в документах территориального планирования округа, принять меры к его надлежащему содержанию либо рекультивировать место захоронения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Сейчас мэрия по-прежнему по факту проводит перезахоронения, лишь когда дожди вымывают кости.
Решение вступило в силу ещё в феврале. До конца 2018 года кладбище должны будут привести в порядок. Но какие-либо масштабные работы здесь до сих пор не начаты. На минувшей неделе на заброшенном кладбище вновь «всплыли» на поверхность человеческие останки.
В администрации Карабаша отсутствие каких-либо работ объясняют техническими сложностями.
– Прокуратура обязывала нас каким-то образом обнаружить и прекратить вымывание костей. Но пока мы чисто технически не можем решить, каким образом это сделать, – рассказал 74.ru начальник отдела архитектуры и градостроительства Карабаша Сергей Сухоруков. – Нужно проводить работы по отводу ливневых вод. Но протяжённость подножия горы минимум два километра. И потоков там приличное количество, если они во время дождей вымывают овраги до четырёх метров глубиной и выносят останки на несколько сотен метров от захоронения. При этом точное место расположения кладбища и его размеры неизвестны, и, соответственно, невозможно взять и всё подряд выкопать там. Пока нет окончательного решения, мы проводим разовые захоронения при обнаружении костей. Заключаем контракт с похоронной фирмой на погребение останков на действующем кладбище. Было бы легче, если бы люди, которые находят останки и выкладывают их фото в интернете, сообщали бы нам место, где они их обнаружили.
Как выяснилось в ходе прокурорской проверки, земельный участок в районе старого кладбища относится к производственной зоне и в генплане Карабаша числится как земли населенного пункта, тогда как на нём можно лишь высаживать кустарники и деревья. По документам он не сформирован, кадастровые работы в отношении него не проводились, захоронение не состоит на балансе муниципалитета, нет данных о его границах и размере, из-за чего определить санитарно-защитную зону кладбища невозможно. Но это, по мнению прокуратуры, не мешает мэрии определить примерные границы захоронений.
Не исключено, что кладбище может быть интересно и археологам. Как рассказал Сергей Сухоруков, во время предыдущих перезахоронений у подножия Золотой горы обнаруживались каменные надгробия людей, умерших ещё до революции.
Фото: Фото Алексея Зарецкого