–емонтом чел€бинских дорог заинтересовались в ћоскве
–емонтом чел€бинских дорог заинтересовались в ћоскве

√лавный скандал недели, а то и года: ‘ј— возбудила дело в отношении губернатора „ел€бинской области Ѕориса ƒубровского, регионального ћинистерства дорожного хоз€йства и компании «ёжуралмост» о сговоре на торгах по ремонту дорог. Ќарушени€ антимонопольного законодательства вы€влены при проведении 29 аукционов на общую сумму более восьми миллиардов рублей. –азбираемс€, как на ёжном ”рале по€вилс€ новый дорожный монополист и какие контракты ему доставались.

ќт автобана до моста 

ƒо 1 апрел€ 2016 года содержанием автодорог регионального и межмуниципального значени€ на 411 объектах „ел€бинской области занималась компани€ «ёжуралавтобан». ѕозже в регионе наступила эра другого главного подр€дчика, о котором раньше вообще мало кто слышал, — компании «ёжуралмост». ќбе организации имеют магнитогорские корни.

—егодн€шний дорожный монополист до 2015 года особо не участвовал в торгах по госзакупкам. ћы нашли сведени€ всего о двух контрактах в общей сложности на 27 миллионов рублей. «ато теперь, спуст€ три года, «ёжуралмост», по данным ”‘ј—, имеет 95-процентную долю по содержанию и ремонту дорог.

¬ „ел€бинской области один монополист сменил другого
¬ „ел€бинской области один монополист сменил другого

«јќ «ёжуралмост» входило в группу компаний «јвтобан». Ётот факт в общем-то и не скрывалс€.

¬ конце 2015 года компани€ выиграла первый крупный дорожный аукцион на 980 миллионов рублей. — 1 €нвар€ 2016 года «ёжуралмост» приступил к содержанию дорог „ел€бинска — контракт заключили на год.

— ƒл€ нас это не перва€, но значима€ победа, — за€вил тогда руководитель группы компаний «јвтобан» јлексей Ѕубнов. — «ёжуралмост» и «ёжуралавтобан» исторически дополн€ли бизнес друг друга в содержании автодорог и мостов „ел€бинска и области. –есурсы обеих компаний, спецтехника и трудовой персонал будут объединены с целью максимально качественного оказани€ услуг городу.

 роме того, администраци€ „ел€бинска по услови€м контракта передала «ёжуралмосту» в аренду 92 единицы спецтехники, принадлежащей муниципальному бюджетному учреждению «”правление дорожных работ города „ел€бинска».

¬ декабре 2016 года «ёжуралмост» выиграл ещЄ один аукцион в „ел€бинске — уже на 4,4 миллиарда рублей. «а эти деньги компани€ об€залась три года подр€д — с 2017-го по 2019-й — убирать дороги в столице ёжного ”рала.

Ќо городские контракты были всего лишь цветочками, €годки покрупнее дорожники начали собирать позже.

Ќам любые дороги дороги...

ѕервый лакомый контракт в „ел€бинской области «ёжуралмост» получил в начале 2016-го.  омпании достались сразу два крупных заказа на общую сумму 13 миллиардов рублей. ћиндортранс региона обеспечил тогда подр€дчика работой на три года.

јнтимонопольной службе не понравилось соглашение, и с еЄ подачи оба аукциона отменили. ѕо одному контракту — на миллиард рублей — не было публичных слушаний. ј второй, на 12 миллиардов, по мнению ‘ј—, ограничивал конкуренцию: в один лот завели содержание и ремонт 411 объектов.

¬ ћинистерстве дорожного хоз€йства и транспорта первое замечание исправили и провели публичные слушани€.

ƒмитрий ћикулик, в ту пору занимавший должность замглавы министерства (сейчас он министр дорожного хоз€йства. — ѕрим. ред.), за€вил, что заключение контракта на три года — в первую очередь в интересах области. “ак чиновники смогут контролировать работу подр€дчика на всех этапах выполнени€ договора.

ƒмитрий ћикулик уверен, что антимонопольщики придираютс€ к власт€м
ƒмитрий ћикулик уверен, что антимонопольщики придираютс€ к власт€м

— “рЄхлетний контракт позволит установить гарантийные об€зательства, предусматривающие устранение недостатков за счЄт подр€дчика в течение всего срока действи€ контракта. ƒл€ подр€дных организаций самый очевидный плюс заключаетс€ в планировании, — убеждал ƒмитрий ћикулик.

ѕретензии к заказчику — ћиндортрансу — глава регионального ”‘ј— јнна  озлова озвучивала неоднократно.

— “енденци€ укрупнени€ лотов отмечаетс€ с 2011 года. Ќа торгах по ремонту и обслуживанию дорог область раньше делилась хот€ бы на четыре зоны, сегодн€ — лишь одна, — в июле 2016 года объ€сн€ла 74.ru јнна  озлова. — ¬ итоге пришли к тому, что на рынке строительно-ремонтных работ в регионе сегодн€ конкуренции практически нет, есть лишь два крупных хоз€йствующих субъекта. “о есть ставились одни цели, а добились другого — по€вились такие, можно сказать, монстры-монополисты, а качество работы мы с вами не всегда видим.

ѕо словам руководител€ регионального ”‘ј—, в „ел€бинской области эта проблема наиболее €рко выражена.

— ћы достаточно часто отмен€ем закупки как раз по той причине, что неправильно сформированы лоты. ќдин из недавних примеров — в один лот работ по содержанию автомобильных дорог общего пользовани€ регионального или межмуниципального значени€ объединили 411 объектов „ел€бинской области, — указывала јнна  озлова.

„ел€бинские антимонопольщики подавали в суд по 12-миллиардному контракту на содержание дорог региона, попавшему в тройку самых дорогих госконтрактов –оссии 2016 года. Ќо в итоге арбитраж ћосквы прин€л сторону ћиндортранса.

 то владеет «ёжуралмостом»

 омпани€ «ёжуралмост» зарегистрирована в ћагнитогорске на улице —еверный переход, дом 2, корпус 2. ѕри этом на еЄ официальном сайте значитс€ чел€бинский адрес: улица –оссийска€, 110. «десь в офисном комплексе Greenplex сидит руководство компании.

«јќ «ёжуралмост» создали в июле 2001 года, в но€бре 2016 года перерегистрировали в јќ. ”ставный капитал — полмиллиона рублей.  омпани€ занимаетс€ строительством, реконструкцией, капремонтом, текущим содержанием и обслуживанием мостов и путепроводов в ћагнитогорске, „ел€бинской, ќренбургской, —вердловской област€х и Ѕашкортостане.

ѕо данным сервиса Kartoteka.ru, участниками јќ «ёжуралмост» €вл€ютс€ ќќќ «”–јЋ“–ј——-—≈–¬»—» (70%) и наход€щийс€ в стадии ликвидации «ёжуралавтобан» (30%).  омпани€ «”–јЋ“–ј——-—≈–¬»—» признана банкротом в 2011 году. ≈Є учредителем был ¬италий —идоренко — сын бывшего заместител€ главы ћагнитогорска ¬итали€ —идоренко, которого в 2012 году приговорили за вз€тку к дев€ти годам колонии строгого режима. ¬ прошлом году сотрудники »нтерпола разыскали в ћалайзии —идоренко-младшего и доставили его в ћоскву. —ына бывшего вице-мэра ћагнитки обвин€ли в пособничестве в получении вз€тки отцом.

√ораздо интереснее, но и более запутанной выгл€дит истори€ «ёжуралавтобана». ≈щЄ в 1995 году компанию учредил ћагнитогорский меткомбинат, де€тельность она стала вести с 2001 года. —ейчас же у ћћ  осталс€ всего один процент. —овсем недавно,15 августа этого года, арбитражный суд „ел€бинской области признал «јќ «ёжуралавтобан» банкротом. ¬ отношении него открыто конкурсное производство на четыре мес€ца.

 стати, с иском о признании несосто€тельным выступила сама компани€. ¬ материалах дела указано, что «ёжуралавтобан» должен кредиторам более 391 миллиона рублей, а задолженность по налогам превышает 1,2 миллиарда.

ћиллиарды, ƒубровский, «ёжуралмост» и кипрский след: куда ведут чел€бинские дороги

¬ то же врем€ ещЄ в €нваре 2018 года 74.ru обнаружил в информационно-аналитической системе «√лобас» св€зь между местными дорожниками «ёжуралмостом», «ёжуралавтобаном», ћћ , п€тью кипрскими компани€ми и неким Androulla Papadopoulou. ѕо словам экспертов, такие цепочки обычно используютс€ дл€ вывода средств из действующих компаний за границу.

— «а последние годы «ёжуралавтобан» минимум два раза мен€л собственников, — рассказал 74.ru источник, пожелавший остатьс€ неназванным. — ¬ 2012 году компанией управл€ли структуры ёревича. ѕосле его отставки «ёжуралавтобан» передали москвичам, имеющим отношение к бизнесмену, сыну генерального прокурора –оссии јртЄму „айке.  

Ќо ни в известных сервисах по проверке контрагентов, ни в системе ≈√–ёЋ сведений о новых владельцах не найти.

— »нформацию о смене собственников акционерных обществ можно увидеть только в реестре акционеров компании, — объ€снила юрист ќльга ѕопова. — “акже еЄ могут затребовать официальные органы в ходе рассмотрени€ дел в суде.

 омпани€ «ёжуралавтобан» фигурирует в уголовном деле, возбужденном в прошлом году в отношении экс-губернатора „ел€бинской области ћихаила ёревича. ≈го обвин€ют в получении вз€ток более чем на три миллиарда рублей и в подстрекательстве к клевете. ѕо версии следстви€, будучи главой региона, ёревич получал астрономические откаты в рамках «дорожной революции».

“ак или иначе «ёжуралмост» уже давно сменил своего учредител€ — «ёжуралавтобан» на рынке дорожных госконтрактов. √лавное — не пришлось бы налоговикам вновь бегать за дорожниками, выбива€ миллиардные долги, как это было с «ёжуралавтобаном».

√убернатор „ел€бинской области в 2017 году заработал 60,4 миллиона рублей. ѕо данным, которые официально представил Ѕорис ƒубровский, у него в собственности три земельных участка, два дома, дача, квартира, гараж и доли в нежилых помещени€х, а также Mercedes-GLE 63. √одом ранее доход главы региона был выше — 73,8 миллиона рублей, а в 2015 году — 77,8 миллиона. √ораздо больше Ѕорис ƒубровский получал до того, как стал руководителем региона. Ќапример, в 2013 году он заработал в п€ть раз больше — 340 миллионов 514 тыс€ч рублей. “ем не менее отрицательна€ динамика в доходах не мешает ƒубровскому входить в число самых обеспеченных глав российских регионов.