![Экспертам понравился проект челябинской набережной. Вы не поверите, но урбанисту тоже Сейчас набережная представляет собой пустырь, преобразить территорию обещают к середине декабря 2020 года | Источник: Дмитрий Гладышев (коллаж)](https://n1s1.hsmedia.ru/05/28/59/052859d89d5de9e76bfd49b43ffcfc36/656x438_1_ca645f6f479ce00a7c821e30453480e3@960x640_0xWprX0IW6_7810046830453191727.jpg.webp)
Экспертам, в том числе урбанисту Льву Владову, понравился проект челябинской набережной от улицы Кирова до будущего сквера Искусств (вдоль концертного зала имени Прокофьева и бизнес-центров на улице Труда). По их мнению, уровень предложенного благоустройства отвечает современным требованиям, но есть и моменты, которые можно было бы доработать. Правда, корректировки вносить уже поздно — документация прошла экспертизу, идею скоро начнут реализовывать, рассказали на встрече участников дискуссионного клуба «ПроПолис». Подробности — в материале 74.RU.
Как озвучила директор ООО «УралДорПроект» Валентина Горбулина, проект начали создавать ещё в 2017 году, когда на этот участок планировал зайти инвестор «РВМ капитал». В то время даже не шло речи о конгресс-холле.
![В проекте предусмотрены деревья, но, по мнению экспертов, их недостаточно | Источник: предоставлено администрацией Челябинска](https://n1s1.hsmedia.ru/db/aa/19/dbaa194180a5842ca8c9c0a29fa7f6f7/656x363_1_7997d07d96bdb09db4612ee31fff937e@960x531_0xzelj1dXm_4403711404325828968.jpg.webp)
— Мы вели обсуждение с администрацией, с министерствами Челябинской области, с федеральными агентствами, потому что это водный объект. И к 2018 году уже выработали стратегию, принципиальное решение, — говорит Валентина Горбулина. — И это не просто благоустройство. Это гидротехническое сооружение, которое имеет свои нормативы и особенности. Надо было выдерживать отметки, чтобы набережную и прилегающие территории впоследствии не затопило. Потом появился конгресс-холл и вся история с саммитами ШОС и БРИКС, к которым мы в итоге начали совместно готовиться. На тот момент мы консультировали, у нас был договор с концессионером, для которого мы выполняли эскизные решения. Цель была — увязаться с конгресс-холлом и представить проект комиссии ШОС и БРИКС.
От эскиза до создания рабочего проекта прошло два года.
Но стоит отметить, что «УралДорПроект» занимается дорогами, мостами и путепроводами, поэтому к разработке идеи был подключен субподрядчик — самарское проектное бюро «ТМ» («Творческая мастерская»).
— У нас хорошие гидрологи и конструкторы работают, но в плане архитектурных решений мы поняли, что нашими силами этот уровень не поднять, — призналась Валентина Горбулина. — Мы являемся дорожниками и откровенно об этом говорим, поэтому обратились к самарской компании. Плотно с ней работали в течение года по архитектурному наполнению и в итоге остановились на их концепции.
— Вам заплатили за проект? — неожиданно спросил Лев Владов.
— Нет, — заверила директор «УралДорПроекта». — Мы документацию передали безвозмездно по акту, подписанному УДХ (управлению дорожного хозяйства. — Прим. ред.) Челябинска и нами. У нас этот проект был в рамках концессии. Когда расторгли договор, начальные наши убытки были перекрыты. А когда речь пошла о саммитах, нас попросили помочь городу и не приостанавливать работы, потому что бесплатно никто на тот момент не делал, а у нас был уже какой-то задел, и мы продолжили.
![Прогулочную зону полностью замостят гранитом | Источник: предоставлено администрацией Челябинска](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/02/78/a602789c8a5569633a03799081b4e494/656x335_1_58bb7ad3dde9d7e89e71b26337fe0b3c@960x490_0xyxyScoqM_5234636864319324978.jpg.webp)
Урбанист высказал несколько своих замечаний по проекту. Первое, на что Лев Владов обратил внимание, — большое количество плитки и недостаточное число деревьев.
— Велодорожка на набережной — это отвратительное решение. Тот, кто её рисовал, не понимает, как устроена жизнь на набережной, — продолжил критику урбанист. — Вообще я смотрю на две зоны, и кажется, что первую делали одни архитекторы, а вторую — другие. Например, меньше всего вопросов у меня к детской площадке. Зато о взрослых не подумали. Нет уютных уголочков, где можно посидеть компанией вечером.
Но в целом Лев Владов оценил проект положительно.
— Есть ли в Челябинске пространства современного уровня? Нет, — ответил урбанист на свой вопрос. — Является ли это пространство современного уровня? В некоторых местах — да. Такое будет впервые в Челябинске. Впервые будет ограждение прозрачное в Челябинске.
![К детским площадкам вопросов не возникло | Источник: предоставлено администрацией Челябинска](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/28/f6/7d28f6c0a08d576abfb19d5abe7a4a76/656x368_1_c73c10b4bb6352c91b1755e8b34283eb@960x538_0xPlYW6kLd_8201401951611812354.jpg.webp)
Гендиректор «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин тоже заявил, что ему нравится проект. Но архитектора больше волнует, как он будет реализован.
— Я видел, как это всё делается. В итоге даже классное на картинках начинание превращается в такой ужас, за который стыдно проектировщикам, — считает Василий Важенин. — Я считаю, что должен быть авторский надзор за строительными работами.
Приятное впечатление оставили идеи самарской компании и у преподавателя кафедры «Архитектура» ЮУрГУ Екатерины Цветковой.
— Всё, что идёт вдоль набережной, не вызывает вопросов. Сложнее всего организовать большое открытое пространство. И оно здесь как будто наивно сделано, не доделано, — заявила Екатерина Цветкова.
Только корректировки и замечания уже внести невозможно. Проект прошёл экспертизу, и скоро другая подрядная организация — «Урал-Сервис-Групп» — приступит к работам.
История с проектом набережной тянется давно и непросто. Его разрабатывала не только компания «УралДорПроект» совместно с «ТМ», но и «Проинжиниринг» из Казани.
У казанцев сложился творческий тандем с челябинскими архитекторами, ведь местные специалисты — рекламная компания «Элефант» совместно с челябинским архитектором Сергеем Шумаковым — уже разрабатывали концепцию благоустройства набережной. Их идеи тоже были встречены положительно, но потом всю работу спустили на тормозах.
![Главная задача казанского проекта — вывести людей к воде, где они могли бы отдыхать. Самарская фирма такой возможности не предусматривает | Источник: предоставлено Сергеем Шумаковым](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/cc/d9/7cccd99d150c904cc38841ba4b111919/656x352_1_dc68727cdcea5c9dc176abbf3a53a525@960x515_0xCCBkmYhp_5287513480654074520.jpg.webp)
Ранее 74.RU спросил у читателей, какой проект им больше нравится. И вот какие результаты мы получили.
![Источник: 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/6e/e2/d66ee274b9b1e16a2a07abcdf98e1e07/656x380_1_7de323ef0ceacf705505d962e8e713ca@702x406_0xwo08PIKe_3730626848372164398.jpg.webp)
«Уралдорпроект» существует с 2016 года. За это время он был участником 32 госзакупок. В числе последних фирма стала победителем на право разработать документацию другого участка набережной — от улицы Труда, 100 до улицы Труда, 92а. Того самого, про который урбанист Лев Владов сказал: «Сделано с ненавистью» и показал почему. Но если в случае с территорией от улицы Кирова до сквера Искусств компания сделала проект бесплатно, то разработка района краеведческого музея вылилась в 7,4 миллиона рублей.
«Уралдорпроект» участвовал и в создании проекта реконструкции моста на ЧМК за 4,8 миллиона рублей.
В двух этих заказах мэрии — по строительству набережной у зала Прокофьева и реконструкции моста на ЧМЗ — получилась одинаковая связка. Проект в обоих случаях создавала компания «Уралдорпроект», а непосредственным исполнителем работ через закупки избрана «Урал-Сервис-Групп», находящаяся с ней в одном офисном здании.
«Урал-Сервис-Групп», которая будет строить новую набережную, стоит отдельного внимания. Там числится всего один сотрудник, но компании отдали контракт на полмиллиарда рублей. Ещё до середины лета фирма «Урал-Сервис-Групп» была с нулевой выручкой, а затем у неё пошли многомиллионные контракты с мэрией.
Столкнулись с проблемами в благоустройстве Челябинска? Присылайте сообщения и фото на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.