Экспертам, в том числе урбанисту Льву Владову, понравился проект челябинской набережной от улицы Кирова до будущего сквера Искусств (вдоль концертного зала имени Прокофьева и бизнес-центров на улице Труда). По их мнению, уровень предложенного благоустройства отвечает современным требованиям, но есть и моменты, которые можно было бы доработать. Правда, корректировки вносить уже поздно — документация прошла экспертизу, идею скоро начнут реализовывать, рассказали на встрече участников дискуссионного клуба «ПроПолис». Подробности — в материале 74.RU.
Как озвучила директор ООО «УралДорПроект» Валентина Горбулина, проект начали создавать ещё в 2017 году, когда на этот участок планировал зайти инвестор «РВМ капитал». В то время даже не шло речи о конгресс-холле.
— Мы вели обсуждение с администрацией, с министерствами Челябинской области, с федеральными агентствами, потому что это водный объект. И к 2018 году уже выработали стратегию, принципиальное решение, — говорит Валентина Горбулина. — И это не просто благоустройство. Это гидротехническое сооружение, которое имеет свои нормативы и особенности. Надо было выдерживать отметки, чтобы набережную и прилегающие территории впоследствии не затопило. Потом появился конгресс-холл и вся история с саммитами ШОС и БРИКС, к которым мы в итоге начали совместно готовиться. На тот момент мы консультировали, у нас был договор с концессионером, для которого мы выполняли эскизные решения. Цель была — увязаться с конгресс-холлом и представить проект комиссии ШОС и БРИКС.
От эскиза до создания рабочего проекта прошло два года.
Но стоит отметить, что «УралДорПроект» занимается дорогами, мостами и путепроводами, поэтому к разработке идеи был подключен субподрядчик — самарское проектное бюро «ТМ» («Творческая мастерская»).
— У нас хорошие гидрологи и конструкторы работают, но в плане архитектурных решений мы поняли, что нашими силами этот уровень не поднять, — призналась Валентина Горбулина. — Мы являемся дорожниками и откровенно об этом говорим, поэтому обратились к самарской компании. Плотно с ней работали в течение года по архитектурному наполнению и в итоге остановились на их концепции.
— Вам заплатили за проект? — неожиданно спросил Лев Владов.
— Нет, — заверила директор «УралДорПроекта». — Мы документацию передали безвозмездно по акту, подписанному УДХ (управлению дорожного хозяйства. — Прим. ред.) Челябинска и нами. У нас этот проект был в рамках концессии. Когда расторгли договор, начальные наши убытки были перекрыты. А когда речь пошла о саммитах, нас попросили помочь городу и не приостанавливать работы, потому что бесплатно никто на тот момент не делал, а у нас был уже какой-то задел, и мы продолжили.
Урбанист высказал несколько своих замечаний по проекту. Первое, на что Лев Владов обратил внимание, — большое количество плитки и недостаточное число деревьев.
— Велодорожка на набережной — это отвратительное решение. Тот, кто её рисовал, не понимает, как устроена жизнь на набережной, — продолжил критику урбанист. — Вообще я смотрю на две зоны, и кажется, что первую делали одни архитекторы, а вторую — другие. Например, меньше всего вопросов у меня к детской площадке. Зато о взрослых не подумали. Нет уютных уголочков, где можно посидеть компанией вечером.
Но в целом Лев Владов оценил проект положительно.
— Есть ли в Челябинске пространства современного уровня? Нет, — ответил урбанист на свой вопрос. — Является ли это пространство современного уровня? В некоторых местах — да. Такое будет впервые в Челябинске. Впервые будет ограждение прозрачное в Челябинске.
Гендиректор «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин тоже заявил, что ему нравится проект. Но архитектора больше волнует, как он будет реализован.
— Я видел, как это всё делается. В итоге даже классное на картинках начинание превращается в такой ужас, за который стыдно проектировщикам, — считает Василий Важенин. — Я считаю, что должен быть авторский надзор за строительными работами.
Приятное впечатление оставили идеи самарской компании и у преподавателя кафедры «Архитектура» ЮУрГУ Екатерины Цветковой.
— Всё, что идёт вдоль набережной, не вызывает вопросов. Сложнее всего организовать большое открытое пространство. И оно здесь как будто наивно сделано, не доделано, — заявила Екатерина Цветкова.
Только корректировки и замечания уже внести невозможно. Проект прошёл экспертизу, и скоро другая подрядная организация — «Урал-Сервис-Групп» — приступит к работам.
История с проектом набережной тянется давно и непросто. Его разрабатывала не только компания «УралДорПроект» совместно с «ТМ», но и «Проинжиниринг» из Казани.
У казанцев сложился творческий тандем с челябинскими архитекторами, ведь местные специалисты — рекламная компания «Элефант» совместно с челябинским архитектором Сергеем Шумаковым — уже разрабатывали концепцию благоустройства набережной. Их идеи тоже были встречены положительно, но потом всю работу спустили на тормозах.
Ранее 74.RU спросил у читателей, какой проект им больше нравится. И вот какие результаты мы получили.
«Уралдорпроект» существует с 2016 года. За это время он был участником 32 госзакупок. В числе последних фирма стала победителем на право разработать документацию другого участка набережной — от улицы Труда, 100 до улицы Труда, 92а. Того самого, про который урбанист Лев Владов сказал: «Сделано с ненавистью» и показал почему. Но если в случае с территорией от улицы Кирова до сквера Искусств компания сделала проект бесплатно, то разработка района краеведческого музея вылилась в 7,4 миллиона рублей.
«Уралдорпроект» участвовал и в создании проекта реконструкции моста на ЧМК за 4,8 миллиона рублей.
В двух этих заказах мэрии — по строительству набережной у зала Прокофьева и реконструкции моста на ЧМЗ — получилась одинаковая связка. Проект в обоих случаях создавала компания «Уралдорпроект», а непосредственным исполнителем работ через закупки избрана «Урал-Сервис-Групп», находящаяся с ней в одном офисном здании.
«Урал-Сервис-Групп», которая будет строить новую набережную, стоит отдельного внимания. Там числится всего один сотрудник, но компании отдали контракт на полмиллиарда рублей. Ещё до середины лета фирма «Урал-Сервис-Групп» была с нулевой выручкой, а затем у неё пошли многомиллионные контракты с мэрией.
Столкнулись с проблемами в благоустройстве Челябинска? Присылайте сообщения и фото на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.