Следственный комитет Челябинской области начал проверку информации о 19-летней девушке-инвалиде из Полетаево, которую «забрали у тёти и довели до полусмерти» в реабилитационном центре в Копейске. Об этом 9 января сообщил старший помощник руководителя регионального управления СК Владимир Шишков.
В конце прошлой недели фотографии измождённой девушки, страдающей ДЦП, опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» челябинский юрист Оксана Труфанова. Снимки она сопроводила рассказом о судьбе инвалида. Правозащитница заявила, что в 2015 году девушка вместе с двумя сёстрами фактически осталась без родителей: отец попал в тюрьму, мать лишили родительских прав. Опеку над детьми оформила тётя.
— Так бы и жили, если бы над администрацией Сосновского района Челябинской области не нависла угроза дать квартиру одной из сирот, ставшей совершеннолетней, но всё ещё продолжавшей быть недееспособной, — написала Оксана Труфанова. — Тут и решение суда с обязательством выделить квартиру в течение пяти месяцев. За эти пять месяцев тётю лишили опеки над всеми детьми. Осенью 2018 года всех девочек отняли — двоих отдали в семью, которая не даёт детям даже общаться с родственниками, ещё одну поместили в Копейский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью в посёлке Старокамышинск. И ладно бы за ней реально ухаживали и бананами бы её кормили, которые она так любит, а её, создаётся впечатление, как в Бухенвальде, голодом буквально морили.
Тётя до сих пор пытается обжаловать решение суда, по которому у неё забрали детей. Как рассказала женщина корреспонденту 74.RU, всех трёх девочек она растила почти с пелёнок, потому что родители о них не заботились, но опеку над ними оформила, когда самую старшую, страдающую ДЦП, мать бросила на улице.
— У нас очень хорошие отношения были. В конце декабря, когда я её увидела, просто разрыдалась. Я с врачом разговаривала, она говорит: «По возможности забирайте быстрее ребёнка, она в неудовлетворительном состоянии». Она ведь у меня не такая была! — сказала тётя. — Мне отдел опеки в глаза говорил, что забирают из-за квартиры. Раньше никаких претензий ко мне не было. Меня даже в пример ставили — мол, троих взяла. Но тут приехали, сказали, что беспорядок у меня дома, и забрали девочек. Хотя я объясняла им, что просто стираться начала!
Несмотря на то, что дети не живут с тётей уже больше года, до широкой общественности эта история дошла только сейчас. Отчасти — за счёт публикации депутата Госдумы Сергея Шаргунова, который заявил в Facebook, что «в Челябинской области девочка оказалась на грани гибели, отнятая у тёти», и пообещал направить депутатские запросы во все ведомства.
Как отметила в разговоре с корреспондентом 74.RU министр социальных отношений региона Ирина Буторина, в ближайшую субботу, 11 января, в реабилитационный центр отправится межведомственная комиссия. В неё войдут сотрудники Минсоца, Минздрава и представители общественности, которые заявили о проблеме.
— У девушки множественные врождённые пороки развития. Поступила в учреждение она в истощённом состоянии, — прокомментировала Ирина Буторина. — После публикации в реабилитационный центр оперативно выехал сотрудник министерства. Был установлен ряд дефектов в оказании услуг. Конечно, девочка в плачевном виде, фотографии шокируют. Но сказать, что её там морили голодом, нельзя — по вопросу организации питания к учреждению претензий нет. По стандартам выполнены все необходимые процедуры, но есть определённые недоработки со стороны медиков и обслуживающего персонала. И к руководителю учреждения очень много вопросов.
Министр социальных отношений добавила, что у тёти забрали детей из-за того, что она ненадлежащим образом исполняла возложенные на неё обязательства. Все нарушения были выявлены в ходе планового патронажа — никаких специальных проверок в связи с приближением срока выдачи квартиры органы опеки и попечительства не проводили.
По данным источника 74.RU, претензии соцорганов касались того, что девочки росли в антисанитарных условиях, а тётя вела асоциальный образ жизни, в том числе, вероятно, злоупотребляла алкоголем.
Обновлено в 19:50. К ситуации подключилась уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области Евгения Майорова. Детский омбудсмен съездила в реабилитационный центр, где сейчас содержится девушка, и рассказала о её здоровье.
— При поступлении в учреждение 19.02.2019 г. она весила 18 900, на сегодняшний день ее вес 18 100. Это очень мало. Такой вес, по оценкам медиков, связан с тем, что обычной пищи, которой ее кормят, недостаточно. Для стабилизации веса необходимо специальное лечебное питание и установка гастростомы, — написала уполномоченный на своей странице в Facebook. — Решение сейчас состоит в том, что её перевели в медицинское учреждение, где планируется установление гастростомы, назначение лечебного питания. За месяц она должна набрать 2–3 кг. В дальнейшем она так же будет продолжать получать это питание, пока ее вес не стабилизируется.
Евгения Майорова отметила, что есть вопросы к руководителю учреждения — для девушки-инвалида можно и нужно было сделать больше. По словам омбудсмена, вопрос здоровья этой пациентки теперь у неё на личном контроле.
Знаете подробности этой истории? Присылайте сообщения на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp и Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.