RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

733мм 34%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Здоровье Когда «косеська» и «авва» превращаются в кошку и собаку?

Когда «косеська» и «авва» превращаются в кошку и собаку?

Большинство взрослых обычно умиляется детскому лепету, малышовой шепелявости и легкой картавости. Однако многие ли подозревают, что подобное умиление и потакание всем этим «косеськам», «бибикам» и «касеткам» может привести к тому, что речь 3-5-летнего кар

" src=

Большинство взрослых обычно умиляется детскому лепету, малышовой шепелявости и легкой картавости. Однако многие ли подозревают, что подобное умиление и потакание всем этим «косеськам», «бибикам» и «касеткам» может привести к тому, что речь 3-, 5-летнего карапуза затормозится на этом уровне и недостатки придется исправлять уже логопеду?

Речь ребенка напрямую зависит от того, что он слышит. В первую очередь – как говорят мама с папой, дедушки с бабушками. Первые слоги и слова он произносит, подражая им. И представьте удивление ребенка, когда лет в 5–6 ему говорят, что-то, что он всю свою жизнь называл «касеткой» и «аввой», на самом деле – «конфетка» и «собака». Взрослые вдруг начинают строго одергивать и учить говорить «правильно». И более того, его понимают только родители, а ребята в детскому саду дразнят за то, что он говорит, как маленькая лялька.

Логопеды советуют учить малыша правильной речи с самого рождения. Это означает не только то, что ваша речь должна быть грамотной и четкой, без сюсюканья. Существуют целый комплекс упражнений для развития речи даже для тех, кто еще только начинает агукать. Недаром первое посещение логопеда назначают, когда малышу исполняется один месяц.

«В этом возрасте врач смотрит неврологические характеристики малыша, общую моторику, как ребенок фиксирует взгляд, как реагирует на звуки, – рассказывает логопед-психолог детской поликлиники №2 Марианна Королева. – Если есть отклонения, то это может быть предпосылкой для неправильного развития речи. Поэтому я рекомендую начинать заниматься с малышом уже в месяц. К упражнениям для таких малюток относятся массаж пальчиков (развивает мелкую моторику), игры с разнозвучащими погремушками для развития слуха и рассматривание картинок. Очень вреден для детей телевизор, особенно работающий фоном. Там речь «не звучит», нет четкого отличия звуков.

Второй осмотр у логопеда обычно назначают в год, как правило, смотрим развитие ротовой полости и развитие игровой деятельности. В год малыши уже должны хорошо освоить лепет и говорить примерно 8–12 простых слов, включая облегченные звукоподражательные (мама, папа, баба, дядя, «ав-ав» (собака), «тик-тик» (часы), «бах» (упала) и т. д.). Стоит отметить, что в этом возрасте для поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов (обязательно в сочетании с полным). Если же добиваться от малыша только правильного «произношения», то это, напротив, может затормозить развитие активной речи».

Следующее посещение специалиста – в пять лет. Именно к этому возрасту заканчивается усвоение фонетической системы, и ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Словарный запас уже насчитывает несколько сотен слов. Если пятилетний малыш не всегда может правильно произнести слово (сохранять в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки), то логопед выявляет причину этого сбоя и рекомендует специальные упражнения.

Основными причинами «неграмотной» речи могут быть неправильное строение, неразвитость, вялость мышц языка, короткая подьязычная связка («уздечка»), отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним, отклонения в развитии мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность, неразвитое речевое дыхание, трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе). Во всех этих случаях не стоит ждать, пока «само пройдет» – здесь понадобится помощь врача.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей; из-за этого звуки (особенно в потоке речи) звучат смазано. При этом могут страдать отдельные звуки (p, л), группа звуков (ш, ж, ч, щ) или несколько групп звуков: соноры (р, л, н), свистящие (c, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и так далее.

Уроки грамотности

Разумеется, помимо логопеда, с малышом нужно работать и родителям. Однако к исправлению ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он сразу же верно повторил трудное для него слово. Это скорее приведет к тому, что ребенок совсем перестанет произносить «неудобное» слово, заменит его другим или вообще откажется говорить, замкнется в себе. Не стоит повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше сказать, как правильно. Не принесет пользы и слишком сложный материал, заучивание непонятных слов, сложных по форме, содержанию и объему стихотворений; звуков, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ребенку еще не доступны (например, в 2–3 года лучше не учить правильно произносить шипящие, звук «р»). Это может привести к заиканию, неправильному формированию звуков: боковые шипящие, горловое произнесение звука «р» и др.).

Проводить логопедические занятия дома лучше в виде игры. Сначала стоит вместе с мамой или папой сделать несложную разминку для язычка. А потом уже проговаривать стихи и чистоговорки с проблемными звуками.

Зарядка для язычка:

  • соревнование «Кто дальше». Кто может достать языком до носа? А до подбородка?

  • лошадка. Подняв язык к небу, с хлестом отталкивайте его вниз, цокая при этом, как лошадка;

  • дразнилки. Покажите, как дразнятся: откройте рот пошире, растягивая губы в стороны, и быстро поболтайте языком из стороны в сторону.

Шутки-чистоговорки

  • ря-ря-ря – синие моря;

  • рю-рю-рю – репу я варю;

  • арь-арь-арь – новый букварь;

  • ри-ри-ри – горят фонари;

  • ре-ре-ре – санки на горе;

  • орь-орь-орь – у Андрюши корь;

  • ра-ра-ра – высокая гора;

  • ро-ро-ро – новое перо;

  • ру-ру-ру – коза грызет кору;

  • ры-ры-ры – летят комары;

  • ор-ор-ор – у Ромы топор, и так далее.

Логопедические нарушения – это не только закрытая дорога в профессию актера, радио- или телеведущего. Будущим банкирам, обычным или топ-менеджерам, журналистам, политикам или юристам надо тоже позаботиться о своевременном исправлении недостатков речи. Ведь от этого зависит то, насколько понятен и убедителен может быть человек. А в любых успешных переговорах это, пожалуй, самое главное.

Фото: Фото с сайта Logopedplus.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления