Я хорошо помню, как влюбилась впервые: я сходила с ума, я просто летала и в то же время страдала невыносимо, потому что мое чувство, как часто бывает, не было взаимным. Я собрала коллекцию авторучек, чтобы давать Ему на уроках, когда Он забывал свои. А забывал он их постоянно. В моей голове крутится еще много таких воспоминаний, и все они вызывают улыбку.
Потом, становясь взрослыми, мы часто забываем, как это – любить впервые – и не верим своему ребенку, когда тот признается, что «жить не может» без любимого человека. И, порой, именно наше неверие заставляет подростка совершать поступки, которые смогут доказать всю серьезность его намерений, такие как беременность или уход из дома. Чтобы не случилось беды, давайте посмотрим на любовь детскими глазами. Нам помогут психолог Елена Сыркина и главный детский акушер-гинеколог Челябинска Светлана Субботина.
Когда она нагрянет
– Что чувствуют дети, когда влюбляяются впервые, как это – любить по-детски?
– Всем известно выражение: любви все возрасты покорны. Первая любовь – это невероятные переживания, абсолютно ни на что не похожие. Это чувство всегда очень возвышенное, идеализированное, очень нежное. Конечно же, в детском саду это исключительно платонические отношения. А вот в подростковом возрасте, когда ребенок переживает период сексуального формирования, вполне естественно, этим дело может не ограничиться.
У подростков первая влюбленность осложняется и без того довольно трудным подростковым кризисом, а на 11-12 лет как раз приходится его начало, это тоже необходимо учитывать. Поэтому, конечно, первая любовь становится действительно серьезным испытанием для всей семьи, учитывая те страсти, которые кипят в подростках. Первая любовь – это знаковое событие в жизни каждого человека, будь то ребенок или взрослый, мальчик это или девочка.
Как дети понимают любовь
Любовь, особенно первая, захватывает человека с головой, он полностью растворяется в этом чувстве. В подростковом возрасте он может влюбляться по несколько раз за неделю, и очень часто эти привязанности бывают недолговечными. Когда ребенок в первый раз сталкивается с любовью и сексуальным влечением, на какое-то время его может перестать интересовать все остальное, ведь это первые переживания такого рода. Ребенок учится познавать прежде всего себя и свое чувство любви.
Родителям важно помнить, что подросток очень сильно поглощен этим переживанием, в нем что-то вспыхнуло в первый раз, он в первый раз влюбился. Возможно, не встретил взаимности, поэтому часто подростковая любовь приносит не только приятные моменты, но и разочарования, и боль, и переживания. Первая любовь – целый клубок чувств. Поэтому родителям очень важно понимать, что происходит с их дочерью или сыном, и уважать эти перемены. Зачастую многие родители склонны обесценивать подростковую влюбленность: «Да что это за любовь может быть у тебя в 11 лет?! Подумаешь, еще сто раз влюбишься!» На самом же деле, ребенок столкнулся с подобным в первый раз и не знает, как с этим справиться, не знает, что можно делать, а что нельзя, для него это территория неизвестности. То, что для нас, взрослых, которые прошли разные этапы своей жизни, легко, для ребенка все это – впервые. И этот опыт очень ценен.
Почему без нее никак?!
Самое первый «повод влюбиться» – это, пожалуй, страх остаться одному. Давят социальные стереотипы: вот, все девочки в моем классе уже дружат с мальчиками, имеют отношения, а я до сих пор одна! По этой причине, и зачастую непроизвольно, девочки-подростки влюбляются лишь для того, чтобы не выглядеть белой вороной. Быть как все, не остаться одной.
Другое, что заставляет детей страстно влюбляться – это некий поиск идеального себя в партнере, то есть: «Я встретил(а) такого человека, который напоминает меня, но он лучше, тот тип, к которому я стремлюсь, идеальный образ. У него есть то, чего нет у меня, тогда я влюбляюсь. Я встретил(а) самого себя, но только идеального». Это та самая причина, по которой мы влюбляемся не только в подростковом, но и зрелом возрасте.
Третий момент – это, конечно, стремление выглядеть взрослым. «У меня есть серьезные отношения», «Я уже взрослый», «У меня есть мальчик(девочка), мы дружим», «Мы не только дружим, мы влюбленные, мы пара». Для подростков наличие отношений – это своеобразный признак взрослости.
И главное, родители! Ваш образ ребенок всегда носит с собой, поэтому иногда он выбирает партнера, который очень похож на идеализированный образ родителя. Довольно часто девочки и мальчики влюбляются в прототипы своих родителей.
Бывают и влюбленности, что называется, «от противного»: например, очень многие родители жалуются, что «как же так, у нас такая приличная семья, мы такие хорошие родители, занимаем такие ответственные посты, а у нас девочка влюбилась в какого-то подростка-оторву, который занимается роком, отрастил длинные волосы» и так далее. Это как раз и есть та самая влюбленность «от противного», говорящая о том, что в семье очень жесткие правила, и ребенок неосознанно стремиться нарушить действующие каноны, влюбляясь именно в такого трудного подростка, наперекор родителям. Либо в семье очень властные родители, и подросток влюбляется в их абсолютную противоположность. Поэтому маме с папой важно присмотреться, какой тип личности привлекает их ребенка. Это как зеркало, которое может им показать, чего же не хватает вашему ребенку.
Несколько слов о доверии
Первое, что хочется посоветовать родителям, – не обесценивайте переживания вашего взрослеющего ребенка. Второе: не нужно бояться говорить на тему любви и всех ее проявлениях. Как правило, родители стремятся оттянуть «разговор по душам», потому что когда ребенок влюбился, он начинает задавать вопросы, которые ставят родителей в тупик. Эти переживания вполне объяснимы и понятны, тем не менее нужно говорить с ребенком и на равных. Расскажите ребенку о собственной первой любви и переживаниях, с ней связанных, это вас очень сблизит. Заодно вспомните, что вы испытывали, когда по многу часов в подушку можно было плакать от того, что любимый человек так и не посмотрел, висеть на телефоне, ждать звонка или нарезать круги вокруг предмета обожания, так и не решаясь подойти. Тогда, казалось, что если он через пять минут не позвонит, то будет катастрофа вселенского масштаба. А уж если посмотрела как-то не так, да еще на другого, то вообще можно было и не жить. Вспомнив про собственные переживания, вы сможете лучше понять сына или дочь. Не забывайте, что подростки и так склонны в этот период к переменам настроения, поэтому любовные переживания воспринимаются так болезненно. «Разрушена жизнь, разрушена любовь, и я больше такого(ую) никогда не встречу!», – рассуждает юный влюбленный.
А рядом ли запретный плод?
Многие подростки, особенно если отношения с родителями достаточно доверительные, могут задавать вопросы о сексе: а что и как? И многие родители, в свою очередь, очень боятся этих вопросов. Нужно быть готовым поговорить и на эти темы. Во-первых, эти вопросы – акт доверия ребенка к родителю: если он спрашивает про интимные вещи именно вас, а не ищет другие источники, значит, он доверяет именно вам, и это нужно ценить.
– Как поговорить с ребенком о сексе так, чтобы не акцентировать его внимание на этом вопросе?
– Во-первых, слушать ребенка, что именно он спрашивает, и не рассказывать ему больше того, о чем он хочет знать. Удовлетворять интерес ребенка. Можно посоветовать ему почитать соответствующую литературу, адаптированную для подростков, авторы которой доступным и понятным языком излагают азы сексуальной жизни. Желательно начать заниматься половым воспитанием ребенка не тогда, когда из-за недостатка информации возникли проблемы, такие, как нежелательная беременность, например, а тогда, когда есть возможность этого избежать.
– Как быть, когда юная дочь влюбляется во взрослого мальчика, который, очевидно, рассчитывает на более близкие отношения?
– Если вы знаете, что у вашей девочки есть взрослый друг, то читать мораль ей бесполезно. Ругать и запрещать – тем более. В состоянии влюбленности ваш ребенок вряд ли будет слушать критику, пусть даже и оправданную, о предмете своей любви. Лучше стать союзником ребенка, пригласить этого молодого человека домой, познакомиться, поговорить с ним как со взрослым человеком, предупредить об ответственности. Если увидите, что возлюбленный вашей дочери далек от идеала, поговорите с ней, спросите о том, что ее, собственно, привлекает в этом молодом человеке, как она видит их отношения в будущем. Такие доверительные беседы имеет смысл проводить не для того, чтобы прочитать дочери мораль, а с позиции искреннего интереса к своему ребенку и его чувствам, – только в том случае с вами будут откровенны. Направлять своего сына или дочь, давать какие-то советы вы сможете только через доверительную беседу. Запретами, нравоучениями и моралями на ситуацию нельзя повлиять.
Если же, напротив, у вас раньше были доверительные отношения, в которых ребенок вдруг перестал нуждаться, и стал вестит себя отчужденно: запирается в своей комнате, часами висит на телефоне, например, у него появились какие-то тайны, секреты, личное пространство – это говорит о том, что появились границы между вами и миром ребенка. Как правило, подростки очень ревностно их оберегают: «закрой дверь, мама», «не видишь, что я по телефону разговариваю?», «выйди из моей комнаты!». Может даже повесить на дверь табличку «не входить». Но это не должно вас обижать, не стоит чувствовать себя несчастной от того, что сын или дочь в вас стали меньше нуждаться. Поверьте, это не так. Если появились границы, не нарушайте их, с уважением относитесь к личной жизни своего подростка: стучите, прежде чем войти, например. Продолжайте оставаться другом для своего ребенка, дайте ему/ей понять, что в вас она или он всегда найдут верного союзника, что бы ни произошло.
Отсутствие информации – причина проблем
– Светлана, расскажите, как правильно поговорить «про это» с дочерью-подростком?
– Хотелось бы начать с реалий сегодняшнего дня: современные девочки 11-12 лет, как правило, уже знают все, что мамы порой так тщательно пытаются от них скрыть, чтобы не привлекать лишнее внимание к «ненужным вещам». Почему? Просто в этом возрасте тема сексуального развития и «взрослых» отношений в среде подростков очень широко обсуждается.
В Челябинске работает 25 детских акушеров-гинекологов, и все сталкиваются с тем, что приходящие на плановый, школьный, осмотр девочки, как правило, в курсе происходящего. Тем не менее мы, как врачи, должны их еще раз обо всем проинформировать. Поэтому сначала врач проводит лекцию, в ходе которой рассказывает девочкам о том, что такое менструация, в чем суть этого процесса и так далее, а затем проводит гинекологический осмотр. В работе нам часто помогает иллюстрированное пособие «Как девочки взрослеют», которое мы вручаем каждой школьнице. В нем в виде комиксов представлена вся необходимая информация, в том числе и о средствах контрацепции. После разговоров о физиологии женщины мы переходим к тому, как появляются дети. Ненавязчиво разговаривать – уже поздно, если честно, поэтому очень рекомендую родителям говорить откровенно! Ваши попытки смягчить «подачу материала» вызовут только недоумение. Нельзя недооценивать тот факт, что разговоры на «эти» темы между подрастающими девочками очень популярны.
К сожалению, из опыта практикующего врача могу сказать, что очень много семиклассниц уже живут половой жизнью. Статистика такова, что каждая десятая девочка, делающая аборт в Челябинске, – несовершеннолетняя. Каждый год девочкам младше 14 лет делают 5-7 абортов, и таких случаев становится с каждым годом все больше.
Что делать родителям? Третировать подростка постоянным контролем все-равно не нужно, важно попытаться стать для него другом. Постарайтесь узнать, где и с кем он проводит время, особенно аккуратно стоит за этим наблюдать в той ситуации, если в его(ее) компании употребляют спиртное и курят, как бы банально это не звучало. Одни врачи не справятся, ведь мы сталкиваемся уже с имеющейся проблемой. Самое главное – дать понять ребенку, что есть специалисты, которые анонимно окажут помощь в подборе контрацепции, в том числе и аварийной, расскажут про инфекции, передающиеся половым путем, расскажут, как пользоваться презервативом. Постарайтесь аккуратно повлиять на своего ребенка для того, чтобы избежать нежелательных последствий. Речь вот о чем: следует пояснить подростку, к чему могут привести необдуманные поступки. Наша с вами задача – научить ребенка четко понимать, какую ответственность придется нести в случае скоропалительных решений.
Как правило, после того, как состоялась беседа, большинство девочек пересматривает свое поведение и принимает решение не торопиться, а в том случае, когда все уже произошло, подходят к этому вопросу ответственно, что помогает избежать неприятных последствий.
Право на радость и ошибку
Для большинства из нас первая любовь самая сильная, самая запоминающаяся и самая ранящая. И все-таки нам приятны воспоминания о ней. Чтобы и наши дети, став взрослыми, радовались своим воспоминаниям, а не тащили через всю жизнь психологический груз нажитых в детстве проблем, необходимо вовремя откликнуться на вопрос «Что такое любовь?»
«А для меня любовь – это то, что появляется на свет вместе с человеком, – заглядывает мне через плечо двенадцатилетняя Анна, – это самое искренне и светлое чувство, без которого не было бы ничего. Для меня любовь – это жизнь, а жизнь – это главное, что есть у человека». Ну, что тут еще добавить?!